Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 22:59, реферат
Механизмы целенаправленного поведения животных во многих отношениях остаются невыясненными. Общераспространенный рефлекторный принцип не всегда достаточен для объяснения многих сторон деятельности животных, особенно направленной на активное преобразование окружающей их среды с целью удовлетворения ведущих метаболических и зоосоциальных потребностей..
Благодаря оценке достигнутых результатов, с помощью обратной афферентации поведение строится на принципе саморегуляции. Любое поведение включает также элементы программирования, т. е. опережающее отражение действительности. Именно с программирующими механизмами акцептора результата.
2. Поведение как континуум результатов
Другим положением рефлекторной теории, которое отвергается ТФС, является оценка действия как завершающего этапа поведенческого акта. С позиций ТФС заключительный этап развертывания акта – сличение прогнозируемых в акцепторе параметров с параметрами реально полученного результата. Если параметры соответствуют прогнозируемым, то индивид реализует следующий поведенческий акт; если же нет, то в аппарате акцептора возникает рассогласование, ведущее к перестройке программ достижения результата.
Таким образом поведенческий акт рассматривается не как изолированная единица, а как элемент поведенческого континуума - последовательности поведенческих актов, совершаемых индивидом на протяжении его жизни.
Таким образом, поведение может быть охарактеризовано как континуум результатов, а поведенческий акт рассмотрен как отрезок поведенческого континуума от одного результата до другого.
Ведущие потребности и их удовлетворение расчленяют континуум поведенческой деятельности на отдельные отрезки, «кванты».
Каждый «квант» поведения
А, Б, В, Г — события внешнего мира;
Р1-Р6 — промежуточные положительные {+)
и отрицательные (-) результаты поведения.
Таким образом, континуум поведенческой деятельности живых существ строится дискретными «квантами», определяющими по принципу саморегуляции удовлетворение ведущих потребностей организма. Такие «кванты» определяют целенаправленную деятельность живых существ.
В любом «кванте» целенаправленной поведенческой деятельности на Основе генетических и индивидуально приобретенных механизмов памяти осуществляется опережающее программирование определенных свойств результатов, удовлетворяющих ведущие потребности организма. Всякая потребность и формы взаимодействия организма с окружающей средой, т. е. средства удовлетворения потребности и, наконец, сами процессы удовлетворения потребности запечатлеваются в определенных структурах мозга и по опережающему принципу воспроизводятся всякий раз при возникновении очередной потребности. Такое программирование «кванта» определяется механизмами акцептора результата действия каждой строящей соответствующий «квант» функциональной, системы. Именно с этими опережающими реальные события механизмами акцептора результата действия в процессе целенаправленной деятельности и осуществляется постоянное сравнение достигнутых результатов, их оценка. Из этого следует важное заключение о том, что 'возникающие на основе доминирующих потребностей «кванты» поведения по своей сути направлены на будущие результаты поведения, удовлетворяющие эти потребности.
По характеру организации
1. Последовательное квантование состоит в смене отдельных поведенческих квантов различного значения. В этом случае удовлетворение одной потребности приводит к формированию следующей потребности, а ее удовлетворение в свою очередь приводит к формированию следующей.
Такого рода операции, как правило, в процессе отработки навыков становятся автоматизированными и осуществляются у человека на подсознательном уровне.
Например, принцип последовательного квантования используется при построении устной и письменной речи, в процессе мышления и т. д.
2. Иерархическое квантование характеризуется тем, что удовлетворение ведущей потребности может быть значительно отодвинуто во времени и проходить через удовлетворение промежуточных потребностей, объединенных как в последовательной, так и в иерархический ряд.
Например, для достижения
конечных социально и лично значимых
результатов спортсмены совершенствуют
отдельные этапы своей
3. Смешанное квантование отличается тем, что последовательное квантование на определенных участках включает иерархическое квантование.
Смешанным квантованием поведения практически охвачена вся жизнь человека от рождения до смерти, включая отдых и сон.
Между «квантами» психической деятельности человека могут включаться «кванты», обусловленные биологическими и метаболическими потребностями.
3. Психологическое и
В настоящее время психологи и философы в качестве основного препятствия на пути к синтезу психологического и физиологического знания рассматривают эмерджентность психического, т.е. появление на уровне психического таких специфических качеств, которыми не обладает физиологическое.
В качестве «концептуального моста», соединяющего психологию и нейронауки, в системной психофизиологии использовано развитое в рамках ТФС представление о качественной специфичности системных процессов, в которых для достижения результатов поведения организуются частные, локальные физиологические процессы, но которые несводимы к последним.
Суть системного решения психофизиологической проблемы заключена в следующем положении. Психические процессы, характеризующие организм и поведенческий акт как целое, и нейрофизиологические процессы, протекающие на уровне отдельных элементов, сопоставимы только через информационные системные процессы, т.е. процессы организации элементарных механизмов в функциональную систему. Иначе говоря, психические явления могут быть сопоставлены не с самими локализуемыми элементарными физиологическими явлениями, а только с процессами их организации. При этом психологическое и физиологическое описание поведения и деятельности оказываются частными описаниями одних и тех же системных процессов.
Психика в рамках этого представления
рассматривается как
Приведенное решение психофизиологической проблемы избегает:
а) отождествления
б) параллелизма, поскольку системные процессы есть процессы организации именно элементарных физиологических процессов
в) взаимодействия, поскольку психическое и физиологическое – лишь аспекты рассмотрения единых системных процессов.
Выводы
В объяснении механизмов целенаправленного поведения теория функциональных систем в отличие от рефлекторной теории выдвигает следующие принципиально новые положения:
1. Системная центральная организация функциональных систем различной степени сложности по сравнению с центральными механизмами поведенческой рефлекторной дуги имеет более сложную архитектуру и включает такие стадии, как афферентный синтез, принятие решения, предвидение потребного результата (акцептор результата действия), эфферентный синтез и многокомпонентное действие. Рефлекторная дуга является только составной частью системной организации физиологических функций.
2. В отличие от рефлекторной теории, где действие рассматривается как завершающий этап поведенческого акта ТФС рассматривает поведенческий акт как элемент поведенческого континуума - последовательности поведенческих актов, совершаемых индивидом на протяжении его жизни, результатом которых является полезный приспособительный итог, удовлетворяющий доминирующую потребность организма.
3. С системных позиций
Список использованной литературы
1. Александров Ю.И. Введение в системную психофизиологию // Психология XXI века. М., Пер Се, 2003, 39-85.
2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975. С. 17-59
3. Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю.И. Александров. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 349 с.
4. Системные механизмы поведения / Под ред. К.В.Судакова, М. Банча. – М.: Медицина, 1990. – 240с.