Чувства и эмоции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 20:21, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что эмоции и чувства выражают наше отношение к тому, что мы познаем, к нашим поступкам. Знания об эмоциях необходимы каждому для того, чтобы лучше понять других и самих себя. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

Содержание работы

Введение
Сущность и функции чувств и эмоций
Классификация чувств и эмоций
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

psikholgoia_kr (2)лл.docx

— 34.46 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

Психология

Тема 21 
«Чувства и эмоции»

 

 

 

Выполнила:

                                                                                                                     

 

                                         

                                                      

Содержание

Введение

Сущность и функции чувств и эмоций

Классификация чувств и эмоций

Заключение

Список используемой литературы

 

  
Введение 

Актуальность данной темы обусловлена тем, что эмоции и чувства выражают наше отношение к тому, что мы познаем, к нашим поступкам. Знания об эмоциях необходимы каждому для того, чтобы лучше понять других и самих себя. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

Эмоционально-выразительные движения человека – мимика, жесты, пантомимика – выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия – оказание определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений.

В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляется и закрепляются потребности и интересы человека. Человек стремиться действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства.

Чувства влияют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обусловленных духовными потребностями человека, а эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения и психической деятельности. К эмоциональным состояниям относят: настроения, аффекты, стрессы, фрустрации и страсти.

Положительное настроение делает человека энергичным, бодрым и активным. Любое дело при хорошем настроении ладится, все получается.

Аффект преимущественно проявляется у людей холерического типа темперамента, а также и у невоспитанных, истеричных субъектов, не умеющих управлять своими чувствами и поступками.

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и  длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.

Фрустрация сопровождается целым набором отрицательных эмоций, способных разрушить сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию.

Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек.

 

1.Сущность и  функции чувств и эмоций

 

    Все с чем сталкивается  человек в своей жизни, вызывает  у него то или иное отношение. Определенное отношение человека  проявляется даже к отдельным  качествам и свойствам окружающих  объектов. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.

    Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима без переживаний, если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый “эмоциональный голод”, который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.п. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.

    Самая развитая и сложная  форма эмоциональных процессов  у человека — это чувства, которые  представляют собой не только  эмоциональное, но и понятийное  отражение.

    Чувства формируются  на протяжении жизни человека  в условиях общества. Чувства, которые отвечают высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами. Например, любовь к Родине, своему народу, своему городу, к другим людям. Они характеризуются сложностью строения, большой силой, продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретных ситуаций и от состояния организма. Таким примером является любовь матери к своему ребенку, мама может рассердится на ребенка, быть недовольной его поведением, наказать, но все это не влияет на ее чувство, которое остается сильным и относительно стабильным.

    Сложность высших чувств  определяется их комплексным  строением. То есть они складываются  из нескольких разных, а иногда  и противоположных эмоций, которые  как бы кристаллизуются на  определенном предмете. Например, влюбленность  — менее сложное чувство, нежели  любовь, так как кроме влюбленности  последняя предполагает нежность, дружбу, привязанность, ревность и  другие эмоции, производящие не  передаваемое словами чувство  любви.

    В зависимости от характера  отношения человека к различным  объектам социальной среды выделены  основные виды высших чувств: моральные, праксические, интеллектуальные, эстетические.

    Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе, такие как чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть, которые регулируют межличностные отношения.

Чувства, которые связаны с осуществлением человеком трудовой и других видов деятельности, называются праксическими. Они возникают в процессе деятельности в связи с ее успешностью или не успешностью. К позитивным праксическим чувствам относятся трудолюбие, приятная усталость, чувство увлеченности работой, удовлетворенность от выполненного дела. При преобладании негативных праксических чувств человек воспринимает труд как каторгу.

    Определенные виды труда, учение, некоторые игры требуют  интенсивной умственной деятельности. Процесс умственной деятельности  сопровождается интеллектуальными  эмоциями. Если они приобретают  качества стабильности и устойчивости, они проявляются как интеллектуальные чувства: любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение.

    Чувства, которые испытывает  человек при восприятии и создании прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими. Эстетические чувства воспитываются через приобщение к природе, любование лесом, солнцем, рекой и т.п. Для того чтобы постичь законы красоты и гармонии детям полезно заниматься рисованием, танцами, музыкой и другими видами художественной деятельности.

    На протяжении развития  людей сформировалась особая  форма психического отражения  значимых объектов и событий  — эмоции. Один и тот же объект  или событие вызывает у разных  людей различные эмоции, потому  что у каждого свое, специфическое  отношение.

    Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.

    В узком значении слова  эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь  чувства. Так, если рассмотреть чувства, испытываемые болельщиками, на трибуне  стадиона и спорту вообще (чувство  любви к футболу, хоккею, теннису), то эти переживания нельзя  называть эмоцией. Эмоции здесь  будут представлены состоянием  наслаждения, восхищения, которые испытывает  болельщик, наблюдая хорошую игру.

Для того чтобы изучить какое-либо психологическое явление, в том числе эмоции и чувства, необходимо понять, какое функциональное значение оно имеет в поведении индивида — например, ответить на вопрос, для чего в повседневной жизни служат эмоции и чувства. Проведенный выше анализ биологических механизмов эмоций позволяет выделить несколько основных функций эмоций и чувств.

1. Подкрепляющая  и закрепляющая функции эмоций. С общебиологической точки зрения  полезность эмоций заключается  в том, что они представляют  собой механизм, «удерживающий жизненный  процесс в его оптимальных  границах и предупреждающий разрушительный  характер недостатка или избытка  каких-либо факторов жизни данного  организма». Будучи тесно связанной  с удовлетворением или неудовлетворением  актуальной потребности, эмоция  выступает как подкрепляющий  фактор, который толкает организм  на устранение исходной потребности. Положительная эмоция закрепляет  приспособительный эффект. Отсюда  можно заключить, что в общебиологическом  плане функция эмоций заключается  в выполнении ими роли фактора, подкрепляющего и закрепляющего  полезное действие. Отсюда вытекает  и значение эмоций в научении и обучении. В научении эмоция выступает как закрепляющий фактор, а в обучении положительные эмоции стимулируют учебную деятельность ученика. Без положительных эмоций не может быть эффективного обучения.

2. Активационно-мобилизационная функция эмоций. Данная функция проявляется в активизации деятельности всего организма, всех его систем в условиях удовлетворения актуальной потребности. Эмоции переводят весь организм на другой уровень функционирования, активизируют все психические процессы, мобилизуют прошлый опыт.

3. Гиперкомпенсаторная функция. Она проявляется в том, что эмоции приводят к избыточной мобилизации энергетических ресурсов организма. Эволюция многократно подтвердила преимущества энергетической расточительности по сравнению с угрозой недостатка метаболического обеспечения предстоящей деятельности, когда отсутствуют точные сведения о ее действительном объеме. Механизмом, запускающим в этом случае эмоции, является отсутствие полных сведений для построения адаптивного поведения.

4. Информационная  функция эмоций. Анализируя ситуацию  информационного обеспечения деятельности  и поведения, Симонов сформулировал  информационную теорию эмоций. Суть  ее заключается в утверждении, что «...эмоции высших животных  и человека представляют собой  специальный мозговой аппарат, отражающий  величину потребности и вероятность  ее удовлетворения в данный  момент. При этом степень эмоционального  напряжения количественно зависит  от силы потребности, а также  от разницы между информацией, прогностически необходимой для удовлетворения потребности, и информацией, имеющейся у субъекта или полученной им».

Эмоции реализуют познавательную и оценочную функции. В этом случае за счет снижения точности реагирования достигается общий адаптационный эффект.

5. Интегральная  функция эмоций. Характерная особенность  эмоций состоит в том, что своим  действием они охватывают весь  организм, «производя почти моментальную  интеграцию (объединение в единое  целое) всех функций организма». Эмоции сами по себе могут  быть в первую очередь абсолютным  сигналом полезною или вредного  воздействия на организм. Переживание  явились универсальным механизмом, обеспечивающим выживание организма (животного и человека).

6. Функция  формирования сознания. Сознание, как  известно, вторичная, субъективная  форма существования психического. Это отражение психического в себе, отражение своих ощущений, восприятий, представлений, мыслей, переживаний. Процесс осознания явлений психики связан с осознанием их предметности. Возможность же осознания предмета восприятия заключается в механизме самого психического процесса восприятия.

В отличие от восприятия внешних объектов, в случае эмоций человек воспринимает свои переживания. В этих переживаниях субъект раскрывает сам себя. В переживаниях он сам выступает для себя объектом познания. И если процесс осознания явлений психики связан с осознанием их предметности, то в переживаниях субъект осознает себя. Таким образом, можно предположить, что сознание начинает формироваться с осознанием самого себя, а это осознание базируется на переживаниях субъекта. Другими словами, сознание начинается с переживания.

В определенной мере высказанную гипотезу подтверждает факт природной эгоцентричности ребенка. Окружающая среда, в том числе социальная, имеет для него значение только в той мере, в какой она связана с удовлетворением его естественных потребностей. А удовлетворение потребностей сопряжено с переживаниями. Переживания же ведут к осознанию себя, к тому, что в центре мира оказывается осознающий себя через свои переживания ребенок.

Информация о работе Чувства и эмоции