Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 14:30, реферат
Кроме деловых бесед и коммерческих переговоров в предпринимательской практике широко распространены деловые совещания, которые представляют собой способ открытого коллективного обсуждения тех или иных вопросов. Формы такого обсуждения очень разнообразны. Это съезды, конференции, симпозиумы, собрания, заседания, семинары. Решения, принимаемые на этих мероприятиях, обычно эффективнее тех, что принимаются узким кругом управленцев. Суть делового совещания заключается в том, чтобы обеспечить свободную дискуссию и выработать общее решение на основе учета самых разных мнений.
Кроме
деловых бесед и коммерческих
переговоров в
Однако не всегда деловое совещание обеспечивает реализацию всех целей, определённых организатором и участниками. Зачастую допускаются ошибки, которые приводят к тому, что время, потраченное на совещание, израсходовано впустую.
Цель
данной работы – рассмотреть особенности
совещаний как формы делового
взаимодействия индивидов и определить
основные рекомендации для обеспечения
успешности проводимого совещания.
Деловое совещание - это форма делового общения, предусматривающая обсуждение деловых ситуаций и проблем с целью коллективного поиска наиболее целесообразных путей их разрешения.
Это особый раздел речевого (вербального) делового общения людей в коллективе. Как форма управленческой коммуникации оно используется для управления персоналом, чтобы изменить их деятельность в направлении, с конкретной задачей и заданными результатами.
Преимущества совещаний по сравнению с другими формами делового общения:
1.
Происходит разностороннее
2.
Совещания обеспечивают
3.
Совещания дают дополнительную
возможность для познания
Среди наиболее распространенных можно выделить следующие виды совещаний:
· инструктивные;
· оперативные;
· проблемные.
Инструктивное – можно передать распоряжение и необходимые сведения сверху вниз по схеме управления для более быстрого и эффективного использования. Продолжительность – около 30 минут. Периодичность 2-3 раза в неделю. Руководитель доводит до сведения собравшихся принятые администрацией решения, которые обычно конкретизируются для каждого исполнения и выдаются в письменном виде (приказ, протокол, распоряжение).
Оперативное (диспетчерское) – получение руководителем информации о текущем состоянии дел на производстве, обеспечивает передачу информации снизу вверх по схеме управления. Выделяют определенный день для проведения совещания и устанавливают постоянную группу участников. Руководитель выявляет причины отставаний и сбоев, принимает необходимые решения, дает поручения, определяя сроки их выполнения.
Проблемное (стратегическое) – поиск лучшего управленческого решения по обсуждаемой проблеме. Решения обычно формулируются в результате дискуссии и принимаются после голосования. Обычно проводят по следующей схеме: основной доклад руководителя, содоклады (если они предусмотрены в повестке дня); далее вопросы к докладчикам, дискуссия (прения) по каждому вопросу, выработка и принятие решения. Регламент - основной доклад 20-30 минут, содоклады – 5-10 минут, вопросы по одной минуте, дискуссия от 3 до 5 минут. Общая продолжительность от 4 до 8 часов с перерывом на обед. Руководитель в докладе определяет проблемные вопросы, альтернативы их решения, экономические затраты, методы решения.
Порядок подготовки делового совещания может заключаться в выполнении следующих действий:
1. Определение целей и задач
совещания. Следует учесть, что
непосредственный сбор людей
имеет смысл, когда есть
При этом необходимо подумать, какими могут быть альтернативы проведению совещания:
2. Назначение ответственных за
подготовку совещания и
3. Составление сметы расходов на подготовку и проведение совещания (в некоторых случаях).
4. Определение даты и времени
проведения совещания (с
5. Выбор подходящего помещения, бронирование его.
6. Подготовка и утверждение
Повестка дня – это, как правило, письменный документ, получаемый участниками совещания заранее и содержащий следующую информацию:
· тема совещания;
· цель совещания;
· перечень обсуждаемых вопросов;
· время начала и окончания совещания;
· место, где оно будет проходить;
· фамилии и должности докладчиков;
· время, отведенное на каждый вопрос;
· место, где можно ознакомиться с материалами по каждому вопросу.
Когда
участники совещания
7. Составление списка участников совещания. При этом следует сузить, насколько возможно, круг участников, пригласив лишь тех, без кого нельзя обойтись, а именно:
8. Определение докладчиков. Подготовка докладов и выступлений.
9. Подготовка и рассылка
10. Подготовка проекта решения совещания (заседания), также направление его участникам.
11. Подготовка помещения для проведения совещания.
12. Подготовка необходимых
13. Подготовка объявлений и указателей.
14. Подготовка для участников
совещания рабочих (
15. Бронирование мест в
16. Заказ транспорта для
17. Заказ на обслуживание в
предприятии общественного
18. Подготовка регистрации
19. Подготовка культурной
Необходимо заметить, что некоторые
авторы и специалисты
Кроме того, следует подумать, какие
из перечисленных частных дел
(действий) по подготовке совещания
могут оказаться по каким-либо
причинам под угрозой
Следует отметить, что реализация списка вышеуказанных мероприятий не может служить гарантией успешности делового совещания. Психологи предлагают ряд рекомендаций по некоторым параметрам проведения совещаний. Их соблюдение минимизирует риск безуспешности совещания.
Среди таких рекомендаций встречаются:
Время
проведения. Целесообразно проводить
деловые совещания в
Число участников. Оптимальное число участников 6-7 человек. Не надо приглашать на совещание всех, а только тех, в чьей компетентности находится обсуждаемая проблема и кто способен решить вопрос. Увеличение числа приглашенных резко снижает средний коэффициент участия присутствующих, удлиняя совещания.
Кроме того, следует разрешить уход с совещания тех работников, чей вопрос уже обсужден, и приходить специалистам не на все совещания, а только на момент обсуждения его проблемы.
Лучше,
если руководитель делегирует полномочия
вести совещание тем
Замечено, что когда совещание ведет первый руководитель, да еще в авторитарном стиле, то участники такого совещания стараются «не высовываться», думают не столько о проблеме, сколько о самосохранении и зачастую «одобряют» решение, предложенное руководителем, даже не считая его эффективным.