Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:35, контрольная работа
Задумываясь об эмоциях и чувствах, может прийти вопрос, который кажется странным и неожиданным на первый взгляд: зачем нужны чувства, зачем нужны эмоции? Благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающей действительности. При этом каждый из изученных процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятия дают их целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и фантазия перерабатывают этот материал в мысли и новые образы. Благодаря воле и активной деятельности, человек осуществляет свои планы и т. д. Может, легко было бы обойтись без радости и страдания, удовольствия и досады, наконец, без любви и ненависти?
Содержание.
Введение………………………………………………………………………… 3
Охарактеризовать понятие “ эмоции” и “чувства”………………………… 3
Проанализировать понятия “эмоциональное состояние”…………………. 11
Соотнести понятия и их определения: …………………………………… 13
а) способность человека к переживанию и сочувствию другим людям;
б) кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль;
в) эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд;
г) состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии;
1) стресс;
2) фрустрация;
3) аффект;
4) эмпатия.
Заключение ……………………………………………………………………… 13
Список используемой литературы ……………………………………………. 15
В процессе исторического
развития человечества изменялись формы
взаимоотношений людей с
Физиологические основы чувств и эмоций.(5)
Специальные исследования
показывают, что эмоциональные переживания
обусловлены нервным
Ведущую роль в эмоциях и особенно чувствах выполняет кора больших полушарий головного мозга человека. И. П. Павлов связывал происхождение сложных чувств с
(5) - Шадриков В.Д. Введение в общую психологию: эмоции и чувства. — М., Логос, 2002.
деятельностью коры
мозга. Поддержание или
На протекание эмоций и чувств человека влияет вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственном воздействии предметов, но могут быть вызваны словами. Рассказ о пережитом может вызвать у слушателей определенное эмоциональное состояние. Благодаря деятельности второй сигнальной системы эмоции и чувства становятся осознанными процессами, приобретают общественный характер, осмысливается соотношение между собственными эмоциональными реакциями и общественно значимыми чувствами. Лишь при деятельности второй сигнальной системы возможно формирование таких сложных чувств человека, как моральные, интеллектуальные, эстетические.
Виды чувств:
а) Моральные чувства:
- чувство справедливости
- чести
- долга
- ответственности
- патриотизма
- солидарности
- творческое вдохновение
- трудовой энтузиазм
Оценка человеком своих поступков (самооценка) связана с переживанием такого чувства как совесть. Если человек, исходя из чувства собственного долга, сознает правоту своих поступков, то он переживает состояние спокойной совести. Спокойная совесть связана с переживанием большого морального удовлетворения и радости, она дает человеку силу и уверенность в правоте своих действий.
(5) - Шадриков В.Д. Введение в общую психологию: эмоции и чувства. — М., Логос, 2002.
б) Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью
человека и постоянно сопровождают ее. Они выражают отношение человека к своим мыслям, процессам и результатам интеллектуальной деятельности. К ним можно отнести:
- чувство удивления
- сомнения
- уверенности
- удовлетворения
Чувство удивления наступает тогда, когда человек встречается с чем-то новым, необычным, неизвестным. Способность удивляться - очень важное чувство, стимул познавательной деятельности. Чувство сомнения возникает при несоответствии гипотез и предложений с некоторыми фактами и соображениями.
Чувство уверенности
рождается от сознания
в) Большое место в жизни человека занимают эстетические чувства.
Источник эстетических
чувств - произведения искусства:
музыка, живопись, скульптура, художественная
проза и поэзия, а также произведения
архитектуры и достижения в
области технических
- чувство красоты
- восхищения прекрасным
- трагического
- комического
- возвышенного.
(5) - Шадриков В.Д. Введение в общую психологию: эмоции и чувства. — М., Логос, 2002.
человека и обнаруживаются в различающихся по степени интенсивности настроениях и
аффективных состояниях. Эмоциональные состояния не только зависят от характера протекающей психической деятельности, но и сами оказывают огромное влияние на нее. Хорошее настроение, например, активизирует познавательную и волевую деятельность человека.
В эмоциональных состояниях раскрываются как типичные для человека особенности поведения, так и случайные, не характерные для него психические проявления. В типичных для человека эмоциональных состояниях выражаются индивидуально-типологические особенности личности. Так, например, меланхолики склонны к длительным минорным настроениям, сангвиников отличает жизнерадостное, бодрое состояние духа. Случайные эмоциональные состояния не отражают существенных особенностей личности, а вызваны стечением обстоятельств, особенностями сложившейся ситуации.
Настроение. Настроение - это более или менее длительное и устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека. Настроения отличаются разной степенью продолжительности, выраженности, осознанности. Поэтому говорят о переходящем и устойчивом настроении.(3)
Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течении нескольких дней и даже недель. Известны случаи, когда складывается настолько устойчивое настроение, что, перерастая в свойство личности, оно становится характерным, отличительным для человека.
Настроение всегда имеет причину. Ею могут быть окружающая природа, события, люди, выполняемая деятельность. Однако не всегда эти причины осознаются. У разных людей настроение по-разному выражается в поведении. Особенности волевой регуляции определяют характер владения и управления своим настроением.
В психологической литературе распространено также деление эмоциональных состояний, которые испытывает человек, на собственно эмоции, чувства и аффекты .
Эмоции и чувства -
личностные образования, социально-психологически
характеризующие человека; связаны
с кратковременной и
(3) - Бреслав Г. Психология эмоций. – М.: Смысл; Академия, 2004.
Аффект - это кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей. Аффект не предшествует поведению, а формирует на одном из конечных его этапов. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Аффекты способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения афетогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс - состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стрессы представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении сердечно-сосудистых и заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Таким образом, каждый из описанных видов эмоций внутри себя имеет подвиды, которые в свою очередь, могут оцениваться по разным параметрам - интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее или будущее), по способу их выражения во внешнем поведении (экспрессии) и по нейрофизиологической основе.
Фрустрация. Крайняя неудовлетворенность, блокада стремления, вызывающая стойкое отрицательное эмоциональное переживание, может стать основой фрустрации, т.е. дезорганизации сознания и деятельности.
(3) - Бреслав Г. Психология эмоций. – М.: Смысл; Академия, 2004.
Фрустрация возникает
в условиях отрицательной социальной
оценки и самооценки личности, когда
оказываются затронутыми
3. Стресс - состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии (1-г);
Фрустрация - эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд (2-в);
Аффект
- кратковременная, бурно
Эмпатия - способность человека к переживанию и сочувствию другим людям (4-а). (4)
Заключение.
Итак, мы выяснили, что ответить на вопрос «Зачем нужны эмоции и чувства?» односложно нельзя. Дело в том, что эмоции и чувства имеют не одну определенную функцию, а несколько. Прежде всего, эмоции и чувства, как и все остальные психические процессы, представляют собой отражение реальной действительности, но только в форме переживания. При этом понятия «эмоции» и «чувства», которые «в быту» часто используются как равноценные, на самом деле обозначают различные психические явления, которые, конечно, самым тесным образом связаны между собой. И в эмоциях и в чувствах отражаются потребности человека, вернее, то, как эти потребности удовлетворяются.
В эмоциональных переживаниях
отражается жизненная значимость действующих
на человека явлений и ситуаций.
Иначе говоря, эмоции — это отражение
в форме пристрастного
(4) - Психология мотиваций и эмоций / под. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтера и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002.
сказать, что все способствующее или облегчающее удовлетворение потребностей вызывает положительные эмоциональные переживания, и, наоборот, все, что этому препятствует, — отрицательные.
Важное отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию. Глубокая связь чувства с эмоциями проявляется, прежде всего, в том, что чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях. Так, чувство любви к близкому человеку может переживаться в зависимости от ситуации как эмоция радости за него, удовольствия от общения, тревоги в случае, если ему что-либо угрожает, досады, если он не оправдал наших надежд, гордости за его успехи, стыда в случае, если он совершил что-либо недостойное, и т. д. В структуру чувства входит не только эмоция, непосредственное переживание, но и более обобщенное отношение, связанное со знанием, пониманием, понятием.
Одна из главных функций
эмоций состоит в том, что они
помогают ориентироваться в окружающей
действительности, оценить предметы
и явления с точки зрения их
желательности или
Список используемой литературы.
2. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие - СПб.: Питер, 2008. .: (Учебник для вузов).
3. Бреслав Г. Психология эмоций. – М.: Смысл; Академия, 2004.
4. Психология мотиваций и эмоций / под. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтера и М.В.
Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002.
5. Шадриков В.Д. Введение в общую психологию: эмоции и чувства. — М., Логос, 2002.