Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 08:28, контрольная работа
Цель работы – изучить условные и безусловные рефлексы.
Задачи:
Ознакомиться с учением И. П. Павлова об условных и безусловных рефлексах;
Рассмотреть классификацию безусловных рефлексов;
Изучить механизм образования условных рефлексов;
Рассмотреть условия образования условных рефлексов;
Рассмотреть классификацию условных рефлексов.
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Учение И. П. Павлова. Условный и безусловный рефлексы………….....4
2. Классификация безусловных рефлексов…………………………….........7
3. Механизм образования условных рефлексов………………………….....9
4. Условия образования условных рефлексов…………………………..….10
5. Классификация условных рефлексов………………………………….....12
Заключение……………………………………………………………………....16
Список использованной литературы………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Учение И. П. Павлова. Условный
и безусловный рефлексы………….....4
2. Классификация безусловных
рефлексов…………………………….........7
3. Механизм образования условных
рефлексов………………………….....9
4. Условия образования условных
рефлексов…………………………..….10
5. Классификация условных рефлексов………………………………….....12
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………......
Введение.
Приспособление животных и человека к изменяющимся условиям существования во внешней среде обеспечивается деятельностью нервной системы и реализуется через рефлекторную деятельность. В процессе эволюции возникли наследственно закрепленные реакции (безусловные рефлексы), которые объединяют и согласовывают функции различных органов, осуществляют адаптацию организма. У человека и высших животных в процессе индивидуальной жизни возникают качественно новые рефлекторные реакции, которые И. П. Павлов назвал условными рефлексами, считая их самой совершенной формой приспособления. Рефлекс – это ответная реакция организма на какой-либо раздражитель, осуществляемая при участии ЦНС.
Цель работы – изучить условные и безусловные рефлексы.
Задачи:
Объект: учение И.П. Павлова об условных и безусловных рефлексах.
Предмет: условные и безусловные рефлексы.
Актуальностью данной темы является непосредственное присутствие в повседневной жизни человека условных и безусловных рефлексов. Они сопровождают человека повсюду.
1. Учение И. П. Павлова. Условный и безусловный рефлексы.
И. П. Павлов при изучении процессов
пищеварения обратил внимание на то, что
в ряде случаев при приеме пищи у собаки
наблюдалось слюноотделение не на саму
еду, а на различные сигналы, так или иначе
связанные с едой. Например, слюна выделялась
на запах пищи, стук посуды, из которой
обычно кормили собаку.
Такое явление Павлов назвал
«психическим слюноотделением» в противоположность
«физиологическому». Предполож
До Павлова в физиологии применяли
в основном методы, в ходе которых все
функции различных органов изучали у животного
под наркозом. При этом нарушалось нормальное
функционирование и органов, и ЦНС, что
могло искажать результаты исследований.
Для изучения работы высших отделов ЦНС
Павлов использовал синтетические методы,
позволяющие получить информацию от здорового
животного, не нарушая функций организма.
При изучении процессов пищеварения
Павлов пришел к выводу, что в основе «психического»
слюноотделения, как и физиологического,
лежит рефлекторная деятельность. В обоих
случаях присутствует внешний фактор
– сигнал, который и запускает слюноотделительную
реакцию. Разница заключается лишь в природе
этого фактора. При «физиологическом»
слюноотделении сигналом является непосредственное
восприятие пищи вкусовыми рецепторами
ротовой полости, а при «психическом»
стимулом будет служить опосредованные
сигналы, связанные с приемом пищи: вид
пищи, её запах, вид посуды и т.д. Исходя
из этого, Павлов пришел к выводу, что «физиологический»
слюноотделительный рефлекс можно назвать
безусловным, а «психологическое» слюноотделение
– условным. Таким образом, по мнению Павлова,
высшая нервная деятельность любого животного
организма основывается на условных и
безусловных рефлексах.
Безусловные рефлексы очень
разнообразны, они являются основой инстинктивной деятельности
организма. Безусловные рефлексы врожденные,
они не требуют специального обучения.
К моменту рождения у животных и человека
закладывается основной наследственный
фонд таких рефлексов. Но некоторые из
них, в частности половые, формируются
после рождения, по мере соответствующего
морфологического и функционального созревания
нервной, эндокринной и других систем.
Безусловные рефлексы обеспечивают первое, грубое приспособление организма к изменениям внешней и внутренней среды. Так, организм новорожденного адаптируется к среде за счет безусловных рефлексов дыхания, сосания, глотания и др.
Безусловные рефлексы отличаются стабильностью, которая обусловливается наличием в центральной нервной системе готовых стойких нервных связей для проведения рефлекторного возбуждения. Эти рефлексы носят видовой характер. Представители одного и того же вида животных имеют примерно одинаковый фонд безусловных рефлексов. Каждый из них проявляется при раздражении определенного рецептивного поля (рефлексогенной зоны). Например, глоточный рефлекс возникает при раздражении задней стенки глотки, рефлекс слюноотделения — при раздражении рецепторов полости рта, коленный, ахиллов, локтевой рефлексы — при раздражении рецепторов сухожилий определенных мышц, зрачковый — при действии на сетчатку резкого изменения освещенности и т. д. При раздражении других рецептивных полей эти реакции не вызываются.
Большинство безусловных рефлексов могут возникать без участия коры больших полушарий и подкорковых узлов. Вместе с тем Центры безусловных рефлексов находятся под контролем коры больших полушарий и подкорковых узлов, которые оказывают субординационное (от лат.sub — подчинение, ordinatio — приведение в порядок) влияние.
При росте и развитии организма
система безусловно-рефлекторных связей
все же оказывается ограниченной, инертной,
неспособной обеспечить достаточно подвижные
адаптационные реакции соответствующие
колебаниям внешней и внутренней среды.
Более совершенная адаптация организма
к постоянно изменяющимся условиям существования
происходит благодаря условно-рефлекторным,
т. е. индивидуально приобретенным реакциям.
Условно-рефлекторные механизмы головного
мозга имеют отношение ко всем видам деятельности
организма (к соматическим и вегетативным
функциям, к поведению), обеспечивая приспособительные
реакции, направленные на сохранение целостности
и стабильности системы «организм—среда».
И. П. Павлов назвал условный рефлекс временной
связью раздражителя с ответной деятельностью,
образующейся в организме при определенных
условиях. Поэтому в литературе вместо
термина «условный рефлекс» часто используется
термин «временная связь», который включает
и более сложные проявления деятельности
животных и человека, представляющие собою
целые системы рефлексов и поведенческие
акты.
Условные рефлексы не являются
врожденными и приобретаются в процессе
жизни в результате постоянного общения
организма с внешней средой. Они не отличаются
столь выраженной стабильностью, как безусловные
рефлексы, и исчезают при отсутствии подкрепления.
При этих рефлексах ответные реакции могут
быть связаны с раздражением самых различных
рецептивных полей (рефлексогенных зон).
Так, условный пищевой секреторный рефлекс
можно выработать и воспроизвести при
раздражении разных органов чувств (зрение,
слух, обоняние и др.).
2.
Классификация безусловных
Поведение животных и человека представляют собой сложное переплетение взаимосвязанных безусловных и условных рефлексов, которые иногда трудно разграничить.
Первая классификация безусловных рефлексов была предложена Павловым. Он выделил шесть основных безусловных рефлексов:
1. пищевые
2. оборонительные
3. половые
4. ориентировочные
5. родительские
6. детские.
Пищевые рефлексы связаны с изменениями
секреторной и двигательной работы органов
пищеварительной системы, возникают при
раздражении рецепторов ротовой полости
и стенок пищеварительного тракта. Примерами
могут служить такие рефлекторные реакции,
как слюно- и желчеотделение, сосание,
глотательный рефлекс.
Оборонительные рефлексы – сокращения различных
групп мышц – возникают в ответ на тактильное
или болевое раздражение рецепторов кожи
и слизистых оболочек, а также при действии
сильных зрительных, обонятельных, звуковых
или вкусовых раздражителей. В качестве
примера можно привести отдергивание
руки в ответ на прикосновение горячего
предмета, сужение зрачка при резком освещении.
Половые рефлексы связаны с изменениями
функций половых органов, вызываются непосредственным
раздражением соответствующих рецепторов
или поступлением в кровь половых гормонов.
Это рефлексы, связанные с осуществлением
полового акта.
Ориентировочный рефлекс Павлов называл рефлексом
«что такое?». Такие рефлексы возникают
при внезапных изменениях во внешней среде,
окружающей животное, или при внутренних
изменениях в его организме. Реакция заключается
в различных актах поведения, которые
позволяют организму ознакомиться с подобными
изменениями. Это могут быть рефлекторные
движения ушей, головы в сторону звука,
поворот туловища. Благодаря данному рефлексу
происходит быстрое и своевременное реагирование
на все изменения в окружающей среде и
в своем организме. Отличие этого безусловного
рефлекса от других состоит в том, что
при повторении действия раздражителя
он теряет свое ориентировочное значение.
Родительские рефлексы – это рефлексы, лежащие
в основе заботы о потомстве.
Детские рефлексы свойственны с рождения
и проявляются на определенных, как правило,
ранних стадиях развития. Примером детских
рефлексов может послужить врожденный
сосательный рефлекс
3. Механизм образования условных рефлексов.
Согласно И. П. Павлову, временная связь образуется между корковым центром безусловного рефлекса и корковым центром анализатора, на рецепторы которого действует условный раздражитель, т.е. связь замыкается в коре большого мозга. В основе замыкания временной связи лежит процесс доминантного взаимодействия между возбужденными центрами. Импульсы, вызываемые индифферентным (условным) сигналом с любого участка кожи и других органов чувств (глаз, ухо), поступают в кору большого мозга и обеспечивают образование в ней очага возбуждения. Если после индифферентного сигнала подается пищевое подкрепление (подкормка), то возникает более мощный второй очаг возбуждения в коре больших полушарий, к которому направляется ранее возникшее и иррадиирующее по коре возбуждение. Неоднократное сочетание в опытах условного сигнала и безусловного раздражителя облегчает прохождение импульсов от коркового центра индифферентного сигнала к корковому представительству безусловного рефлекса – синаптическое облегчение (проторение пути) – доминанта. Условный рефлекс сначала становится доминантой, а затем
условным рефлексом.
Образование временной связи в коре больших полушарий И. П. Павлов назвал замыканием новой условно-рефлекторной дуги: теперь подача только условного сигнала приводит к возбуждению коркового центра безусловного рефлекса и возбуждает его, т.е. возникает рефлекс на условный раздражитель – условный рефлекс.
4. Условия образования условных рефлексов.
Условные рефлексы хорошо образуются только при определенных условиях, главнейшими из них являются:
1) повторное сочетание
действия ранее
2) некоторое предшествование
во времени действия
3) бодрое состояние организма;
4) отсутствие других видов активной деятельности;
5) достаточная степень
возбудимости безусловного или
хорошо закрепленного
6) надпороговая интенсивность условного раздражителя.
Совпадение действия индифферентного раздражителя с действием подкрепляющего раздражителя (безусловного или хорошо ранее закрепленного условного раздражителя), как правило, должно повторяться несколько раз. При образовании новых условных рефлексов в одной и той же обстановке процесс формирования этих рефлексов ускоряется. У человека многие условные рефлексы, в особенности на словесные раздражители, могут образовываться после одного сочетания.
Длительность времени предшествования действия нового условного раздражителя действию подкрепляющего не должно быть значительным. Так, у собак рефлексы особенно хорошо вырабатываются при длительности предшествования 5—10 секунд. При сочетании в обратном порядке, когда подкрепляющий раздражитель начинает действовать ранее индифферентного раздражителя, условный рефлекс не вырабатывается.
Образование условно-рефлекторных
связей, легко протекающее в условиях
бодрого состояния организма, затрудняется
при его заторможенности. Так, у животных,
находящихся в сонливом состоянии, условные
рефлексы или не образуются совсем, или
же образуются медленно, с трудом. Заторможенное
состояние затрудняет формирование условных
рефлексов и у человека.
При доминировании в центральной
нервной системе центров, не связанных
с образованием данных условных рефлексов,
формирование этих рефлексов затрудняется.
Так, если у собаки возникло резкое возбуждение,
например, при виде кошки, то в этих условиях
образование пищевого слюноотделительного
рефлекса на звук звонка или свет лампочки
не происходит. У человека, поглощенного
каким-либо делом, образование условных
рефлексов на другие виды деятельности
в это время также резко затрудняется.
Условные рефлексы образуются
только при наличии достаточной возбудимости
центров этих подкрепляющих рефлексов.
Например, при выработке у собак пищевых
условных рефлексов опыты ставятся при
условии высокой возбудимости пищевого
центра (голодном состоянии животного).
Возникновение и закрепление
условно-рефлекторной связи происходит
при определенном уровне возбуждения
нервных центров. В связи с этим сила условного
сигнала должна быть выше пороговой, но
не чрезмерной. На слабые раздражители
условные рефлексы не вырабатываются
совсем или формируются медленно и отличаются
неустойчивостью. Чрезмерно сильные раздражители
вызывают развитие в нервных клетках охранительного
(запредельного) торможения, что также
затрудняет или исключает возможность
образования условных рефлексов.
5. Классификация условных рефлексов.
Условные рефлексы подразделяют по нескольким критериям.
1. По биологическому значению различают:
1) пищевые;
2) половые;
3) оборонительные;
4) двигательные;
5) ориентировочный - реакция
на новый раздражитель.
Ориентировочный рефлекс осуществляется
в 2 фазы:
1) стадия неспецифической тревоги
- 1-я реакция на новый раздражитель: изменяются
двигательные реакции, вегетативные реакции,
изменяется ритм электроэнцефалограммы.
Продолжительность этой стадии зависит
от силы и значимости раздражителя;
2) стадия исследовательского
поведения: восстанавливается двигательная
активность, вегетативные реакции, ритм
электроэнцефалограммы. Возбуждение охватывает
большой отдел коры головного мозга и
образования лимбической системы. Результат
- познавательная деятельность.
Отличия ориентировочного рефлекса
от других условных рефлексов:
1) врожденная реакция организма;
2) он может угасать при повторении
действия раздражителя.
То есть ориентировочный рефлекс
занимает промежуточное место между безусловным
и условным рефлексом.
2. По виду рецепторов, с которых идет выработка,
условные рефлексы делят:
1) экстерорецептивные - формируют приспособительное поведение
животных по добыванию пищи, избеганию
вредных воздействий, продолжению рода
и т.д. Для человека важнейшее значение
имеют экстерорецептивные словесные раздражители,
формирующие поступки и мысли;
2) проприорецептивные – лежат
в основе научения животных и человека
двигательным навыкам: ходьбе, производственным
операциям и др.;
3) интерорецептивные – влияют
на настроение, работоспособность.
3. По отделу нервной системы
и характеру эфферентного ответа различают:
1) соматические (двигательные);
2) вегетативные (сердечно-сосудистые,
секреторные, выделительные и др.).
В зависимости от условий
выработки натуральные условные рефлексы (условный раздражитель
не применяется) формируются на сигналы,
являющиеся естественными признаками
подкрепляющего раздражителя. Поскольку
натуральные условные рефлексы трудно
измерить количественно (запах, цвет и
др.), И. П. Павлов в дальнейшем перешел
к изучению искусственных условных рефлексов.
Искусственные – условные рефлексы на такие
сигнальные раздражители, которые в природе
не имеют отношения к безусловному (подкрепляющемуся)
раздражителю, т.е. применяется любой дополнительный
раздражитель.
Основными лабораторными условными
рефлексами являются следующие.
1. По сложности различают:
1) простые – вырабатываются
на одиночные раздражители (классические
условные рефлексы И. П. Павлова);
2) комплексные – вырабатываются
на несколько сигналов, действующих одновременно
или последовательно;
3) цепные – вырабатываются
на цепь раздражителей, каждый из которых
вызывает свой условный рефлекс.
2. По соотношению времени
действия условного и безусловного раздражителей различают:
1) наличные – для выработки
характерно совпадение действия условного
и безусловного раздражителей, последний
включается позже;
2) следовые – вырабатываются
в условиях, когда безусловный раздражитель
подают через 2-3 мин после выключения условного,
т.е. выработка условного рефлекса происходит
на след от сигнального стимула.
3. По выработке условного
рефлекса на базе другого условного рефлекса различают условные рефлексы
второго, третьего и других порядков.
1) рефлексы первого порядка
– условные рефлексы, выработанные на
базе безусловных рефлексов;
2) рефлексы второго порядка
– вырабатываются на базе условных рефлексов
первого порядка, при которых безусловный
стимул отсутствует;
3) рефлекс третьего порядка
– вырабатывается на базе условного второго
порядка.
Чем выше порядок условных рефлексов,
тем труднее идет их выработка.
В зависимости от сигнальной
системы различают условные рефлексы
на сигналы первой и второй сигнальных
систем, т.е. на слово, последние вырабатываются
только у человека.
По реакциям организма условные
рефлексы бывают положительные и отрицательные.
Информация о работе Безусловные и условные рефлексы (И.П. Павлов)