Демократический стиль общения: особенности и результаты использования
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 21:03, доклад
Описание работы
Общение – важнейшая составляющая взаимодействия между людьми, выражающаяся в виде обмена информацией. Стилем общения можно назвать комплекс поведенческих особенностей человека, которые накладывают отпечаток на все совершаемые действия. Если при общении каждый собеседник чувствует себя личностью, речь идет о демократическом стиле общения. Наиболее полно можно рассмотреть его использование на примере школьного и трудового коллектива.
Файлы: 1 файл
Демократический
стиль общения: особенности и результаты
использования
Общение
– важнейшая составляющая взаимодействия
между людьми, выражающаяся в виде обмена
информацией. Стилем общения можно назвать
комплекс поведенческих особенностей
человека, которые накладывают отпечаток
на все совершаемые действия. Если при
общении каждый собеседник чувствует
себя личностью, речь идет о демократическом
стиле общения. Наиболее полно можно рассмотреть
его использование на примере школьного
и трудового коллектива.
В первом
случае учитель делает учащихся сотрудниками
и друзьями. Хорошая дисциплина на уроках
становится не целью, а средством достижения
успешных результатов, поскольку нормы
поведения разъясняются в условиях взаимопонимания.
Использование демократического стиля
общения требует от учителя нравственного
поведения, любви к детям и больших затрат
энергии. Но обеспечивает наиболее оптимальные
условия для продуктивного развития ребенка.
В частности,
появляется уверенность в своих силах,
понимание ценности коллективной работы
при параллельном осознании собственных
прав и обязанностей. Дети учатся управлять
поведением, поскольку ощущение причастности
к делу класса дает им положительные эмоции.
Они стараются вести себя хорошо даже
тогда, когда учитель выходит из кабинета.
Обсуждение
рабочего задания происходит в доверительной
атмосфере, поэтому не возникает внутреннего
сопротивления, нежелания усваивать информацию.
Пример положительного использования
рассматриваемого стиля, который знаком
всем: ребенок с радостью желают ответить
на уроке, тянет руку и огорчается, когда
вызывают не его.
Демократический
стиль общения в трудовом коллективе устанавливается
личностью лидера. Его цель – дать свободу
действий в той мере, которая необходима
для коллегиального принятия решений.
При этом руководитель избирает товарищеские
интонации, его распоряжения и запреты
могут обсуждаться, а порицания сопровождаются
советами.
Другими
словами, руководитель находится не над
группой, а внутри нее. Ответственность
за принятые коллективом решения ложится
на всех его участников в равной мере.
Результатом использования данного стиля
общения является налаживание микроклимата
в коллективе, рост числа инициативных
сотрудников, способных предлагать нестандартные
варианты решения рядовых задач. Дисциплина
перерастает в самодисциплину, поэтому
руководителю не приходится прибегать
к строгости.
При всем
этом демократический стиль общения не
ставит под вопрос факт субординации.
Напротив, авторитет начальника, который
сумел найти подход к личности каждого
подчиненного и изучить его возможности
без перехода к панибратским отношениям,
возрастает.
Таким образом,
любой коллектив (вне зависимости от возраста
и направления деятельности) может стать
сплоченным и ориентированным на решение
общих целей. Можно считать, что использование
демократического стиля общения не имеет
противопоказаний. Главное – найти эту
золотую середину между полной потерей
контроля и диктаторством.
Информация о работе Демократический стиль общения: особенности и результаты использования