Чувства и эмоции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 11:19, реферат

Описание работы

Задумываясь об эмоциях и чувствах, может прийти вопрос, который кажется странным и неожиданным на первый взгляд: зачем нужны чувства, зачем нужны эмоции? Благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающей действительности. При этом каждый из изученных процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятия дают их целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и фантазия перерабатывают этот материал в мысли и новые образы. Благодаря воле и активной деятельности, человек осуществляет свои планы и т. д. Может, легко было бы обойтись без радости и страдания, удовольствия и досады, наконец, без любви и ненависти?

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 38.36 Кб (Скачать файл)

2. Активационно-мобилизационная функция эмоций. Данная функция проявляется в активизации деятельности всего организма, всех его систем в условиях удовлетворения актуальной потребности. Эмоции переводят весь организм на другой уровень функционирования, активизируют все психические процессы, мобилизуют прошлый опыт.

3. Гиперкомпенсаторная функция. Она проявляется в том, что эмоции приводят к избыточной мобилизации энергетических ресурсов организма. Эволюция многократно подтвердила преимущества энергетической расточительности по сравнению с угрозой недостатка метаболического обеспечения предстоящей деятельности, когда отсутствуют точные сведения о ее действительном объеме[5]. Механизмом, запускающим в этом случае эмоции, является отсутствие полных сведений для построения адаптивного поведения.

4. Информационная функция  эмоций. Анализируя ситуацию информационного  обеспечения деятельности и поведения,  Симонов сформулировал информационную  теорию эмоций. Суть ее заключается  в утверждении, что «...эмоции  высших животных и человека  представляют собой специальный  мозговой аппарат, отражающий  величину потребности и вероятность  ее удовлетворения в данный  момент. При этом степень эмоционального  напряжения количественно зависит  от силы потребности, а также  от разницы между информацией,  прогностически необходимой для удовлетворения потребности, и информацией, имеющейся у субъекта или полученной им»[6].

Эмоции реализуют  познавательную и оценочную функции. В этом случае за счет снижения точности реагирования достигается общий  адаптационный эффект.

5. Интегральная функция  эмоций. Характерная особенность  эмоций состоит в том, что  своим действием они охватывают  весь организм, «производя почти  моментальную интеграцию (объединение  в единое целое) всех функций  организма». Эмоции сами по себе могут быть в первую очередь абсолютным сигналом полезною или вредного воздействия на организм[7]. Переживание явились универсальным механизмом, обеспечивающим выживание организма (животного и человека).

6. Функция формирования  сознания. Сознание, как известно, вторичная,  субъективная форма существования  психического. Это отражение психического в себе, отражение своих ощущений, восприятий, представлений, мыслей, переживаний. Процесс осознания явлений психики связан с осознанием их предметности. Возможность же осознания предмета восприятия заключается в механизме самого психического процесса восприятия.

В отличие от восприятия внешних объектов, в случае эмоций человек воспринимает свои переживания. В этих переживаниях субъект раскрывает сам себя. В переживаниях он сам  выступает для себя объектом познания. И если процесс осознания явлений  психики связан с осознанием их предметности, то в переживаниях субъект осознает себя. Таким образом, можно предположить, что сознание начинает формироваться  с осознанием самого себя, а это  осознание базируется на переживаниях субъекта. Другими словами, сознание начинается с переживания.

В определенной мере высказанную  гипотезу подтверждает факт природной  эгоцентричности ребенка. Окружающая среда, в том числе социальная, имеет для него значение только в той мере, в какой она связана с удовлетворением его естественных потребностей. А удовлетворение потребностей сопряжено с переживаниями. Переживания же ведут к осознанию себя, к тому, что в центре мира оказывается осознающий себя через свои переживания ребенок.

7. Функция формирования  внутренней реальной человеческой  жизни. Понимание эмоций как  переживаний позволяет определить  их место в структуре психических  явлений. Человек проживает жизнь,  переживая ее. Каждое событие  жизни сопровождается эмоциями (переживаниями).

В сознании индивида любое  переживание связано с мотивами и целями его жизни и деятельности. Оно является обычно переживанием чего-то, казалось бы, самого незначительного  события, которое, однако, как определяющий момент вошло в жизнь человека. Особо важные переживания, связанные  с занимаемой ролью того или иного  события в жизни человека, становятся событием его личной жизни.

«Понятие переживания  выражает особый специфический аспект сознания; он может быть в нем  более или менее выражен, но он всегда наличен в каждом реальном, конкретном психическом явлении; он всегда дан во взаимопроникновении и единстве с другим моментом — знания, особенно существенного для сознания»[8]. Переоценить эту представленность переживания в каждом конкретном психическом явлении невозможно, ибо переживание превращает сознание в живое явление. Сознание — это не осознанное знание о предметном мире, а живое знание — знание, проникнутое переживанием. Понимая огромную важность этого факта, Рубинштейн поставил принцип единства переживания и знания на первое место среди других принципов познания природы психического. Как отмечалось выше, с общебиологической точки зрения полезность эмоций заключается в их подкрепляющей и закрепляющей функции. С общепсихологической точки зрения роль эмоций заключается в формировании всей внутренней психической жизни субъекта.

Переживания интимно  входят в любой психический процесс. Ощущения, восприятия, представления, мысли субъекта всегда несут в  себе и компонент переживаний. Именно поэтому переживания могут стать  основой для объединения всех психических процессов, всей внутренней психической жизни. Переживания  выступают системным фактором внутренней психической жизни, основой для  ее проявления в личностном «я». По всей вероятности, именно поэтому патологические нарушения прежде всего обнаруживаются в нарушениях эмоционально-чувственной сферы личности.

5 Формы переживания  эмоций и чувств

 

О, если бы я  только мог

Хотя отчасти,

Я написал  бы восемь строк

О свойствах  страсти.

Я вывел  бы ее закон,

Ее начало,

И повторял ее имен

Инициалы.

Б. Пастернак

 

Эмоциональные состояния  и формы их выявления детерминируются  преимущественно социальными факторами, но нельзя игнорировать в выяснении  их природы и некоторых врожденных особенностей человека. Богатство эмоциональных  состояний проявляется в форме  настроений, аффектов, стрессов, фрустраций, страстей.

Настроение — это  общее эмоциональное состояние, которое своеобразно окрашивает на определенное время деятельность человека, характеризует его жизненный  тонус.

Различают положительные  настроения, которые проявляются  в бодром состоянии и при высоком  тонусе, и негативные, которые угнетают, демобилизуют, вызывают пассивность.

Настроение — это  такое общее эмоциональное состояние, которое не направлено на что-то конкретное. Причины настроений — самые разные: неподготовленность к деятельности, страх перед ожидаемой неудачей, болезненные состояния, приятные известия и т.п.

Мера податливости настроениям имеет индивидуальный характер. Лица, которым свойственно  самообладание, устойчивы к изменениям настроения, не падают духом даже в  тех случаях, когда для этого  есть основания, а, наоборот, борются  с трудностями. Малодушные люди быстро поддаются изменениям настроения. Они нуждаются в поддержке коллектива.

Аффекты — это сильное, кратковременное возбуждение, которое  возникает внезапно, настолько овладевает человеком, что он теряет способность  контролировать свои действия и поступки. Примером аффекта может быть неожиданное  переживание — большой радости, взрыв гнева, страх.

В состоянии аффекта  происходит саморегуляция действий человека, осуществляемая эндокринной системой. В этом состоянии ослабляются тормозные процессы коры больших полушарий головного мозга.

Особенно резко проявляется  аффективное состояние при опьянении, так как тормозные процессы в  этом случае значительно ослабляются. Аффекты вызываются неожиданными острыми  жизненными ситуациями. Аффект, как  и настроение, зависит в какой-то степени от индивидуальных особенностей человека — его темперамента, характера, воспитания.

Аффекты вызывают глубокие изменения в психике, истощают ее. Человек, воспитавший в себе способность  контролировать себя, владеть эмоциями, может контролировать свои аффективные  реакции.

Стресс напоминает аффект. Он, как и аффект, возникает  в напряженных условиях жизни  и деятельности, в опасных ситуациях, которые возникают неожиданно и  нуждаются в немедленных мероприятиях для их преодоления.

В стрессовом состоянии  поведение человека дезорганизуется, наблюдаются беспорядочные движения, нарушается речь, ошибки в переключении внимания, в восприятии, памяти и  мышлении, проявляются эмоции, не адекватные ситуации. Практика показывает, что  дисциплинированность, организованность и самообладание предотвращают  дезорганизацию поведения при стрессовых условиях.

Фрустрация представляет собой эмоциональное состояние, характерным признаком которого является дезорганизация сознания и  деятельности, а человек оказывается  в состоянии безнадежности, утраты перспективы. Н.Д. Левитов называет разновидности фрустрации: агрессивность, деятельность по инерции, депрессивные состояния, для которых характерны переживания горя, неуверенности, бессилия, отчаяния.

Фрустрация возникает  в результате конфликтов человека с  другими людьми, особенно в коллективе, в котором он не получает поддержки, сочувственного отношения. Негативная социальная оценка личности, которая  затрагивает значимость человека, его  отношения, угрожает престижу, человеческому  достоинству, приводит в состояние  фрустрации. Она возникает у людей  с повышенной возбудимостью, с недостаточно развитыми тормозными процессами, у  невоспитанных, распущенных детей.

Страсти — сильные, стойкие, продолжительные чувства, которые захватывают человека, владеют  им и проявляются в соединении всех устремлений человека в одном  направлении, в сосредоточении его  на одной цели.

Страсть — существенная сила человека, который энергично  стремится к своей цели. Она  порождает неослабевающую энергию  в стремлении к цели. Страсть проявляется  в самых различных сферах человеческой жизни и деятельности — в работе, обучении, науке, спорте, искусстве.

Страсть имеет избирательный  характер и проявляется не только в эмоциональной, но и в познавательной, волевой сферах, в форме настойчивости.

Страсти бывают положительные  и негативные. Положительные страсти  — увлечение работой, обучением  — являются силой человека, которая  порождает большую энергию в  деятельности, способствует продуктивности работы.

6 Основные классификации  эмоций

 

 

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная  радостью, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому  художнику видна.

Н.Заболоцкий

 

Среди вопросов об эмоциях, которые легче задать, чем ответить на них, есть, казалось бы, самый естественный и как будто простой: какие  бывают эмоции, какие бывают чувства? Трудности здесь возникают, прежде всего, из-за огромного многообразия эмоциональных явлений. Ведь их можно классифицировать по-разному: по «знаку» (плюс — минус) переживания — приятные — неприятные; по характеру потребности, которая лежит в основе переживания, — биологическая или духовная; по предмету, по явлению окружающего мира, вызвавшему эмоцию или чувство; по их влиянию на деятельность человека — активизируют или тормозят; по степени выраженности — от легкого «нравится» до страстной любви и т. д. Но есть и еще одна трудность, связанная с необходимостью определить то или иное эмоциональное переживание словесно.

Основоположник научной  психологии Вильгельм Вундт предложил  характеризовать эмоции по трем направлениям: 1) удовольствие — неудовольствие, 2) напряжение — разряжение, 3) возбуждение  — торможение. Современный американский исследователь эмоций К. Изард считает ряд эмоций фундаментальными, а все остальные — производными. К фундаментальным относятся: 1) интерес — волнение; 2) радость; 3) удивление; 4) горе — страдание; 5) гнев; 6) отвращение; 7) презрение; 8) страх; 9) стыд; 10) вина. Из соединения фундаментальных эмоций возникают, например, такие комплексные эмоциональные состояния, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес — возбуждение. К комплексным (сложным) эмоциональным переживаниям относят также любовь и враждебность.

Какой бы список эмоций мы ни рассматривали, всегда обнаруживается одна интересная особенность: к любой  положительной эмоции — эмоции, которая переживается нами как приятная, можно подобрать соответствующую  или, может быть, лучше сказать  противоположную эмоцию, что и  составляет так называемую полярность чувств и эмоций.

Важно отметить, что  люди могут весьма существенно отличаться друг от друга не только по характеру  переживаемых эмоций, по их силе, но и  по способности сочувствовать, сопереживать. Эта способность получила название эмпатии. По словам американского психолога Карла Роджерса, «быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения "как будто". Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает... Быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время — тонким и чутким».

В эмоциональной сфере  человека особое место занимают высшие чувства.

Они представляют собой  отражение отношения к явлениям социальной действительности и их переживания. По содержанию высшие чувства подразделяют на моральные, эстетические, интеллектуальные и практические.

Уровень духовного  развития человека зависит от степени  развития этих чувств. В высших чувствах ярко проявляются их интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты.

Высшие чувства являются не только личными переживаниями, но и средством воспитательного  влияния на других.

Моральные чувства  — это чувства, в которых проявляется  стойкое отношение человека к  событиям, к другим людям, к самому себе. Их источник — совместная жизнь  людей, их отношения, борьба за достижение значимых целей.

Моральные чувства  человека образовались в результате общественно-исторической жизни людей, в процессе их общения, и стали  важным способом оценки поступков и  поведения, регуляции отношений  человека.

Информация о работе Чувства и эмоции