Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 17:38, реферат
Целью работы является исследование ценностей и особенностей ценностных ориентаций личности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы ценностных ориентаций личности;
- изучить современные методы оценки ценностных ориентаций личности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ……………………………………………………………………….4
1.1. Понятие ценности и ценностных ориентаций……………………………...4
1.2. Классификация ценностных ориентаций……………………………….......7
2. МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ…………………......10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….11
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..15
Список Б (инструментальные ценности):
аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах |
|
воспитанность (хорошие манеры) |
|
высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) |
|
жизнерадостность (чувство юмора) |
|
исполнительность (дисциплинированность) |
|
независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) |
|
непримиримость к недостаткам в себе и других |
|
образованность (широта знаний, высокая общая культура) |
|
ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) |
|
рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) |
|
самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) |
|
смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов |
|
твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) |
|
терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) |
|
широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) |
|
честность (правдивость, искренность) |
|
эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) |
|
чуткость (заботливость) |
Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов. Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ценности - это определенная нормативная категория, объемлющая все то, что может быть целью, идеалом, предметом влечения, стремления, интереса. Основными понятиями и категориями этой теории являются: благо, достоинство, значение, оценка, польза, победа, смысл жизни, счастье, уважение и т. д.
Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, но не сами по себе, а лишь на фоне сложившейся системы ценностных ориентации.
Все многообразие ценностей можно классифицировать по трем основаниям: по сферам общественной жизни, по субъектам, по роли в жизни общества. В соответствии с основными сферами общественной жизни различают три группы ценностей: материальные, социально-политические и духовные.
По субъектам различают ценности: индивидуальные, групповые и общечеловеческие.
С точки зрения той роли, которую ценности играют в жизни общества и человека, их можно разделить на три следующие группы: ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества, ценности повседневного спроса и повседневного обихода и высшие ценности.
Наивысшими ценностями для человека являются: жизнь как ценность, здоровье как ценность и свобода как ценность.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев, Спб.: Питер. 2010. - 288 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г. М. Андреева, М.: Аспект Пресс. 2010. - 368 с.
3. Базаров, Т.Ю. Социальная психология: практикум / Т.Ю. Базаров, Г.М. Андреева, Е.А. Аксенова, Москва: Аспект Пресс. 2009. - 480 с.
4. Журавлева, Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в Российском обществе / Н.А. Журавлева, Москва: Институт психологии РАН, 2008. - 335 с.
5. Журавлева, Н.А. Психологические типы ценностных ориентации личности / Н.А. Журавлева // Институт психологии РАН. 2009. - С. 243-245.
6. Журавлев, А.Л. Социальная психология / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников, М.: Инфра-М. 2010. - 416 с.
7. Кабаченко, Т.С. Психологические аспекты подбора и растановки руководителей / Т.С. Кабаченко, Москва: Пер Сэ: Логос. 2009. - 701 с.
8. Крысько, В.Г. Социальная психология / В.Г. Крысько, М.: Эксмо. 2010. - 686 с.
9. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий, М.: Сфера. 2009.- 464 с.
10. Лукацкий, М.А. Психология / М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова, М.: ГЭОТАР-Медиа. 2010. - 644 с.
11. Мананикова, Е.Н. Психология личности / Е.Н. Мананикова, М.: Дашков и Ко. 2010. - 220 с.
12. Немов, Р.С. Социальная психология / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина, Спб.: Питер. 2010. - 432 с.
13. Почебут, Л.Г. Социальная психология / Л.Г. Почебут, И.А. Мейжис, СПб.: Питер. 2010. - 672 с.
14. Степанов, В.Е. Психология / В.Е. Степанов, В.П. Ступницкий, М.: Дашков и Ко. 2010. - 732 с.
15. Столяренко, Л.Д. Психология личности / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, М.: Феникс. 2010. - 576 с.
16. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности / Д.И. Фельдштейн, М.: МПСИ. 2009. - 568 с.
17. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий, Кемерово: Кузбассвузиздат. 2008. - 204 с.