Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 23:33, контрольная работа
Актуальность бихевиоризма и когнитивной психологии обусловлена тем, что их основные принципы и методы широко используются в современной психологической науке, а также нашли практическое применение в различных областях.
Предметом изучения в контрольной работе являются два направления психологии в первом вопросе бихевиоризм, во втором – когнитивная психология. Цель контрольной работы – изучение сущности бихевиоризма как науки, изучающей поведение объективным путем, и рассмотрение основных положений когнитивной психологии и их соотношение.
Введение 3
1. Охарактеризуйте сущность бихевиоризма как науки, изучающей поведение объективным путем. 5
2. Охарактеризуйте основные положения когнитивной психологии. 12
3. Укажите, какое психологическое положение из перечисленных следует отнести к гештальт-психологии 16
Заключение 18
Список использованной литературы 20
Позиции бихевиористов были подвергнуты критике представителями когнитивной (от лат. cognoscere - познавать) психологии. Они исходят из того, что поведение человека определяется как воздействием на него условий внешней среды, так и его мыслительными способностями.
Начало этому направлению в 1967 г. положило исследование У. Нейсера, результаты которого он изложил в книге «Cognitive Psychology». Идеи когнитивной психологии, раскрывающей роль сознания людей в их поведении, были обоснованы также в трудах американских психологов Дж. Келли, Дж. Роттера, канадского психолога А. Бандуры и других.
Основной постулат представителей этого направления «восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как и устройство организма генотипом».
Когнитивный подход в исследовании
сознательного поведения
Джордж Келли (1905—1967) разработал теорию личностных конструктов. Ее смысл заключается в том, что разные люди по-разному осознают и оценивают явления действительности и принимают в связи с этим неодинаковые, как правило, альтернативные решения, позволяющие им выполнять их насущные задачи. Такой подход характеризуется Дж. Келли как конструктивный альтернативизм. Обосновывается положение тем, что человек из ряда альтернативных возможностей выбирает наиболее оптимальные с его точки зрения.
Дж. Келли пишет: «Личностный конструкт — это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт»3. Дж. Келли пишет, что если тот или иной личностный конструкт или понятийная схема оправдывает себя при оценке реальности и выборе поступка тем или иным человеком, то он исходит из нее и далее. Если же нет, он отвергает ее и конструирует другую. Подчеркивается, что личностные конструкты не хаотично теснятся в сознании человека, а определенным образом организованы и функционируют в той или иной системе. Система личностных конструктов, формирующаяся при взаимодействии человека с внешней природной и социальной средой, определяет его широкие альтернативные возможности в выборе своих поступков. В теории Дж. Келли «люди представлены как свободные и зависящие от своего собственного поведения».
Главная идея теории А. Бандуры (р. 1925) — научение через наблюдение. Речь идет о том, что мыслительные способности человека развиваются в процессе наблюдения им явлений внешней, прежде всего социальной среды. И он действует в соответствии со своими наблюдениями. А. Бандура обосновывает способность человека к саморегуляции, в частности, к тому, чтобы, действуя в соответствии с обстановкой, учитывать характер влияния своих действий на других людей и их возможные реакции. Тем самым появляется возможность предвидеть последствия собственных действий и самому регулировать свое поведение.
Большое значение в сознательном поведении личности А. Бандура, кроме наблюдений, отводит таким проявлениям сознания человека, как внимание и мотивы, побуждающие его действовать в том или ином направлении. Вполне определенно А. Бандура отдает приоритет сознательному мышлению над бессознательным. Другими словами, он ставит осмысленные цели над инстинктами или интуицией. Тем самым повышается возможность самоконтроля в поведении и деятельности людей, в том числе учет того, насколько поведение того или иного человека отвечает условиям внешней среды и насколько оно эффективно для его социального самоутверждения.
Дж. Роттер в теории социального научения исследует проблему влияния на развитие психики человека социальных факторов, прежде всего его взаимоотношений с другими людьми.
Исследуется влияние социальных ситуаций на развитие сознания и самосознания человека, в том числе на формирование сознательных мотивов его поведения. Дж. Роттер ввел в науку психологии личности понятие потенциал поведения, выражающее вероятность того или иного ее поведения в зависимости от характера воздействия на нее внешних социальных факторов. В этом он солидаризируется с мнением А. Бандуры.
С позиций когнитивной психологии эффективное обучение возможно лишь в том случае, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру.
В качестве важного условия обучения в ней рассматривается внутренняя мотивация, связанная с интересом учащихся к изучаемому предмету.
Существуют специальные
приемы и упражнения для тренировки
восприятия и развития способностей,
такие методы используют в работе
с детьми, у которых проблемы с концентрацией
внимания и запоминанием. Они распутывают
сложные лабиринты, учатся находить различия
на картинках, делать все по порядку, запоминать
с помощью специальных приемов — мнемотехник.4 1970-е годы в Америке в связи
с запросом из судебной системы психологи
начали изучать ошибки памяти, и обнаружилось,
что наши воспоминания зависят от того,
как нам зададут о них вопрос и что при
этом скажут дополнительно, т.е. можно
имплантировать воспоминания, например,
с помощью гипноза. Когнитивную психологию
внимания используют там, где стоит задача
зрительного поиска, например, досмотр
в аэропортах и обнаружение раковых опухолей
на снимках. Неверное решение может стоить
человеку жизни. Кроме того, сейчас активно
развивается когнитивный дизайн (как разместить
баннер на сайте, куда в магазине ставить
товар, чтобы его заметили).
а) «восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как и устройство организма генотипом»;
б) «если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт – например хватание»;
в) «наша задача заключается в накоплении наблюдений над поведением человека, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле можно было сказать наперед, какая будет реакция».
К гештальтпсихологии следует отнести тезис под буквой «а».
Гештальтпсихология (Gestalt — целостная форма, структура) развилась вследствие протеста против бихевиоризма и существовавших ранее психологических направлений. Главное понятие этой психологии – понятие комплексного качества как целостного переживания, пронизанного чувством. Гештальтпсихология привлекла внимание к вопросам восприятия, памяти и продуктивному, творческому мышлению, изучение которого является основной задачей психологии, и послужила ступенью к развитию когнитивной психологии.
Подход гештальтпсихологии применим в творческих деятельностях по созданию новых идей, форм, а также в играх детей.
Другие тезисы принадлежат бихевиоризму, который в отличие от гештальтпсихологии изучает поведение, а не сознание. В частности, тезис под буквой «б» принадлежит Джону Уотсону. Тезисом под буквой «в» сформулирована основная задача бихевиоризма.
В первом вопросе были рассмотрены сущности бихевиоризма как науки, изучающей поведение объективным путем.
Итак, основной тезис бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание, которое непосредственно не наблюдаемо. Важные заслуги бихевиоризма в 1) изучение психологии с естественнонаучной стороны; 2) введение методов, основывающихся на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов и событий, благодаря чему получили бурное развитие инструментальные приемы исследования процессов психических; 3) расширение класса исследуемых объектов (изучение поведения животных, младенцев и пр.);4) продвижение отдельных разделов психологии, в том числе проблемы научения, образования навыков и пр.
Однако, бихевиоризм не разрешил задачи построения действительно научной психологии. Основываясь на механистическом материализме, бихевиоризм приходит к отрицанию всякого объективного значения за психическими процессами и игнорирует их изучение. На практике применение бихевиоральных схем высокоэффективно в психиатрии, рекламе, педагогике.
Во втором вопросе были рассмотрены основные положения когнитивной психологии. Основной постулат представителей этого направления заключается в том, что знания человека организованы в определенные схемы. Когнитивной психологией сформулированы понятия кратковременной и долговременной памяти.
Итак, когнитивная психология сегодня является модным и перспективным направлением. Она используется при разработке обучающих программ, предназначенных для развития интеллекта и в научной экспертизе свидетельских показаний, при досмотрах в аэропортах и обнаружениях раковой опухоли на снимках, при разработке дизайна сайтов, магазинов и т.д.
1 Основы общей психологии. Учебное пособие, Л. П. Баданина, 2012
4 Психологи большого города. Мария Фаликман