Чувственное познание: ощущение и восприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 11:59, контрольная работа

Описание работы

Мой интерес к данной теме обусловлен тем, что восприятие и ощущение имеют не только теоретическое значение в науке, но и практическое значение в повседневной жизни человека, с их помощью каждый из нас получает знания о себе и об окружающем нас мире. Целью моей контрольной работы является подробное изучение психологических процессов ощущения и восприятия. В этой работе в теоретической части я рассмотрела определение понятия «ощущение», отметила, как ощущения сформировались, перечислила виды и функции ощущений, рассмотрела понятие о восприятии, его виды, свойства и индивидуальные различия в восприятии и наблюдении, а также в практической части установила соответствие психических процессов и их характеристик, а затем проанализировала их проявления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………. 3
Основная часть…………………………………………………. . 3
Глава 1. Что такое ощущение?………………………… ……… 4
Глава 2. Сущность, виды и свойства восприятия …………….10
Глава 3. Практическая часть……..…………………………… .17
Заключение…………………………………………………… . .18
Список использованной литературы…………………………. 19

Файлы: 1 файл

окончательная кр по психологии печать.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

 

    1. Восприятие по ведущей модальности включает в себя:
      • Зрительное;
      • Слуховое;
      • Кинестическое: вкусовое, обонятельное, тактильное восприятие, а также восприятие своего тела в пространстве.
    1. Восприятие по степени волевого контроля:
      • преднамеренное восприятие – в основе лежит сознательно поставленная цель, связано с волевыми усилиями человека;
      • непреднамеренное восприятие – предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

 

Свойства восприятия:

 

    1. Предметность

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. И. М. Сеченов говорил, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством.

    1. Целостность

В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

Компоненты ощущения настолько прочно связаны между  собой, что единый сложный образ  предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта (бархат, мрамор). Впечатления эти возникают условно рефлекторно вследствие образовавшейся в жизненном опыте связи между зрительными и тактильными раздражениями.

    1. Структурность

С целостностью восприятия связана и его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

Если человек слушает  какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее  ноты еще продолжают звучать у  него в уме, когда поступает новая  нота. Обычно слушающий понимает музыкальную  вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания – в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Аналогичен процесс восприятия ритма.

Источники целостности  и структурности восприятия лежат  в особенностях самих отражаемых объектов.

    1. Константность восприятия –

относительное постоянство некоторых свойств, предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Константность восприятия цвета – относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения (кусок угля в летний солнечный полдень посылает примерно в 8-9 раз больше количества света, чем мел в сумерки). Явление, константности цвета обусловливается совокупным действием ряда причин, среди которых большое значение имеют адаптация к общему уровню яркости зрительного поля, светлостный контраст, а также представления о действительном цвете предметов и условиях их освещенности.

Константностью восприятия величины предметов называется относительное  постоянство видимой величины предметов  при их различной (но не очень большой) удаленности. Например, размеры человека с расстояния 3,5 и 10 м отражаются сетчаткой глаза одинаково, хотя изображение на ней меняется, видимая величина его остается почти неизменной. Это объясняется тем, что при сравнительно небольших удалениях предметов восприятие их величины определяется не только величиной образа на сетчатке, но и действием ряда дополнительных факторов, среди которых особенно большое значение имеет напряжение глазных мышц, приспосабливающихся к фиксированию предмета на разных расстояниях.

Константность восприятия формы предметов заключается  в относительной неизменности ее восприятия при изменении их положения по отношению к линии взора наблюдателя. С каждым изменением положения предмета относительно глаз форма его изображения на сетчатке меняется (смотрит прямо, сбоку) благодаря движению глаз по контурным линиям предметов, и выделению характерных сочетаний контурных линий; известных нам по прошлому опыту.

    1. Осмысленность восприятия

Хотя восприятие возникает  при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет – значит мысленно назвать его, т. Е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомыми.

Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, но представляет собой  постоянный поиск наилучшего толкования, имеющихся данных.

    1. Апперцепция

Восприятие зависит  не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, называется апперцепцией.3

При предъявлении испытуемым незнакомых фигур уже на первых фазах  восприятия они ищут эталоны, к которым  можно было бы отнести воспринимаемый объект. В процессе восприятия выдвигаются  и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории. Таким образом, при восприятии активизируется следы прошлого опыта. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.

Содержание восприятия определяется и поставленной перед  человеком задачей, и мотивами его деятельности; в его процессе участвуют установки, эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Это необходимое условие ориентировки человека в окружающей среде.

Перечислим наиболее характерные признаки, в которых  могут выражаться индивидуальные различия в восприятии и наблюдении. Одни люди склонны в процессе восприятия и наблюдения обращать внимание главным образом на самые факты, другие – на значение этих фактов. Первые интересуются главным образом описанием, вторые – объяснением того, что они воспринимают и наблюдают. Восприятие и наблюдение первого типа называются описывающими, второго типа – объясняющими.

Указанные типологические различия во многом объясняются своеобразием взаимоотношения двух сигнальных систем. Склонность и способность к объясняющему типу наблюдения связаны с относительно большей ролью второй сигнальной системы. Очень существенно различие между объективным и субъективным типами восприятия. Объективным называется восприятие, отличающееся точностью и обстоятельностью, на которое мало влияют предвзятые мысли наблюдателя, его желания и настроение. Человек воспринимает факты такими, каковы они есть, ничего не привнося от себя и мало прибегая к догадкам.

Субъективное восприятие характеризуется противоположными чертами: к тому, что человек видит и слышит, тотчас присоединяются образы воображения и различные предположения; он видит вещи не столько такими, каковы они на самом деле, сколько такими, какими ему хочется их видеть. Иногда субъективность восприятия выражается в том, что внимание человека направляется на те чувства, которые он переживает под влиянием воспринимаемых фактов, и эти чувства заслоняют от него самые факты. Нередко приходится встречать людей, которые, о чём бы они ни рассказывали, больше всего говорят о собственных переживаниях, о том, как они взволновались, испугались, растрогались, а о самых событиях, которые вызвали все эти чувства, могут сказать очень мало. В других случаях субъективность восприятия проявляется в стремлении как можно скорее составить себе общее впечатление о наблюдаемом факте, хотя бы для этого и не было достаточных данных. Эта особенность ярко обнаруживается в опытах с тахистоскопом, когда показывается какое-нибудь слово на такой короткий срок, что прочесть его целиком заведомо невозможно. Показывается, например, слово «конторка». При объективном типе восприятия человек читает сначала «конт»; при втором показывании он может уже прочесть «контор» и, наконец, после третьего показывания — «конторка». Совсем иначе идёт процесс восприятия у представителя субъективного типа. После первого показывания он читает, например, «корзинка», после второго — «касторка», после третьего — «конторка». При характеристике индивидуальных различий в восприятии и наблюдении важнейшее значение имеет та черта, которая называется наблюдательностью. Этим словом обозначается способность подмечать в вещах и явлениях признаки и черты существенно важные, интересные и ценные с какой-либо точки зрения, но малозаметные и поэтому ускользающие от внимания большинства людей. Наблюдательность не сводится к одному лишь уменью вести наблюдение. Она предполагает любознательность, постоянное стремление узнавать новые факты и подробности их, своеобразную «охоту за фактами». Наблюдательность проявляется не только в те часы, когда человек специально занят наблюдениями в лаборатории, музее, на наблюдательном посту и т. Д. Наблюдательным мы называем человека, который способен подмечать ценные факты «на ходу», в любых ситуациях жизни, в процессе любой деятельности. Наблюдательность предполагает постоянную готовность восприятия.  

Наблюдательность – очень важное качество, ценность которого сказывается во всех областях жизни. Особенно необходима она в некоторых видах деятельности, например в работе учёного. Недаром великий русский учёный И. П. Павлов на здании одной из своих лабораторий сделал надпись: «Наблюдательность и наблюдательность».

 

 

Практическая  часть

 Установите соответствие психических процессов и их характеристик:

       а)  ощущение

       б)  восприятие

        1. в результате возникает  образ предмета;
        2. в итоге возникает дифференцированное чувство;
        3. связано с комплексной работой анализаторов;
        4. связано с работой отдельных анализаторов.

 

           Ответ обоснуйте.

 

  1. Ощущение; 2. в итоге возникает дифференцированное чувство - отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
    1. связано с работой отдельных анализаторов - отдельные ощущения как бы “привязаны” к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы – рецепторы, чтобы ощущение возникло.
  1. Восприятие; 1.  восприятие дает целостный образ предмета -  он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.
        1. связано с комплексной работой анализаторов -

образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов.

Отдельные возбуждения, ощущения связаны друг с другом, образуя определенную целостную систему.

 

Заключение

В своей работе я рассмотрела понятие ощущения, отметила, каким образом ощущения сформировались, перечислила виды и функции ощущений, рассмотрела понятие о восприятии, его виды и свойства, в практической части соотнесла понятия и их характеристики с объяснением. Исследуя тему «Чувственное познание: ощущение и восприятие» можно сделать вывод: психология как наука обладает. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представляется ему в виде собственных ощущений, образов, представлений явлений, памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого.

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Чувственное познание: ощущение и восприятие