Что включает в себя профессиональная подготовка психолога-консультанта
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 22:35, контрольная работа
Описание работы
Изучение процесса подготовки работы психологической консультации включает в себя внимательное ознакомление с комплексом организационных вопросов, включая выбор области консультирования, начала работы консультации и т.д.
Файлы: 1 файл
Что включает
в себя профессиональная подготовка психолога-консультанта
Профессиональная подготовка
психолога-консультанта включает в себя,
кроме обязательной для любого психолога
общеобразовательной научной подготовки
(в нее входит минимум научных знаний,
необходимых профессиональному психологу
любого профиля), также и освоение ряда
разделов психологии, предполагающих
специализацию в соответствующей профессиональной
области, в данном случае – в области психологического
консультирования. Эти специальные направления
профессиональной подготовки психолога-консультанта
следующие:
1. Изучение подготовительного
этапа психологического консультирования.
2. Освоение информации
о содержании работы психолога-консультанта.
3. Овладение методами работы
психолога-консультанта с клиентом.
4. Ознакомление с особенностями
проведения психологического консультирования
в следующих специальных областях:
семейное консультирование, деловое
консультирование, психолого-педагогическое
консультирование, интимно-личностное
консультирование.
5. Работа психолога-консультанта
под руководством более опытного
психолога-консультанта–супервизора.
Изучение процесса подготовки
работы психологической консультации
включает в себя внимательное ознакомление
с комплексом организационных вопросов,
включая выбор области консультирования,
начала работы консультации и т.д.
Среди тех конкретных задач,
которые в практическом плане должен уметь
решать психолог-консультант, могут быть
названы следующие:
• Определение круга потенциальных
клиентов – посетителей психологической
консультации, их возможных проблем в
зависимости от содержания работы психологической
консультации и от тех профессиональных
требований, которые могут быть предъявлены
к работающим в консультации психологам.
• Подбор кадров психологов
и обслуживающего персонала для работы
в психологической консультации. Проведение
с кадрами специальной подготовительной
работы по ознакомлению с условиями работы
и обязанностями, с организацией взаимодействия
друг с другом, с правилами работы консультации.
• Подготовка материальной
базы и документации для начала практической
работы консультации.
• Подготовка и распространение
информации о работе консультации среди
потенциальных клиентов.
Знакомство с организацией работы
психологической консультации включает
в себя также освоение того, как создается
психологическая консультация, что входит
в минимум необходимого для нее оборудования,
каков оптимальный режим работы психологической
консультации и психолога-консультанта,
какой должна быть обстановка в психологической
консультации во время ее работы и ряд
других вопросов.
Знакомство начинающего специалиста
с содержанием работы психолога-консультанта
в свою очередь предполагает следующее.
Во-первых, ознакомление с тем, что представляет
собой психологическое консультирование,
в чем заключается его отличие от других
видов практической деятельности психолога.
Во-вторых, выяснение того, что должен
знать и уметь делать психолог-консультант,
чтобы на достаточно высоком уровне справляться
со своими профессиональными обязанностями.
В-третьих, ознакомление с основными видами
психологического консультирования, с
главными требованиями, предъявляемыми
к ним. В-четвертых, знание условий работы
психолога-консультанта.
Освоение методов работы психолога-консультанта
предполагает овладение начинающим психологом-консультантом
приемами общения с клиентами, методами
психодиагностики, используемыми в практике
психологического консультирования. Эти
приемы и методы должны быть освоены будущим
психологом-консультантом практически,
в ходе соответствующих специальных занятий.
В число таких приемов и методов входят,
в частности, методы прямого психотерапевтического
воздействия психолога-консультанта на
клиента.
Необходимость изучения особенностей
проведения психологического консультирования
в разных областях связана с тем что, во-первых,
интимно-личностное, семейное, деловое
и психолого-педагогическое консультирование
– это разные вещи, во-вторых, психолог-консультант
не в одинаковой степени занимается данными
видами консультирования и, обращаясь
к ним время от времени, должен, тем не
менее, сохранять свою профессиональную
квалификацию во всех указанных областях.
К тому же в этих сферах психологического
консультирования существует множество
частных, довольно тонких и сложных специфических
вопросов, познание которых требует долгого
времени, а успешное практическое решение
– твердых умений и навыков.
Работа в роли практикующего
психолога-консультанта под руководством
более опытного специалиста необходима
психологу-консультанту для приобретения
профессионального опыта и овладения
на практике необходимыми умениями и навыками.
Этому всему гораздо легче научиться на
опыте других, чем в результате прослушивания
лекций и чтения книг. Кроме того, в практической
работе психолога-консультанта нередко
возникает множество неожиданных вопросов,
которые невозможно заранее предусмотреть
и в ходе учебной деятельности получить
на них удовлетворительные ответы. Умения
вырабатываются практически в ходе подражания
профессиональной работе других, это же
сводит к минимуму возможные ошибки, которые
в своей работе может допустить начинающий
психолог-консультант. Функция супервизора,
которую выполняет более опытный психолог-консультант,
в данном случае заключается в том, чтобы
не только подготовить малоопытного психолога
к самостоятельной работе, но и квалифицированно
оценить степень его готовности к такой
работе.
С чего начинается,
как проводится и на чем основывается
подготовка психолога-консультанта
Профессиональная подготовка
психолога-консультанта обычно начинается
с получения им общего высшего психологического
образования. Такое образование включает
в себя знание общей психологии, социальной
психологии, психологии развития, педагогической
психологии, специальной психологии, психофизиологии,
истории психологии. Далее следует ряд
дисциплин, связанных с познанием психологических
аспектов тех видов деятельности, в которых
психологу практически придется вести
консультирование. Это, в частности, медицинская
психология, психология семьи, психология
управления, детская психология, экономическая
психология и ряд других специальных дисциплин.
Вслед за этим психолог-консультант
получает знания, необходимые для выработки
практических умений и навыков по проведению
консультирования. Это умения, связанные
с пользованием психологическими тестами
(психодиагностика), самим психологическим
консультированием и, наконец, с психокоррекцией.
Учебные дисциплины, связанные со всем
этим, обычно преподаются в достаточно
большом объеме, и их изучение включает
в себя не только лекционные, но также
семинарские и практические занятия.
Все это в целом обеспечивает
фундаментальную, или базовую, профессиональную
подготовку психолога-консультанта и
входит в содержание начального этапа
обучения. По его завершении будущий психолог-консультант
уже может приступать к началу самостоятельной
практической работы, связанной с освоением
практики психологического консультирования.
Поначалу, однако, уровень такой работы
бывает недостаточно высоким, так как
кроме общих и специальных знаний для
достижения профессионализма в работе
необходимо приобретение опыта.
Жизнь показывает, что примерно
половину всего того, что крайне необходимо
психологу-консультанту для хорошей профессиональной
работы, он фактически приобретает не
в стенах учебного заведения, а только
в практической деятельности. На это требуется
обычно не меньше того времени, которое
будущий психолог-консультант провел
в стенах высшего учебного заведения.
Поэтому, чтобы действительно со временем
стать профессионалом высокого класса,
психолог-консультант должен достаточно
долго проработать под патронажем супервизора.
На это обычно тратится один-два года уже
после окончания учебного заведения.
Профессиональная подготовка
консультанта-психолога заключается в
освоении им комплекса знаний, умений,
навыков. Он должен обладать:
• необходимыми теоретическими
знаниями в области психологии и других,
смежных с ней наук, изучение которых необходимо
для проведения психологического консультирования
на высоком уровне;
• знаниями, необходимыми для
организации успешной работы психологической
консультации;
• развитыми умениями в области
практического общения с клиентами;
• достаточно большим опытом
проведения психологического консультирования
по разным вопросам и с разными людьми.
Отличие работы психолога-консультанта
от деятельности ученого-психолога и преподавателя
психологии заключается в следующем. Психологу-консультанту
не обязательно знать все, что накоплено
к настоящему времени в науке даже в тех
областях, где он проводит психологическое
консультирование. Однако ему желательно
знать все, что может оказаться полезным
в практической работе с людьми в психологической
консультации. Психолог-консультант не
обязательно должен уметь правильно определять
научные тер-
мины, организовывать и проводить
научные исследования. Но ему важно научиться
связывать практические проблемы, с которыми
к нему обращаются люди, с научными теоретическими
знаниями и эффективно использовать эти
знания для решения соответствующих проблем.
Консультант-психолог не обязан уметь
на высоком научном и методическом уровне
преподавать психологию, но ему важно
научиться передавать клиентам полезные
им психологические знания и убедительно
и в доступной форме излагать их непосвященным
людям.
Психолог-консультант – не только
практик, но и организатор дела. Поэтому
ему желательно научиться всему, что касается
создания и организации работы психологической
консультации как учреждения. Сюда, в частности,
относятся знания определенных социальных,
правовых, финансово-экономических вопросов
и того, что необходимо начинающему бизнесмену
для создания и организации начала работы
нового учреждения. Сюда же относится
подбор, расстановка кадров, распределение
между ними обязанностей, организация
их взаимодействия.
В практике общения с клиентами
от психолога-консультанта требуется
уметь правильно воспринимать и верно
оценивать людей, добиваться взаимопонимания,
устанавливать хорошие взаимоотношения
и убеждать.
Личный опыт проведения психологического
консультирования необходим психологу-консультанту
потому, что без такого опыта он будет
не в состоянии узнать то, что касается
частных вопросов, а главное – не сможет
приобрести нужные ему практические умения
и навыки. Дело в том, что абсолютно все
в процессе профессиональной вузовской
подготовки предусмотреть невозможно,
и такая подготовка по сложившимся традициям
скорее ориентирована на получение знаний,
чем на выработку умений и навыков. Они-то
и вырабатываются в практическом опыте
проведения психологического консультирования.
Информация о работе Что включает в себя профессиональная подготовка психолога-консультанта