Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 23:14, реферат
Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх Я»). В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.
Введение
1 Структура психики и основные психические процессы
1.1 Структура психики человека
1.2 Основные психические процессы
2 Психические состояния и свойства человека
2.1 Психические состояния и их воздействия на деятельность человека
2.2 Типы характеров
3 Психологические сопротивления и защиты
3.1 Психологическая помощь
3.2 Психологические защиты
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЕ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА А.Н ТУПОЛЕВА(НЧФ КГТУ-КАИ)
Реферат по теме:
«Человек и его психика»
Студент 2 курса
заочного отделения
группы № 23270
Имамов Рамиль Наилевич
Содержание
Введение
1 Структура
психики и основные
1.1 Структура психики человека
1.2 Основные психические процессы
2 Психические состояния и свойства человека
2.1 Психические состояния и их воздействия на деятельность человека
2.2 Типы характеров
3 Психологические сопротивления и защиты
3.1 Психологическая помощь
3.2 Психологические защиты
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Психология — наука, изучающая психику человека. Под психикой разумеются наши чувства, представления, мысли, стремления, желания, хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту. К психике относятся также интересы и способности человека, его темперамент и характер.
Психика – высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека психика приобретает качественно новый характер, в силу того, что его биологическая природа преобразуется социо-культурными факторами, благодаря которым возникает внутренний план жизнедеятельности – сознание, а индивид становится личностью. В течение многих веков психика обозначалась термином «душа».
Известно, что психика является особой формой отражения объективной реальности, присущей только живым существам. При этом само отражение не только представляет продукт активной деятельности субъекта, но и, опосредствуя ее, выполняет функцию ориентации и управления ею. Следовательно, психические явления представляют собой необходимый внутренний момент предметной деятельности человека. Изменяясь и усложняясь, они приобретают у человека качественно новую форму – форму сознания, порождаемого его жизнью в обществе и выступающего показателем индивидуальной психики.
Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх Я»). В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния. В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.
Согласно
теории Фрейда, в психике человека существуют
три сферы, или области: сознание, пред
сознание и бессознательное....По Юнгу,
психика человека включает три уровня:
сознание, личное бессознательное, коллективное
бессознательное. ...Психика человека —
качественно более высокий уровень, чем
психика животных (Homosapiens — человек разумный).
Сознание, разум человека развивались
в процессе трудовой деятельности, которая
возникла в силу необходимости осуществления
совместных действий для добывания пищи
при резком изменении условий жизни первобытного
человека...Психические состояния человека
характеризуются целостностью, подвижностью
и относительной устойчивостью, взаимосвязью
с психическими процессами и свойствами
личности, индивидуальным своеобразием
и типичностью, крайним многообразием,
полярностью. Они могут быть личностные
и ситуативные, глубокие и поверхностные,
кратковременные и затяжные, положительные
и отрицательные...Психика – это сущность,
где многообразие природы сбирается к
своему единству, это виртуальное сжатие
природы, это отражение объективного мира
в его связях и отношениях...Чем определяется
психическое развитие человека, каковы
основные возрастные этапы его развития,
что приобретает человек на каждом этапе
и какие главные аспекты психического
развития выделяются в каждом возрастном
периоде. Эти ответы на эти вопросы имеют
не только научное, но и практическое значение...От
знания и понимания причин, закономерностей,
возрастных особенностей человека зависит
организация системы обучения и воспитания,
организации различных общественных институтов,
таких как детский сад, школа, профессиональное
обучение, отношение к пожилым людям
1 Структура психики и основные психические
процессы
1.1 Структура психики человека
Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens — человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникла в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биологически-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер; труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте, т. е. происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества — это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.
Психика человека сложна и многообразна по своим проявлениям. Выделяют три крупные группы психических явлений .
Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс — это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. Это ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь и воображение. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.
Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий. Психические состояния бывают эмоциональные, познавательные и волевые.
Психические свойства личности – это высшие и устойчивые регуляторы психической деятельности. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.
Каждое психическое свойство формируется постепенно и является результатом отражательной и практической деятельности. Это характер, темперамент и способность направленности.
1.2 Основные психические процессы человека
Психические процессы – это общее название ощущений, восприятий, внимания, памяти, мышления, воображения и речи. Все они участвуют в познании действительности и регуляции деятельности, в формировании знаний, навыков умений всей личности. Ориентировка в обстановке, практическое использование средств деятельности основывается на работе психических процессов.
Восприятие – это непосредственное отражение предметов, явлений или процессов окружающего мира. Это субъективный образ предмета, процесса или явления, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов.
Ощущение – это познавательный психический процесс, отражение отдельных признаков и свойств предметов, явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущение – предпосылка для создания образов, их познания. Ощущение – это, во-первых, начальный момент сенсомоторной реакции; во-вторых, результат сознательной деятельности, дифференциации, выделения отдельных чувственных качеств внутри восприятия. Ощущения разнообразны и включают следующие виды: зрительные, обонятельные, вкусовые, болевые, осязательные, температурные, вибрационные.
Психические процессы взаимосвязаны: не будь понятия, не было бы и представления и воображения.
Воображение – это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Воображение – это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделяется из «царства» животных.
Представление необходимо для создания новых образов. Осмысление информации способствует ее запоминанию.
Память – это форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека и развития его психики.
Внимание – это произвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности. Внимание включается в познавательные процессы, повышает их эффективность: ощущения становятся более отчетливыми, восприятие более точным, улучшаются память, мышление.
Мышление соотносит данные ощущений и восприятий – сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений, раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях. Задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделить их от случайных совпадений по слаженности в той или иной частной ситуации. Всякое мышление совершается в обобщениях.
Тесно связаны между собой мышление и речь. Существуют различные виды речи: речь жестов, звуковая речь, письменная и устная, внешняя речь и речь внутренняя. Речь имеет социальное предназначение, она средство общения, и эту функцию она выполняет в первую очередь, поскольку она служит средством воздействия.
Понятие существует благодаря слову. Речевое оформление мысли центрирует ее и уточняет. Мышление и речь влияют на протекание ощущений, восприятия, памяти и других процессов: восприятие становится осмысленным и контролируемым, память – логической и управляемой, воображение – более глубоким, творческим.
Психические процессы, как уже было сказано выше, включают в себя: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, речь, внимание, волю.
Психические процессы являются формой психической деятельности человека. Все они взаимосвязаны между собой. Ведь для того, что бы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, трудиться человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно, запоминать то, что ему нужно. При выполнении одного вида психической деятельности (например, речи) у человека участвуют все виды психической деятельности. Что бы что-то сказать, человек должен обдумать, сформулировать мысли, должен это запомнить и «обработать» в своем воображении. Должен сам воспринять сказанное. Ни один из психических процессов не протекает как чисто внутренний. Он обязательно включает какие-то внешние звенья. Таким образом, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна.
2 Психические состояния и свойства человека
2.1 Психические состояния и их воздействие на деятельность людей
Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью. Они могут быть личностные и ситуативные, глубокие и поверхностные, кратковременные и затяжные, положительные и отрицательные. Но в них может преобладать какой–то тип процессов, придающий им особую окраску. На этом основании их делят на эмоциональные (волнение, переживание, тревога и др.), познавательные (интерес, внимательность), волевые (собранность, мобилизованность). Поступки человека, его деятельность зависят от его психического состояния.