Цели задачи психологической службы в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 08:55, контрольная работа

Описание работы

Специфика дошкольного возраста заключается в том, все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые.
Дошкольные образовательные учреждения относятся к категории учреждений, реализующих общеобразовательные программы. Они могут быть государственными и негосударственными.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….2-3
Цель психологической службы в ДОУ…………………………………4
Задачи психологической службы в ДОУ……………………………….5
Методы и механизмы проекта службы в ДОУ…………………………6-9
Показатели успешности проекта службы в ДОУ………………………10-11
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

Аванесян.docx

— 25.89 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….2-3

Цель психологической службы в ДОУ…………………………………4

Задачи психологической службы в ДОУ……………………………….5

Методы и механизмы проекта службы в ДОУ…………………………6-9

Показатели успешности проекта службы в ДОУ………………………10-11

Список использованной литературы……………………………………12-13

 

 

Введение

 

Дошкольное детство – это период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека.

Специфика дошкольного возраста заключается в том, все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые.

Дошкольные образовательные учреждения относятся к категории учреждений, реализующих общеобразовательные программы. Они могут быть государственными и негосударственными. Около 80 % ДОУ РФ находится в собственности у государства. Оно регулирует разнообразие образовательных услуг и качество образования в них. Такая же ситуация наблюдается относительно функционирования образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Наличие государственных и негосударственных образовательных учреждений, их типовое и видовое разнообразие, дифференциация на категории обеспечивает формирование разных моделей медико-психолого-социального сопровождения образовательного процесса и развитие новых форм дошкольного образования, что способствует созданию эффективного образовательного пространства в инфраструктуре каждого района учебного округа.

Профессиональная деятельность психолога дошкольного учреждения направлена на сохранение психического здоровья и социального благополучия детей. Основой является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение.

Для реализации своей деятельности психолог дошкольного учреждения способствует становлению базовых свойств личности детей, а именно самооценки и образа «Я», нравственных ценностей, смыслов и установок, социально-психологических ценностей в системе отношений с другими людьми, (т.е. помочь ребенку поверить в свои силы, научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей), обучает детей этическим ценным формам и способам поведения в отношениях со сверстниками и взрослыми.

В силу этого, оказание психологической помощи в дошкольных учреждениях является очень важной задачей.

Поэтому актуально создать систему подготовки психологов дошкольных учреждений, оказывающих психологическую помощь детям дошкольного возраста и их родителям, а именно “Служба психологической помощи в дошкольных учреждениях”.

Данный вид деятельности направлен на диагностику развития детей дошкольного возраста, призван помогать педагогам и родителям правильно строить с детьми педагогическое общение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Цель психологической службы в ДОУ

 

Психологическое сопровождение ребенка в учебно-воспитательном процессе дошкольного образования является обеспечение нормального развития ребенка, а также помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации, развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов.

Цель психологической службы дошкольного учреждения – психологическое сопровождение участников образовательного процесса, содержанием которого является создание психолого-педагогических условий по сохранению и поддержанию психологического здоровья и повышение уровня психологической культуры участников образовательного процесса.

Достижение основной цели реализуется на основе комплексного подхода по следующим направлениям: просветительскому, профилактическому, диагностическому, консультативному и коррекционно-развивающему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Задачи психологической службы в ДОУ

 

  • Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.
  • Проведение индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения и в семье.
  • Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей.
  • Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
  • Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.
  • Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.
  • Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.
  • Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы дошкольного учреждения.
  • Профилактическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста.
  • Обучение сотрудников дошкольного учрежденияи родителей полноценному развивающему общению с детьми.
  • Содействие формированию психологической компетентности сотрудников дошкольного учреждения и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.

психолог дошкольный возраст консультирование

 

  1. Методы и механизмы психологической службы в ДОУ

 

1. Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Обязательно:

• Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.

• Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.

• Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) дошкольного учреждения, согласно положению о ПМПк.

• Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

2. Психопрофилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

Обязательно:

• Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

- анализ медицинских карт (карта  «История развития ребенка») вновь  поступающих детей для получения  информации о развитии и здоровье  ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

- групповые и индивидуальные  консультации для родителей вновь  поступающих детей;

- информирование педагогов о  выявленных особенностях ребенка  и семьи, с целью оптимизации  взаимодействия участников воспитательно-образовательного  процесса.

• Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

3. Коррекционная и развивающая  работа.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития.

Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного дошкольного учреждения, специфики детского коллектива, отдельного ребенка.

Педагог-психолог дошкольного учреждения осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т. п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, лечащего врача и других специалистов.

4. Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация дошкольного учреждения. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога дошкольного учреждения. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Обязательно:

• Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении и семье в интересах ребенка.

Дополнительно:

• Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.

• Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

5. Психологическое просвещение  и обучение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации службы дошкольного учреждения и родителей, а именно:

- актуализация и систематизация  имеющихся знаний;

- повышение уровня психологических  знаний;

- включение имеющихся знаний  в структуру деятельности.

Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного дошкольного учреждения, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

Обязательно:

• Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов.

Для успешной реализации программы психолог использует следующие формы работы: индивидуальное и групповое консультирование, психокоррекционные и развивающие занятия, психологические тренинги, психодиагностическое исследования, тематические консультации и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Показатели успешности психологической службы в ДОУ

 

Реализация данного проекта предполагает следующие результаты:

  • Готовность ребенка к школе, овладение учебной деятельностью является результатом полноценного развития в период дошкольного детства.
  • Результатом работы психологической службы дошкольного образования будут являться разработанные психологом рекомендации, для воспитателей и родителей.
  • Сохранение психологического здоровья детей дошкольного учреждения.
  • Психологи проводят отслеживание результатов психологического развития дошкольников.
  • Предотвращение нежелательных форм поведения у дошкольников.
  • Проводится психопрофилактическая работа по эмоциональному развитию детей дошкольного учреждения.

 

Количество сотрудников первичных звеньев Службы определяется потребностями и возможностями образовательного учреждения, но не менее одной ставки психолога на каждое образовательное учреждение. В учреждениях, имеющих более 500 воспитанников (учащихся), — не менее двух (трех ставок) на учреждение.

Центры службы практической психологии образования всех Уровней являются сетевыми учреждениями образования Российской Федерации и находятся в ведении соответствующего территориального органа управления образованием, который обеспечивает финансовую и материально-техническую деятельность Центра и оказывает ему необходимую организационно-методическую помощь.

Информация о работе Цели задачи психологической службы в ДОУ