Депрессия у детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:47, реферат

Описание работы

Слово «депрессия» употребляют в разных смыслах — в научном, общежитейском и литературном. В последних двух случаях депрессией чаще всего именуют то, что на самом деле депрессией не является. Депрессия — это сильная тоска, сопровождающаяся чувством отчаяния и тревоги. Помимо депрессии, бывает гипотимия (снижение настроения, знакомое едва ли не каждому человеку, но носящее кратковременный и невыраженный характер; гипотимия сопровождает почти все психические болезни и бывает также и у совершенно здоровых людей). У детей и подростков часто регистрируют дистимию — такое кратковременное нарушение настроения, которое проявляется раздражительностью, плаксивостью, капризностью, вегето-сосудистыми расстройствами

Содержание работы

Введение
Глава 1. Психологические основы подростковой депрессии…………….
1.1. Симптомы депрессивного состояния…………………………………..
1.2. Причины депрессий в школе……………………………………………
Глава 2. Профилактика и лечение депрессий………………………………
2.1. Профилактика депрессий и помощь в лечении……………………….
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ по федорову.docx

— 60.40 Кб (Скачать файл)

Изменчивость, подверженность внешним влияниям отражается не только на характере настроения и двигательных расстройств в течение суток, но и на всей депрессии в целом. Интенсивность депрессивной симптоматики у детей и подростков, но особенно у детей допубертатных возрастных групп, отличается непостоянством и во многом зависит от внешних обстоятельств и физического состояния ребенка. На фоне длительной тусклой депрессии обычно отмечаются короткие (от нескольких дней до 1 мес.) эпизоды более тяжелых депрессивных расстройств, провоцируемые, особенно на ранних стадиях болезни, психотравмирующей ситуацией или тяжелым соматическим заболеванием. В среднем длительность депрессии в детском возрасте оказывается меньше, чем у взрослых и у подростков, и равна 79,2 дня, т.е. 2,6 мес. При этом короткие (до 14 дней) и затяжные (1-2 года) депрессии встречаются приблизительно с одинаковой частотой, но более частыми являются депрессии длительностью 1-5 мес[8,104].

.

1.2. Причины депрессий  в школе

Одним из серьёзных и неразрешённых  вопросов современной школы остаётся вопрос о психологической комфортности и защищённости. В чём его важность? Длительное состояние эмоционального дискомфорта и эмоциональной напряжённости ведёт к эмоциональным расстройствам, высокой тревожности, скрытой депрессии.

Но тем не менее хотелось бы рассмотреть причины, вызывающие состояние беспомощности, эмоциональной напряжённости, школьной тревожности, приводящие к длительному состоянию уныния, упадка духа, обескураженности, изоляции и одиночеству, первые признаки скрытой депрессии.

Порой причины имеют явно врождённый характер и обусловлены складом характера. Такие подростки вообще избегают компании, тяжело переживают неудачи и неприятности, обвинения вызывают у них депрессивное состояние. Им часто кажется, что они неполноценны и не нужны.

Каковы объективные причины? Перегрузка учебной деятельности, отставание в учёбе, завышенная требовательность, не сложившиеся взаимоотношения со сверстниками. Эти проблемы обостряются при переходе из начальной в среднюю школу, в период подросткового кризиса.

Остановимся чуть подробнее  на 5-6-х классах, ведь становление  личности подростка во многом зависит от того, насколько успешно будет пройден этот этап.

На рубеже начальной и  средней школы происходит снижение интереса к учёбе, так называемый мотивационный кризис. К внешним проявлениям относятся отрицательное отношение к школе вообще, нежелание её посещать, выполнять учебные задания на уроках и особенно дома, конфликты с учителями и нарушение правил поведения в школе; к внутренним — эмоция страдания, различные комбинации гнева, отвращения и презрения, враждебность, направленная на себя и вовне, страх, чувство вины и застенчивость.

Есть ли выход из этой ситуации? Их два: либо кризис преодолевается и становится стимулом к самовоспитанию, либо он приводит к блокировке эмоционального развития: отставанию в учёбе, конфликтам с окружающими, установке противодействия и агрессии, тревоге, замкнутости.

Эти проявления неудовлетворённости  детей учением имеют различные  причины, которые в основном можно  свести к трём. Во-первых, неблагополучный  статус ребёнка в системе отношений  класса; во-вторых, плохие результаты учёбы, их чрезмерная критика и как следствие недовольство собой; в-третьих, невнимание педагогов и родителей к переживаниям детей.

В более старшем возрасте чувство неуверенности, напряжённости, тревоги, депрессии, являющиеся следствиями психологической незащищённости, приводит к отчуждению. Отчуждение не проходит для ребёнка бесследно. Оно деформирует личность, ведёт к деструктивным формам поведения, асоциальному поведению или неспособности впоследствии строить полноценные отношения с окружающими людьми, то есть вызывает психические и социальные отклонения в личности. Результатом переживания подростками одиночества и отчуждённости становятся глубокие эмоционально-негативные проявления, осознание своей «никчёмности», «ненужности». И если эти проявления постоянны, подросток может стать изгоем, эгоистом, отшельником или чужаком.

Проблема комфортности подростка  в школе достаточно серьёзная. И  чтобы решить её, недостаточно только «воспитательной работы» учителей, школьных психологов. Родители тоже должны «подставить своё крыло». И тогда общими усилиями можно будет решить проблему эмоциональной безопасности учащихся.

Помните, что:

• каждое следующее поколение  взрослеет раньше и стремление к  независимой жизни у них тоже появляется раньше!

• подростку нужны деньги: пригласить девочку в кино, купить новую кассету, сходить на дискотеку, да мало ли на что (кстати, совсем не обязательно сразу думать о наркотиках). Но если он или она будет зарабатывать эти деньги честным трудом, а не просто получать их от родителей, то и отношение будет совсем другое. Так, опрос, проведённый среди 100 ведущих менеджеров Америки, показал, что 70% из них с 14 лет работали летом в кафе Макдональдс. Они утверждали, что это их научило дисциплине и порядку;

• без преодоления трудностей подростку нельзя вырасти полноценной  личностью. Не скрывайте от ребёнка  трудностей своей жизни, обращайтесь  к нему за помощью и советом  в трудную минуту, рассказывайте  о своей профессии — вдруг  заинтересуется[5,82].

 

Глава 2. Профилактика и лечение депрессий

2.1 Профилактика депрессий и помощь в лечении

Как помочь подросткам в  эмоциональном плане? Прежде всего надо постоянно помнить, что подростки — эмоционально ещё дети, находящиеся в переходном периоде своего развития. Это еще не взрослые, пусть и молодые. Их потребности, в первую очередь эмоциональные, по-прежнему такие же, как и у детей. Одна из наиболее распространённых ошибок родителей, учителей и других взрослых — рассматривать подростков как полноправных взрослых членов общества. Многие люди, работающие с подростками по долгу своей службы, пренебрегают их детскими эмоциональными потребностями. Что же подросткам действительно необходимо? Чтобы их любили безоговорочно и принимали такими, какие они есть, чтобы за ними ухаживали, чтобы с ними были ласковы, но при этом уважали, принимали всерьёз. Очень важно, чтобы сами подростки ощущали заботу и любовь окружающих.

Взрослые, предпочитающие приказной тон в своих отношениях с детьми, уверенные, что их требования не подлежат никаким обсуждениям и должны неукоснительно исполняться, по мнению английских психологов, сильно рискуют здоровьем детей. В результате такого сурового воспитания дети становятся зажатыми и замкнутыми, часто концентрируются на отрицательных эмоциях, склонны к депрессии. Во взрослой жизни они подвержены гораздо большему риску возникновения хронических заболеваний (в первую очередь сердечно-сосудистых) по сравнению с теми детьми, которые росли в атмосфере нежности и доверия.

В результате у многих подростков возникают чувство собственной никчёмности, самоуничижения, а также низкая самооценка. Это, естественно, приводит к депрессии. Современных подростков многие описывают как «апатичное поколение». Почему? Потому что у них чаще всего отрицательное самовосприятие и чувствуют они себя непонятыми, никому не нужными с самого раннего детства.

Многие взрослые понимают, что как бы хорошо (с их точки  зрения!) они ни выполняли свои обязанности  родителей, учителей, их усилия практически не оказывают никакого влияния на детей. Но на самом деле правда как раз в обратном. Психологи подтверждают, что дом, полный любви, тёплый и дружеский Домашний Очаг, побеждает без всяких усилий практически в любом случае.

Подросток может быть сильнее, сообразительнее и даже умнее своих родителей или может превосходить их в других отношениях, например, прекрасно разбираться в технике или быть специалистом по компьютерам (каждое следующее поколение развивается всё быстрее). Но эмоционально он — всё ещё ребёнок. У него по-прежнему сильна потребность, чтобы родители любили его и принимали таким, какой он есть. До тех пор, пока подросток не почувствует бесценную поддержку безусловной любви и принятия его как личности со стороны родителей, он не станет таким хорошим, как только может, и не будет стараться изо всех сил вести себя как следует. А без этого он не сможет достигнуть своего наивысшего потенциала как личность.

Многие проблемы, связанные  с подростковым возрастом, можно  решить, если снять напряжение и  скорректировать отношения родителей и детей, учителей и детей. Однако некоторые проблемы этого периода связаны с неврологическими заболеваниями или физиологической депрессией. Диагностирование, лечение болезней и преодоление депрессивных состояний поможет лучше корректировать отношения родителей, учителей и подростков.

К сожалению, профилактика депрессии  у подростков не всегда возможна. Если сделано всё, чтобы справиться с  депрессией самостоятельно, но нет положительного результата, надо искать квалифицированной помощи. А если сам родитель страдает депрессией, даже в мягкой форме, не говоря о тяжёлых случаях, то он не способен общаться даже с нормальным подростком и тем более помочь.

Увеличение количества разводов, экономические и финансовые кризисы, снижение качества образования, потеря доверия к власти, криминальная ситуация в стране — всё это сказывается на эмоциональном настрое каждого. И по мере того как взрослые, родители и учителя всё больше страдают от постоянно растущего физического, эмоционального и духовного напряжения, им становится всё труднее и сложнее заботиться о подростках. Ребёнок, особенно подросток, платит самую страшную цену — он самый уязвимый член нашего общества и больше всего нуждается именно в эмоциональном комфорте.

Многие родители испытывают серьёзные трудности в воспитании своих детей. И чаще всего это связано с непониманием своего воздействия на детей в различные периоды их развития, пока те, наконец, не станут взрослыми. Большинство родителей на самом деле имеют довольно смутное представление о том, что нужно их ребёнку — защита, жилище, еда, одежда, образование, руководство, любовь и пр. Они стараются по мере своих сил и возможностей удовлетворять самые существенные потребности своих детей. Каковы обязанности родителей? Во-первых, создать любящий и счастливый Домашний Очаг. Поэтому в любом доме отношения между супругами даже более существенны, чем между родителями и детьми. Ощущение безопасности у подростка и то, насколько глубокая эмоциональная связь установилась между родителями и детьми, в основном зависят от того, какие тёплые и искренние человеческие отношения существуют между супругами. Именно эмоциональная связь между мужем и женой, которую надо постоянно укреплять и углублять, является основой, без которой крайне сложно улучшить отношения с подростками. Семья может помочь ребёнку обрести душу и укрепить дух, чтобы справиться с депрессией и найти своё место в мире. Всем нам искренне хочется, чтобы в семье были мир и лад, здоровье и процветание, но надо осознать, что изменить мир можно, только изменяя самого себя. Но если мы научимся избавляться от всех наших прежних незавершённых эмоциональных и духовных проблем, в том числе и от болезней, тогда мы сами сможем обрести ощущение внутреннего мира и помочь своим подросткам жить в эмоциональном мире, душевном согласии и физическом здоровье.

В неполных семьях труднее  создать счастливый Домашний Очаг. Бывают ситуации, когда депрессия  у родителя, в одиночку воспитывающего ребёнка, может спровоцировать депрессию у подростка. Из-за одиночества, чувства неполноценности и неадекватности, состояния депрессии или по другим причинам одинокие родители порой общаются со своими детьми как со взрослыми. Они стремятся быть «лучшими друзьями», «своим парнем», вместо того чтобы установить здоровые полноценные отношения «родителей и детей». Но если взрослые нарушают естественный порядок вещей и пытаются, чтобы дети эмоционально поддерживали и «подпитывали» родителей, то они травмируют их и разрушают отношения с ними.

Рецепт профилактики депрессии  в подростковом возрасте «прост»: безусловная  любовь, пристальное внимание, обучение навыкам общения с подростком (это совсем другое, чем с маленьким ребёнком!), умение поддержать любые стремления подростка к независимости и самостоятельности, способность понять и разделить его интересы. Приглашайте его друзей домой, постоянно разговаривайте с подростком, будьте в курсе всех событий его жизни, не навязывая ему своего авторитарного мнения, постарайтесь обеспечить ему интересную жизнь (это вовсе не означает одобрения постоянных развлечений: дискотеки, кино и пр.), поощряйте любые его творческие интересы.

Очень полезно обратиться к психологу, чтобы заранее определить профориентацию ребёнка. Вкладывайте деньги в образование подростка, хотя вам может показаться, что ещё рано думать о будущем. Например, пусть обязательно позанимается на компьютерных курсах, хотя в силу своей старомодности вы можете испытывать панический ужас перед этой техникой. Сейчас это так же необходимо, как в своё время учиться грамоте. Да и лишний диплом о дополнительном образовании не помешает. Разрешите подростку (кстати, и девочкам это полезно) учиться водить машину. В будущем им это может очень пригодиться. Учите их правилам самообороны, плавать, кататься на велосипеде, заниматься боксом, каратэ. Да мало ли какие новые интересы появятся у наших детей, которые и внутренне, и внешне более свободны, чем предыдущие поколения. Чем больше они будут заняты, тем спокойнее вы будете за их будущее. Депрессия зачастую может явиться следствием скуки, так что лучше, чтобы у подростка не было свободного времени на пустые развлечения.

Переходный возраст —  это время «бури и натиска», время буйных, неудержимых страстей, когда подросток может с лёгкостью, как на качелях, «перелетать» с детского состояния на взрослое, переходить от улыбки к слезам, от веселья к мрачности, от разумного поведения к совершенно нелогичному. Неожиданные перепады настроения могут меняться буквально в течение дня или даже часа. Эти взлёты и падения происходят резко и чаще всего родители и учителя знают точно, почему эти вспышки происходят[8,93].

Информация о работе Депрессия у детей и подростков