Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 08:55, контрольная работа
Специфика дошкольного возраста заключается в том, все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые.
Дошкольные образовательные учреждения относятся к категории учреждений, реализующих общеобразовательные программы. Они могут быть государственными и негосударственными.
Введение………………………………………………………………….2-3
Цель психологической службы в ДОУ…………………………………4
Задачи психологической службы в ДОУ……………………………….5
Методы и механизмы проекта службы в ДОУ…………………………6-9
Показатели успешности проекта службы в ДОУ………………………10-11
Список использованной литературы……………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Цель психологической службы в ДОУ…………………………………4
Задачи психологической службы в ДОУ……………………………….5
Методы и механизмы проекта службы в ДОУ…………………………6-9
Показатели успешности проекта службы в ДОУ………………………10-11
Список использованной литературы……………………………………12-13
Введение
Дошкольное детство – это период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека.
Специфика дошкольного возраста заключается в том, все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые.
Дошкольные образовательные учреждения относятся к категории учреждений, реализующих общеобразовательные программы. Они могут быть государственными и негосударственными. Около 80 % ДОУ РФ находится в собственности у государства. Оно регулирует разнообразие образовательных услуг и качество образования в них. Такая же ситуация наблюдается относительно функционирования образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Наличие государственных и негосударственных образовательных учреждений, их типовое и видовое разнообразие, дифференциация на категории обеспечивает формирование разных моделей медико-психолого-социального сопровождения образовательного процесса и развитие новых форм дошкольного образования, что способствует созданию эффективного образовательного пространства в инфраструктуре каждого района учебного округа.
Профессиональная деятельность психолога дошкольного учреждения направлена на сохранение психического здоровья и социального благополучия детей. Основой является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение.
Для реализации своей деятельности психолог дошкольного учреждения способствует становлению базовых свойств личности детей, а именно самооценки и образа «Я», нравственных ценностей, смыслов и установок, социально-психологических ценностей в системе отношений с другими людьми, (т.е. помочь ребенку поверить в свои силы, научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей), обучает детей этическим ценным формам и способам поведения в отношениях со сверстниками и взрослыми.
В силу этого, оказание психологической помощи в дошкольных учреждениях является очень важной задачей.
Поэтому актуально создать систему подготовки психологов дошкольных учреждений, оказывающих психологическую помощь детям дошкольного возраста и их родителям, а именно “Служба психологической помощи в дошкольных учреждениях”.
Данный вид деятельности направлен на диагностику развития детей дошкольного возраста, призван помогать педагогам и родителям правильно строить с детьми педагогическое общение.
Психологическое сопровождение ребенка в учебно-воспитательном процессе дошкольного образования является обеспечение нормального развития ребенка, а также помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации, развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов.
Цель психологической службы дошкольного учреждения – психологическое сопровождение участников образовательного процесса, содержанием которого является создание психолого-педагогических условий по сохранению и поддержанию психологического здоровья и повышение уровня психологической культуры участников образовательного процесса.
Достижение основной цели реализуется на основе комплексного подхода по следующим направлениям: просветительскому, профилактическому, диагностическому, консультативному и коррекционно-развивающему.
психолог дошкольный возраст консультирование
1. Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Обязательно:
• Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
• Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
• Диагностика воспитанников в рамках
психолого-медико-
• Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
2. Психопрофилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
Обязательно:
• Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
- анализ медицинских карт (карта
«История развития ребенка») вновь
поступающих детей для
- групповые и индивидуальные
консультации для родителей
- информирование педагогов о
выявленных особенностях
• Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
3. Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития.
Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного дошкольного учреждения, специфики детского коллектива, отдельного ребенка.
Педагог-психолог дошкольного учреждения
осуществляет коррекционную и развивающую
работу в пределах своей профессиональной
компетентности, работая с детьми, имеющими
уровень психического развития, соответствующий
возрастной норме. Развитие ребенка в
пределах возрастной нормы не исключает
наличие тех или иных проблем в познавательной,
эмоциональной, мотивационной, волевой,
поведенческой и т. п. сферах, что и может
быть объектом коррекционной и развивающей
работы психолога. Важно помнить, что в
том случае, если отклонения выражены
в значительной степени, ребенка необходимо
направить на консультацию к специалистам
психолого-медико-
4. Психологическое
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация дошкольного учреждения. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога дошкольного учреждения. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Обязательно:
• Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении и семье в интересах ребенка.
Дополнительно:
• Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
• Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
5. Психологическое просвещение и обучение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации службы дошкольного учреждения и родителей, а именно:
- актуализация и систематизация имеющихся знаний;
- повышение уровня
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного дошкольного учреждения, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Обязательно:
• Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов.
Для успешной реализации программы психолог использует следующие формы работы: индивидуальное и групповое консультирование, психокоррекционные и развивающие занятия, психологические тренинги, психодиагностическое исследования, тематические консультации и т.п.
Реализация данного проекта предполагает следующие результаты:
Количество сотрудников первичных звеньев Службы определяется потребностями и возможностями образовательного учреждения, но не менее одной ставки психолога на каждое образовательное учреждение. В учреждениях, имеющих более 500 воспитанников (учащихся), — не менее двух (трех ставок) на учреждение.
Центры службы практической психологии образования всех Уровней являются сетевыми учреждениями образования Российской Федерации и находятся в ведении соответствующего территориального органа управления образованием, который обеспечивает финансовую и материально-техническую деятельность Центра и оказывает ему необходимую организационно-методическую помощь.
Информация о работе Цели задачи психологической службы в ДОУ