Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 17:45, реферат
Это метод психологического анализа личности, базирующийся на биографической информации. Разработан в рамках фрейдизма и, естественно, несет на себе печать игнорирования общественно-исторической обусловленности личности. Биологизация психических явлений и психологизация социальных, свойственные классическому психоанализу, присущи и этому виду биографического метода.
БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД
Предметом биографического метода является жизненный путь человека, в процессе которого формируется личность, происходит сложный процесс становления индивида, его приобщение к общественным нормам, формирование готовности к выполнению различных ролевых функций, выработка индивидуальных ценностей, мировоззрения, характера и способностей человека.
Многомерность биографии человека, включающая в себя совокупность деятельностей и отношений, ролей и функций, определяет комплексность метода. Для того чтобы охватить все это многообразие и получить достоверную информацию, требуется система конкретных методов.
Основными источниками биографических данных являются:
1) сам изучаемый человек;
2) знающие его люди;
3) продукты его деятельности;
4) исторические и литературные источники;
5) материалы, тем или
иным образом зафиксировавшие
события личной жизни человека
или сопутствующих ей
6) данные о местожительстве,
месте и характере
7) жилая и рабочая обстановка
(дом и сопутствующий
8) личные вещи (одежда, орудия труда, предметы быта, украшения и знаки отличия, личные книги и проч.).
Именно источник сведений
в первую очередь определяет специфику
применяемого биографического метода.
Так, информацию, исходящую от самого
объекта изучения, получают с помощью
автобиографических методик в виде:
спонтанных или спровоцированных автобиографий
(в том числе в форме
Свидетельства очевидцев собирают путем
опроса, беседы, изучения их воспоминаний
об интересующем человеке. Богатый материал
о личности дает изучение различных высказываний
о ней ее современников. Например, в форме
эпиграмм, реплик в дискуссиях, отзывов,
посвящений (типа «стихов в альбом») и
т. д.
Изучение продуктов деятельности может
осуществляться как чисто описательно,
так и с привлечением качественно-количественных
методов обработки и интерпретации данных.
Например, через систематизацию продуктов
труда можно получить информацию о структуре
и динамике интересов, пристрастий, взглядов
и в целом о направленности, характере
и способностях личности. По этим же данным
можно построить график продуктивности
и периодизацию творческого пути личности
(«ранний Пушкин», «розовый период Пикассо»).
Эффективно применение контент-анализа
литературного, публицистического, эпистолярного
наследия изучаемой личности (сочинений,
дневников, писем и т. п.).
Отмеченное выше объединение
разнообразных методик сбора
биографической информации под единым
наименованием «Биографический
метод» является отражением сложной
ситуации в этой области, когда отдельная
биографическая методика обладает признаками
нескольких эмпирических методов одновременно
и применима для сбора
Психобиография
^ Это метод психологического анализа личности,
базирующийся на биографической
информации. Разработан в рамках фрейдизма
и, естественно, несет на себе печать игнорирования
общественно-исторической обусловленности
личности. Биологизация психических явлений
и психологизация социальных, свойственные
классическому психоанализу, присущи
и этому виду биографического метода.
Впервые метод применен при описании личности
президента США В. Вильсона. В этой работе
участвовал и сам 3. Фрейд [386]. В настоящее
время все американские президенты и многие
другие зарубежные политики обследуются
этим методом с привлечением данных когнитивной
психологии. Главная идея социального
когнитивизма заключается в объяснении
мотивов поведения личности ее потребностью
в установлении и поддержании сбалансированности
своей когнитивной структуры, т. е. связанной
и непротиворечивой картины мира в своем
сознании.
В советской психологии этот метод не
включался в состав биографического метода,
а противопоставлялся ему как неприемлемый
методологически (из-за слабой акцентуации
социального фактора в становлении и развитии
личности).
20.3. Каузометрия
Каузометрия (от лат. causa – причина) – это
один из биографических методов, предназначенный
для исследования субъективной картины
жизненного пути и психологического времени
личности. Предложен в 1982 г. Е. И. Головахой и А.
А. Кроником.
С его помощью описанию поддаются не только
прошлые этапы жизни человека, но и предполагаемые
будущие. Проводится в форме интервью,
состоящего из шести основных процедур:
биографическая разминка; формирование
списка значимых событий; их датировка;
причинный анализ отношений между этими
событиями; целевой анализ; обозначение
сфер принадлежности событий. Дополнительно
производится оценка эмоциональной привлекательности
событий, их удаленности в прошлое и будущее,
и значимости «для себя» и для «других»,
а также локализация личного временного
центра.
Итоги интервью изображаются в виде каузограммы
– графика событий и связей между ними.
Это дает наглядное представление о мотивационном
статусе событий, их локализации в календарном
и психологическом времени, роли (стартовой
или финишной) в жизни исследуемого человека,
о структуре связей между событиями. Все
это позволяет сделать вывод о возможных
деформациях картины жизненного пути,
о масштабности, осмысленности и реализованности
замыслов опрашиваемого. По этим данным
можно судить об особенностях его стиля
жизни и удовлетворенности своим прошлым,
настоящим, будущим.
Каузометрия применима для исследования
и индивидуального, и совместного жизненного
пути, для анализа и коррекции жизненных
сценариев в психотерапии, для проектирования
жизненных перспектив в семейных, профориентационных,
психогигиенических консультациях.
На основе каузометрии разработана компьютерная
программа «Биограф», позволяющая провести
диагностику обследуемого человека с
помощью ЭВМ.
^
20.4. Формализованная
Биографическая анкета является конкретизацией
большой группы методов, объединяемых
названием «Биографические опросники». В
этих опросниках обычно выясняются объективные
показатели жизненного пути человека
(возраст, образование, стаж работы, место
жительства и т. п.). Иногда в них включают
и вопросы субъективного характера (интересы,
склонности и т. д.).
В качестве примера сошлемся на анкету,
разработанную Н. В. Логиновой, участвовавшей
в 1976 г. в комплексном лонги-тюдном исследовании
студентов, проводимом психологами Ленинградского
госуниверситета, и кратко представленную
в [97]. Анкета, понятно, с тех пор видоизменялась,
т. е. адаптировалась к нынешним социальным,
экономическим, политическим и культурным
условиям России.
В анкете отражаются следующие основные
группы биографических данных:
данные жизненного пути;
ступени социализации (ясли, детсад, школа,
вуз, трудовыеколлективы и т. д.);
среда развития (место жительства, учебные
учреждения,производственные организации);
интересы и любимые занятия
в разные периоды жизни;
состояние здоровья (в том числе
перенесенные заболевания).
Заполнению анкеты обычно предшествует
инструктаж опрашиваемого, где предписывается
давать исчерпывающие, точные и откровенные
ответы. На основании данных анкеты возможно
составление хронологической таблицы
личностного развития, в которой в хронологическом
порядке указываются жизненные события
человека и связанные с ними его переживания.
Интерпретация результатов (и анкеты,
и таблицы) предполагает анализ социальных
ситуаций развития личности, эмоционального
фона и направленности личности на разных
этапах жизненного пути, основных конфликтов
и движущих сил развития личности.
^
20.5. Психологическая автобиография
Психологическая автобиография – собирательное
наименование большой группы способов
получения биографической информации
от самого изучаемого человека. Эти методы
позволяют получить данные психологического
анамнеза, сведения о важнейших событиях
и этапах жизненного пути личности, об
ее отношении к прожитому и об особенностях
ее антиципации.
Сведения общего характера (пол, возраст,
образование, семейное положение, профессиональные
сведения, состояние здоровья и т. п.) можно
получить с помощью беседы, анкеты, биографических
опросников. Специфические сведения (оценка
прошлых и возможных будущих событий,
отношение к себе и другим, субъективное
восприятие своего жизненного пути и т.
п.) получают различными способами. Наиболее
распространенный и простой – устное
или письменное повествование о своей
жизни с одновременным описанием своего
психического состояния в соответствующие
периоды.
Повествование может быть облегчено с
помощью предлагаемой испытуемому схемы
изложения. Схема содержит отдельные опорные
точки, относящиеся к разным возрастным
периодам жизни человека и к разным областям
его деятельности.
Популярен в таких исследованиях прием автопортрета.
Еще один известный прием – управляемая
фантазия. Он может осуществляться в разных
вариантах. Например, «вживание» в свой
воображаемый образ в старости с подведением
итогов жизни. Или «ускорение времени»
путем неоднократного последовательного
представления себя все старше и старше.
Из последних разработок укажем на методику
Е. Ю. Коржо-вой, предложенную в 1994 г. для
выявления самовосприятия жизненного
пути личности [164]. Ответы и описания биографа
касаются его прошлого, настоящего и возможного
будущего, но преимущественно событий
его недавнего прошлого. Предусмотрена
процедура формализации и унификации
автобиографического материала, что дает
возможность его количественного представления.
Способы интерпретации данных, предусмотренные
методикой, позволяют отнести ее к разряду
событийно-биографических методов. А поскольку
в анализе материала на первый план выступает
личностное значение (т. е. смысл) ответов,
то данную методику (впрочем, как и в целом
метод психологической автобиографии)
можно отнести к группе экспрессивных
проективных методов. Автором разработаны
критерии анализа данных. При интерпретации
учитываются следующие особенности восприятия
событий личностью: 1) формальные характеристики
– продуктивность воспроизведения образов
прошлого и будущего; значимость для себя
данного события по сравнению с другими;
желательность событий; степень влияния
событий на последующий ход жизни субъекта;
время их антиципации (предвосхищения)
и ретроспекции; 2) содержательные характеристики
– тип и вид значимых событий; их «оригинальность-популярность»
(частота встречаемости); их «сила-слабость»
(преобладающее влияние личностных или
ситуационных переменных). Субъективная
картина жизненного пути рассматривается
как целостный образ человеческого бытия:
ощущения, восприятия, эмоциональные и
интеллектуальные переживания и оценки
собственной жизни и в конечном счете
отношение к ней. Анализу подлежит ряд
компонентов этой внутренней картины
своей жизни: 1) соматический (телесный)
компонент – отношение к своему здоровью,
возрасту, изменениям в том и другом и
т. п.; 2) личностный (индивидуально-