Человек, индивид, личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:35, контрольная работа

Описание работы

Задумываясь об эмоциях и чувствах, может прийти вопрос, который кажется странным и неожиданным на первый взгляд: зачем нужны чувства, зачем нужны эмоции? Благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающей действительности. При этом каждый из изученных процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятия дают их целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и фантазия перерабатывают этот материал в мысли и новые образы. Благодаря воле и активной деятельности, человек осуществляет свои планы и т. д. Может, легко было бы обойтись без радости и страдания, удовольствия и досады, наконец, без любви и ненависти?

Содержание работы

Содержание.
Введение………………………………………………………………………… 3
Охарактеризовать понятие “ эмоции” и “чувства”………………………… 3
Проанализировать понятия “эмоциональное состояние”…………………. 11
Соотнести понятия и их определения: …………………………………… 13
а) способность человека к переживанию и сочувствию другим людям;
б) кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль;
в) эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд;
г) состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии;
1) стресс;
2) фрустрация;
3) аффект;
4) эмпатия.
Заключение ……………………………………………………………………… 13
Список используемой литературы ……………………………………………. 15

Файлы: 1 файл

Психология и педогогика кр.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

В процессе исторического  развития человечества изменялись формы  взаимоотношений людей с внешним миром, утратили свое прежнее значение и выразительные движения, сопутствующие эмоциям и чувствам. У современного человека выразительные движения выполняют новое назначение - они являются одной из форм общения.

Физиологические основы чувств и эмоций.(5)

 Специальные исследования  показывают, что эмоциональные переживания  обусловлены нервным возбуждением  подкорковых центров и физиологическими  процессами, происходящими в вегетативной  нервной системе. В свою очередь  подкорка оказывает положительное  влияние на кору больших полушарий, выступая в качестве источника их силы. Эмоциональные процессы вызывают целый ряд изменений в организме человека: в органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой деятельности. При эмоциональных состояниях меняется пульс, кровяное давление, расширяются зрачки, наблюдается реакция потоотделения, побледнение и покраснение, усиленный приток крови к сердцу, легким, центральной нервной системе и т. д. Различные переживания сопровождаются своеобразными изменениями во внутренних органах, возбуждаемых через симпатический отдел вегетативной нервной системы.

Ведущую роль в эмоциях  и особенно чувствах выполняет кора больших полушарий головного  мозга человека. И. П. Павлов связывал происхождение сложных чувств с

 

(5) - Шадриков В.Д. Введение в общую психологию: эмоции и чувства. — М., Логос,   2002.

 деятельностью коры  мозга. Поддержание или разрушение  систем связей изменяет субъективное  отношение к действительности. Он  указывал, что нервные процессы  полушарий при установке и  поддержке динамического стереотипа есть то, что обыкновенно называют чувствами в их двух основных категориях - положительной и отрицательной, и в их огромной градации интенсивностей.

На протекание эмоций и чувств человека влияет вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственном воздействии предметов, но могут быть вызваны словами. Рассказ о пережитом может вызвать у слушателей определенное эмоциональное состояние. Благодаря деятельности второй сигнальной системы эмоции и чувства становятся осознанными процессами, приобретают общественный характер, осмысливается соотношение между собственными эмоциональными реакциями и общественно значимыми чувствами. Лишь при деятельности второй сигнальной системы возможно формирование таких сложных чувств человека, как моральные, интеллектуальные, эстетические.

Виды чувств:

а) Моральные чувства:

- чувство справедливости

- чести

- долга

- ответственности

- патриотизма

- солидарности

- творческое вдохновение

- трудовой энтузиазм

 Оценка человеком  своих поступков (самооценка) связана с переживанием такого чувства как совесть. Если человек, исходя из чувства собственного долга, сознает правоту своих поступков, то он переживает состояние спокойной совести. Спокойная совесть связана с переживанием большого морального удовлетворения и радости, она дает человеку силу и уверенность в правоте своих действий.

 

(5) - Шадриков В.Д. Введение в общую психологию: эмоции и чувства. — М., Логос,   2002.

 б) Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью

человека и постоянно  сопровождают ее. Они выражают отношение  человека к своим мыслям, процессам  и результатам интеллектуальной деятельности. К ним можно отнести:

- чувство удивления

- сомнения

- уверенности

- удовлетворения

 Чувство удивления наступает тогда, когда человек встречается с чем-то новым, необычным, неизвестным. Способность удивляться - очень важное чувство, стимул познавательной деятельности. Чувство сомнения возникает при несоответствии гипотез и предложений с некоторыми фактами и соображениями.

 Чувство уверенности  рождается от сознания истинности  и убедительности фактов, предположений  и гипотез, которые выяснились  в результате их проверки. Результативная  работа вызывает чувство удовлетворения.

 в) Большое место в жизни человека занимают эстетические чувства.

 Источник эстетических  чувств - произведения искусства:  музыка, живопись, скульптура, художественная  проза и поэзия, а также произведения  архитектуры и достижения в  области технических сооружений. Глубокие эстетические переживания люди могут испытывать при созерцании природы. К эстетическим чувствам можно отнести:

- чувство красоты

- восхищения прекрасным

- трагического

- комического

- возвышенного.

 

  1. В жизни личности большое значение имеют эмоциональные состояния. На определенный период времени они окрашивают всю психическую деятельность

 

(5) - Шадриков В.Д. Введение в общую психологию: эмоции и чувства. — М., Логос,   2002.

человека и обнаруживаются в различающихся по степени интенсивности  настроениях и 

аффективных состояниях. Эмоциональные состояния не только зависят от характера протекающей психической деятельности, но и сами оказывают огромное влияние на нее. Хорошее настроение, например, активизирует познавательную и волевую деятельность человека.

В эмоциональных состояниях раскрываются как типичные для человека особенности поведения, так и случайные, не характерные для него психические проявления. В типичных для человека эмоциональных состояниях выражаются индивидуально-типологические особенности личности. Так, например, меланхолики склонны к длительным минорным настроениям, сангвиников отличает жизнерадостное, бодрое состояние духа. Случайные эмоциональные состояния не отражают существенных особенностей личности, а вызваны стечением обстоятельств, особенностями сложившейся ситуации.

Настроение. Настроение - это более или менее длительное и устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека. Настроения отличаются разной степенью продолжительности, выраженности, осознанности. Поэтому говорят о переходящем и устойчивом настроении.(3)

Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течении нескольких дней и даже недель. Известны случаи, когда складывается настолько устойчивое настроение, что, перерастая в свойство личности, оно становится характерным, отличительным для человека.

Настроение всегда имеет  причину. Ею могут быть окружающая природа, события, люди, выполняемая деятельность. Однако не всегда эти причины осознаются. У разных людей настроение по-разному выражается в поведении. Особенности волевой регуляции определяют характер владения и управления своим настроением.

В психологической литературе распространено также деление эмоциональных  состояний, которые испытывает человек, на собственно эмоции, чувства и аффекты .

Эмоции и чувства - личностные образования, социально-психологически характеризующие человека; связаны  с кратковременной и оперативной  памятью.

 

(3) - Бреслав Г. Психология эмоций. – М.: Смысл; Академия, 2004.

Аффект - это кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей. Аффект не предшествует поведению, а формирует на одном из конечных его этапов. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Аффекты способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения афетогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс - состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стрессы представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении сердечно-сосудистых и заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Таким образом, каждый из описанных видов эмоций внутри себя имеет подвиды, которые в свою очередь, могут оцениваться по разным параметрам - интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее или будущее), по способу их выражения во внешнем поведении (экспрессии) и по нейрофизиологической основе.

Фрустрация. Крайняя неудовлетворенность, блокада стремления, вызывающая стойкое отрицательное эмоциональное переживание, может стать основой фрустрации, т.е. дезорганизации сознания и деятельности.

 

(3) - Бреслав Г. Психология эмоций. – М.: Смысл; Академия, 2004.

Фрустрация возникает  в условиях отрицательной социальной оценки и самооценки личности, когда  оказываются затронутыми глубокие личностно-значимые отношения. В большей мере фрустрации подвержены эмоциональные натуры, люди с повышенной возбудимостью, не закаленные в «битвах жизни», плохо подготовленные к невзгодам, трудностям, с недостаточно развитыми волевыми чертами характера. В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое потрясение. Оно раскрывается как крайняя досада, озлобленность, подавленность, неограниченное самобичевание.

 3.  Стресс - состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии (1-г);

     Фрустрация - эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд (2-в);

      Аффект - кратковременная, бурно протекающая  эмоциональная реакция, эмоциональный  взрыв, нарушающий волевой контроль (3-б);

     Эмпатия  - способность человека к переживанию и сочувствию другим людям (4-а). (4)

 Заключение.

Итак, мы выяснили, что  ответить на вопрос «Зачем нужны эмоции и чувства?» односложно нельзя. Дело в том, что эмоции и чувства имеют не одну определенную функцию, а несколько. Прежде всего, эмоции и чувства, как и все остальные психические процессы, представляют собой отражение реальной действительности, но только в форме переживания. При этом понятия «эмоции» и «чувства», которые «в быту» часто используются как равноценные, на самом деле обозначают различные психические явления, которые, конечно, самым тесным образом связаны между собой. И в эмоциях и в чувствах отражаются потребности человека, вернее, то, как эти потребности удовлетворяются.

В эмоциональных переживаниях отражается жизненная значимость действующих  на человека явлений и ситуаций. Иначе говоря, эмоции — это отражение  в форме пристрастного переживания  жизненного смысла явлений и ситуаций. В общем, можно 

 

(4) -  Психология мотиваций и эмоций / под. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтера и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002.

сказать, что все способствующее или облегчающее удовлетворение потребностей вызывает положительные  эмоциональные переживания, и, наоборот, все, что этому препятствует, — отрицательные.

Важное отличие чувств от эмоций заключается в том, что  чувства обладают относительной  устойчивостью и постоянством, а  эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию. Глубокая связь чувства  с эмоциями проявляется, прежде всего, в том, что чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях. Так, чувство любви к близкому человеку может переживаться в зависимости от ситуации как эмоция радости за него, удовольствия от общения, тревоги в случае, если ему что-либо угрожает, досады, если он не оправдал наших надежд, гордости за его успехи, стыда в случае, если он совершил что-либо недостойное, и т. д. В структуру чувства входит не только эмоция, непосредственное переживание, но и более обобщенное отношение, связанное со знанием, пониманием, понятием.

Одна из главных функций  эмоций состоит в том, что они  помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценить предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

  1. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под. ред.Э. В. Островского. – М.: Вузовский учебник, 2005.

     2.   Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие - СПб.: Питер, 2008. .:      (Учебник для вузов).

3. Бреслав Г. Психология эмоций. – М.: Смысл; Академия, 2004.

     4. Психология мотиваций и эмоций / под. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтера и М.В.      

Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002.

     5. Шадриков В.Д. Введение в общую психологию: эмоции и чувства. — М., Логос,   2002.


Информация о работе Человек, индивид, личность