Цветовой тест Люшера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:07, доклад

Описание работы

Цветовой тест Люшера — психологический тест, разработанный доктором Максом Люшером. Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов.

Файлы: 1 файл

Тест Люшера.docx

— 26.52 Кб (Скачать файл)

Методика теста Люшера

 Тест Люшера разработан  швейцарским психологом Максом  Люшером в 1948 году. В основе  теста лежит, предположение, что  люди с определенными чертами  характера, определенной деятельности  или с определенным настроением  отдают предпочтение определенным  цветам.

 Максом Люшером были  разработаны и заложены основы  цветовой диагностики. Он проделал  титанический труд. Во время работы  над тестом он рассмотрел 4500 оттенков  всевозможных цветов. И выбрал  определенные цвета, которые защищены  авторским патентом. Только эти  цвета могут гарантировать достоверность  данного метода диагностики. 

 Преимущества цветового  теста Люшера заключается в  возможности его прохождения  практически любым субектом, разного  пола, достатка, возраста и т.д.  Тестируемый может быть даже  не грамотным человекам и может  не уметь читать. Нет боязни, в  отличие от текстовых тестов, что люди могут интерпретировать  вопрос и варианты ответа, в  соответствии со своим пониманием  вопроса. 

 Кроме того при прохождение  тест Люшера не активизируются  защитные механизмы личности, которые  обычно присутствуют при прохождении  обычных тестов и искажают  результаты.

 За годы существования  методика цветовой диагностики  - тест Люшера, зарекомендовала с  себя с лучшей стороны. Однако  до сих пор в основе этой  методики нет сколько-нибудь серозных  теоретических оснований. Попытки  теоретизировать цветовую диагностику  были даны самим Люшером и  его последователями уже после  признания цветового теста Люшера.. По общепризнанному мнению в  основе диагностики лежит вековая  символика цветов.

 Это же кстати являеться  и большим вопросом в универсальности  теста. Так как потенциально  могут найтись такие цвета  в тесте Люшера, которые в разное  время в разных местах, могли  отождествлять разные вещи. А  значит тест может показать  разные результаты в разных  географических районах. Хотя, принято  считать, что основные цвета  вызывают одинаковое отношение  в разных частях мира. Это актуально,  тем более сейчас когда, посредством  большого проникновения телевидении,  рекламы и Интернета. Отношения  к цветам складывается примерно  одинаковое. С другой стороны,  например, активная рекламная компания, (в которой используется какой-то  цвет, для продвижения товара), на  протяжении длительного периода  может вызвать изменения отношения  к цвету. Поэтому может потребоваться  постоянный мониторинг, отношений  к цвету, для поддержания теста  Люшера в актуальном состоянии. 

Инструкция (для психолога): «Перемешайте цветные карточки и положите цветовой поверхностью наверх. Попросите испытуемого выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснить, что он должен выбрать цвет как таковой, не пытаясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т. п. Испытуемый должен выделить наиболее приятный Цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Попросите выбрать из оставшихся семи цветов наиболее приятный. Выбранную карточку следует положить цветной стороной вниз справа от первой. Повторите процедуру. Перепишите номера карточек в разложенном порядке. Через 2-3 мин опять положите карточки цветовой стороной кверху и проделайте то же самое. При этом поясните, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе и сознательно менять предыдущий порядок. Он должен выбирать цвета, как будто а впервые.

 

Первый выбор в тесте  Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное. В зависимости  от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования».

 

В результате тестирования получаем восемь позиций; первая и вторая —  явное предпочтение (обозначаются + + );

 

третья и четвертая  — предпочтение (обозначаются х  х);

 

 пятая и шестая —  безразличие к цвету (обозначаются = = );

 

седьмая и восьмая —  антипатия к цвету (обозначаются — —)

 

На основании анализа  более 36 000 результатов исследований М. Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций:

 

1-я позиция отражает  средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит  о намерении действовать спокойно, без излишнего напряжения);

 

2-я позиция показывает  цель, к которой стремится испытуемый;

 

3-я и 4-я позиции характеризуют  предпочтение цвету и отражают  ощущение испытуемым истинной  ситуации, в которой он находится,  или же образ действий, который  ему подсказывает ситуация;

 

5-я и 6-я позиции характеризуют  безразличие к цвету, нейтральное  к нему отношение. Они как  бы свидетельствуют, что испытуемый  не связывает свое состояние,  настроение, мотивы с данными  цветами. Однако в определенной  ситуации эта позиция может  содержать резервную трактовку  цвета, например, синий цвет (цвет  покоя) откладывается временно  как неподходящий в данной  ситуации;

 

7-я и 8-я позиции характеризуют  негативное отношение к цвету,  стремление подавить какую-либо  потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.

Запись выбранных цветов осуществляется перечнем номеров в  порядке предпочтения с указанием  позиций. Например, при выборе красного, желтого, синего, серого, зеленого, фиолетового, коричневого и черного цветов записывается:

 

Зоны (+ +; х  х; =  =; — —) образуют 4 функциональные группы.

 

Интерпретация результатов  тестирования

 

Как отмечалось, одним из приемов трактовки результатов  выбора является оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию  далее пятой, значит, характеризуемые  ими свойства, потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревожность, негативное состояние.

 

Рассматривается взаимное положение  основных цветов. Когда, например, № 1 и 2 (синий и желтый) находятся рядом (образуя функциональную группу), подчеркивается их общая черта — субъективная направленность «вовнутрь». Совместное положение цветов № 2 и 3 (зеленого и  красного) указывает на автономность, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Сочетание цветов № 3 и 4 (красного и желтого) подчеркивает направленность «вовне». Сочетание  цветов № 1 и 4 (синего и желтого) усиливает  представление зависимости испытуемых от cреды. При сочетании цветов № 1 и 3 (синего и красного) в одной  функциональной группе подчеркивается благоприятный баланс зависимости  от среды и субъективной направленности (синий цвет) и автономности, направленности «вовне» (красный цвет). Сочетание  зеленого и желтого цветов (№ 2 и 4) рассматривается как противопоставление субъективного стремления «вовнутрь», автономности, упрямства стремлению «вовне», зависимости от среды.

 

Основные цвета, по мнению Макса Люшера, символизируют следующие  психологические потребности:

 

№ 1 (синий) — потребность  в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;

 

№ 2 (зеленый) — потребность  в самоутверждении;

 

№ 3 (красный) — потребность  активно действовать и добиваться успеха;

 

№ 4 (желтый) — потребность  в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.

 

Если основные цвета находятся  в 1-й — 5-й позициях, считается, что  эти потребности в известной  мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в 6-й — 8-й позициях, имеет место  какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность  из-за неблагоприятных обстоятельств. Отвергаемый цвет может рассматриваться  как источник стресса. Например, отвергаемый  синий цвет означает неудовлетворенность  отсутствием покоя, привязанности.

 

Возможности оценки работоспособности  в ходе анализа выбора цветов Макс Люшер учитывал, исходя из следующих  посылок.

 

Зеленый цвет характеризует  гибкость волевых проявлений в сложных  условиях деятельности, чем обеспечивается поддержание работоспособности.

 

Красный цвет характеризует  силу воли и чувство удовлетворенности  стремлением к достижению цели, что  также содействует поддержанию  работоспособности.

 

Желтый цвет ограждает  надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности (иногда без четкого осознания ее деталей), ориентацию на дальнейшую работу.

 

Если все эти три  цвета стоят в начале ряда и  все вместе, то вероятна более продуктивная деятельность, более высокая работоспособность. Если же они находятся во второй половине ряда и разделены друг от друга, прогноз менее благоприятный.

 

Показатели тревоги. Если основной цвет стоит на 6-ом месте, он обозначается знаком —, и все остальные, что находятся за ним (7-я — 8-я  позиции), обозначаются этим же знаком. Их следует рассматривать как  отвергаемые цвета, как причину  тревожности, негативного состояния.

 

В тесте Люшера такие случаи дополнительно помечаются буквой А  над номером цвета и знаком —, например:

 

Показатели компенсации. При наличии источника стресса, тревоги (выражаемого каким-либо основным цветом, помещенным на 6-ю и 8-ю позиции) цвет, поставленный в 1-ю позицию, рассматривается  как показатель компенсации (компенсирующим мотивом, настроением, поведением). В  этом случае над цифрой, занимающией 1-е место, ставится буква С. Считается  явлением более или менее нормальным, когда компенсация проходит за счет одного из основных цветов. В то же время  сам факт наличия показателя стресса  и компенсации всегда свидетельствует  о недостаточной оптимальности  состояния.

 

В тех же случаях, когда  компенсация проходит за счет дополнительных цветов, результаты теста трактуются как показатели негативного состояния, негативных мотивов, негативного отношения  к окружающей ситуации.

!! 

!!!

 

А 

А 

А

 

4

 

 

Показатели интенсивности  тревоги характеризуются позицией, занимаемой основными цветами. Если основной цвет на 6-м месте, фактор, вызывающий тревогу, считается относительно слабым (это отмечается одним восклицательным  знаком); если цвет в 7— и позиции, ставятся два восклицательных знака (!!); если основной цвет в 8-й позиции, ставятся три знака (!!!). Таким образом  может быть поставлено до 6 знаков, характеризующих  источники стресса, тревоги, например:

 

Подобным же образом в  тесте Люшера оцениваются случаи неблагоприятной компенсации. Если компенсацией служит какой-либо из основных цветов или фиолетовый, не ставится никаких знаков. Если серый, коричневый или черный цвет занимают 3-ю позицию, ставится один восклицательный знак, если 2-ю позицию, ставится два знака (!!), если первую позицию, ставится три  знака (!!!). Таким образом, их может  быть 6, например:

!!! 

!!! 

!

 

С 

С 

С

 

+

 

7

 

 

Считается, что чем больше знаков «!», тем прогноз неблагоприятнее.

 

С учетом полученных результатов  тестирования целесообразно организовать мероприятия по регуляции и саморегуляции  психических состояний, аутогенной тренировки. Повторное тестирование после таких мероприятий (в сочетании  с другими методиками) может дать информацию о снижении тревожности, напряженности.

 

Особо важное значение при  интерпретации результатов тестирования имеет оценка цвета в последней 8-й позиции (или в 4-й функциональной группе при наличии двух цветов со знаком — ). Если цвета в этой позиции  помечены восклицательными знаками, значит достаточно велика вероятность развития у испытуемого состояния тревожности.

 

Обратите внимание на соотношение  первой и восьмой позиций, имеет  ли место компенсация, по нормальной ли схеме она построена?

 

Может быть также проанализировано отношение цветов во второй и третьей  позициях (желаемая цель и фактическая  ситуация). Нет ли между ними конфликта? Например, красный цвет во второй и  серый в третьей позициях символизируют  конфликт между целью, мотивами и  самооценкой реального своего состояния.

 

Анализируя и интерпретируя  результаты теста Люшера, полученную психодиагностическую информацию следует  сопоставлять с материалами анкетирования, наблюдения, бесед, изучения документов об испытуемых. Только при таком  разностороннем изучении личности можно  делать какие-то серьезные заключения о чертах личности, ее психологических  особенностях.

 

То же самое следует  сказать о перспективах использования  результатов теста для оценки состояния, в частности эмоционального состояния, напряженности, тревожности. Однако совпадение показателей цветового  теста (выбор цветов № 6, 7, 0 в первой позиции) и данных анкетирования  и наблюдения позволяет с большей  уверенностью судить о развитии у  испытуемых различных негативных состояний.

 

Интерпретация цветных пар  по Люшеру

 

Позиции «+ +». Первый цвет синий 

 

+1+2 (синий и зеленый)  — чувство удовлетворенности,  спокойствия, стремление к спокойной  обстановке, нежелание участвовать  в конфликтах, стрессе.

 

+1 +3 (синий и красный)  — чувство целостности, активное  и не всегда осознанное стремление  к тесным отношениям. Потребность  во внимании со стороны других.

 

+1 +5 (синий и фиолетовый) — небольшое беспокойство, потребность  в тонком окружении, стремление  к эстетическому.

 

+1 +6 (синий и коричневый) — чувство беспокойства, страх  одиночества, стремление уйти  от конфликтов, избежать стресса.

Информация о работе Цветовой тест Люшера