Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 19:00, реферат
Депривация — термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, в русский язык пришел из английского (deprivation) и означает «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей». Для понимания сути этого термина важно обратиться к его этимологии. Латинский корень privare, что значит «отделять», лежит в основе английских, французских, испанских слов, переводимых на русский язык как «частный, закрытый, отдельный». Префикс в данном случае передает усиление, движение вниз, снижение значения корня (по аналогии со словом «депрессия» — «подавление»).
Введение …………………………………………………………………………2
Психическая депривация и ее варианты……………………….3
Эмоциональная и сенсорная депривация……………………..4
Социальная депривация…………………………………………………9
Депривационные ситуации…………………………………………...14
Заключение ……………………………………………………………………16
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Российский государственный социальный университет
Филиал
в г.Чебоксары
Кафедра гуманитарных дисциплин
Предмет
«Психогенетика»
Реферат
на тему:
Депривация
в младенческом возрасте
и ее влияние на последующее
развитие ребенка
Выполнила студентка
факультета «Социальная работа»
специальности «Психология»
группы ДП-01-08
Юсупова Инзиля Миннереисовна
Дата проверки»_________»
Оценка «_____»
Подпись
_________
Чебоксары
2010
Содержание:
Введение …………………………………………………………………………2
Психическая депривация и ее варианты……………………….3
Эмоциональная
и сенсорная депривация……………………
Социальная депривация…………………………………………………9
Депривационные ситуации…………………………………………...14
Заключение ……………………………………………………………………16
Список
использованной литературы
Депривация — термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, в русский язык пришел из английского (deprivation) и означает «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей». Для понимания сути этого термина важно обратиться к его этимологии. Латинский корень privare, что значит «отделять», лежит в основе английских, французских, испанских слов, переводимых на русский язык как «частный, закрытый, отдельный». Префикс в данном случае передает усиление, движение вниз, снижение значения корня (по аналогии со словом «депрессия» — «подавление»).
Таким образом, уже этимологический анализ показывает, что, говоря о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения. В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации — двигательную, сенсорную, информационную, социальную, материнскую и другие.
В этой работе более подробно
будет описана психическая
Психическая депривация и ее варианты
Психическая
депривация- это психическое состояние,
возникшее в результате таких жизненных
ситуаций, где субъекту не предоставляется
возможности для удовлетворения некоторых
его основных психических потребностей
в достаточной мере в течение длительного
времени.
В структуру психической депривации входит
эмоциональная депривация - отсутствие
заботы, ласки, понимания и т. д.; сенсорная
- недостаточность внешних стимулов (зрительных,
слуховых, тактильных), источником которых
на первом году жизни является мать; социальная,
включающая состояния безнадзорности,
бродяжничества и т. д. В основе материнской
депривации лежит в первую очередь механизм
обеднения эмоциональной сферы, но немаловажную
роль играет также сенсорный компонент.
О частичной депривации говорят в том
случае, когда отношения между матерью
и ребенком эмоционально обеднены. Это
состояние Пру и Харлоу [1962] обозначают
термином «скрытая» депривация, а также
проводят границу между нарушенным и недостаточным
отношением матери к ребенку. И. Лангмейер
и З. Матейчек [1984] выделяют 2 основные формы
депривационной ситуации - изоляцию и
сепарацию. В первом случае речь идет о
полном отстранении ребенка от окружающих
людей. Крайней степенью изоляции являются
примеры «волчьих детей». Под сепарацией
понимается разрыв специфической связи
между ребенком и матерью, включающей
состояния разлучения, отрыва от семьи,
воспитания в закрытых детских учреждениях.
Среди
матерей-отказниц большое количество
женщин с разнообразными личностными
аномалиями, в том числе страдающих алкоголизмом
и наркоманиями. Около 10 % отказниц находятся
на учете у психиатра или нарколога. Часто
выявляются такие проявления незрелости
личности как неумение предвидеть очевидные
события и элементарно планировать свою
жизнь, избегание аборта при заведомом
нежелании иметь ребенка, податливость
к нажиму друзей и родственников. Большинство
отказниц воспитывались в психотравмирующей
среде, испытывали грубость и жестокость
со стороны членов семьи.
Рене Шпитц [1963] отмечает начало формирование
образа матери с 3-месячного возраста и
описывает так называемые «страхи 8 месяцев»,
когда ребенок обнаруживает наличие в
окружающем мире помимо матери других
взрослых, присутствие которых может вызвать
плач, рвоту, расстройства стула, потерю
в весе. Автор говорит также о двух факторах
депривации, приводящих к психогенным
болезням у младенцев – качественном
и количественном. В первом случае может
возникнуть колика трехмесячных детей,
нейродермит, раскачивание, игра с фекалиями.
Во втором - анаклитическая депрессия
и маразм.
Психические
потребности ребенка наилучшим
образом удовлетворяются,
Одним
фактором при возникновении
Выделяют три основных варианта психической депривации: эмоциональная (аффективная), сенсорная (стимульная), социальная (идентичности). По степени выраженности депривация может быть полной и частичной.
Депривация
может способствовать формированию 3-х
основных видов нарушений у ребенка: 1)
специфические личностные аномалии; 2)
задержка и/или искажение психического
развития; 3) психические расстройства.
В возникновении депривационных психических
расстройств можно выделить следующие
закономерности.
1) Возрастная зависимость (чем раньше
воздействовал фактор депривации, тем
тяжелее симптоматика).
2) Для первого года жизни характерны: неравномерность
отставания в умственном развитии с нарушением
становления речи, формированием патологических
привычных действий (сосание одежды, пальцев
рук, раскачивания, выдергивания волос).
Становление депривационной депрессии
с преобладанием равнодушия, расстройств,
напоминающих аутизм.
3) Психические расстройства после 3-х лет
проявляются в нарушениях развития личности
и задержках умственного развития.
4) Изменение проявлений в виде исчезновения
большинства расстройств раннего возраста
к 4-7 годам, за исключением изменений эмоциональной
сферы. Формирование у подростков, переживших
раннюю - до 3-х лет депривацию, личностных
нарушений.
5) В старшем возрасте отмечаются: поверхностность
в общении с окружающими; недостаточность
развития высших эмоций - жалости, сочувствия,
соучастия, способности сознавать свою
вину, испытывать чувство стыда;
Эмоциональная и сенсорная депривация.
Проявляется в недостаточной возможности для установления интимного эмоционального отношения к какому либо лицу или разрыве подобной связи, когда такая уже была создана. В обедненную среду часто попадает ребенок, оказавшись в детском доме, больнице, интернате или другом
учреждении закрытого типа. Такая среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте. Однако для ребенка она особенно губительна.
Как показывают многочисленные психологические исследования, необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлении, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение органов чувств и соответствующих структур мозга.
Большой вклад в разработку этой проблемы внесла группа советских ученых, объединившихся под руководством Н. М. Щелованова. Они установили, что те участки мозга ребенка, которые не упражняются, перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться. Н. М. Щелованов писал, что если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, которую неоднократно наблюдал в яслях и домах ребенка, то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.
Данные, полученные Н. Н. Щеловановым и его сотрудниками, были настолько яркими и убедительными, что послужили основанием для разработки некоторых фрагментарных положений психологии развития ребенка. Известный советский психолог Л. И. Божович выдвинула гипотезу о том, что именно потребность во впечатлениях играет роль ведущей в психическом развитии ребенка, возникая примерно на третьей—пятой неделе жизни ребенка и являясь базой для формирования других социальных потребностей, в том числе и социальной по своей природе потребности в общении ребенка с матерью. Эта гипотеза противостоит представлениям большинства психологов о том, что исходными выступают либо органические потребности (в пище, тепле и т. п.), либо потребность в общении.
Одним из подтверждений своей гипотезы Л. И. Божович считает факты, полученные при изучении эмоциональной жизни младенца. Так, советский психолог М. Ю. Кистяковская, анализируя стимулы, вызывающие положительные эмоции у ребенка первых месяцев жизни, обнаружила, что они возникают и развиваются лишь под влиянием внешних воздействий на его органы чувств, в особенности на глаз и ухо. М. Ю. Кистяковская пишет, что полученные данные показывают «неправильность той точки зрения, согласно которой положительные эмоции появляются у ребенка при удовлетворении его органических потребностей. Все полученные нами материалы говорят о том, что удовлетворение органических потребностей лишь снимает эмоционально-отрицательные реакции, создавая этим благоприятные предпосылки для возникновения эмоционально-положительных реакций, но само по себе их не порождает... Установленный нами факт — появление у ребенка первой улыбки и других положительных эмоций при фиксация предмета — противоречит точке зрения, согласно которой улыбка представляет собой прирожденную социальную реакцию. Вместе с тем, поскольку возникновение положительных эмоций связано с удовлетворением какой-то потребности организма... этот факт дает основание считать, что у младенца наряду с органическими потребностями имеется также потребность в деятельности зрительного анализатора. Эта потребность проявляется в положительных, непрерывно совершенствующихся под влиянием внешних воздействий реакций, направленных на получение, сохранение и усиление внешних раздражении. И именно на их основе, а не на основе безусловных пищевых рефлексов возникают и закрепляются положительно-эмоциональные реакции ребенка и происходит его нервно-психическое развитие». Еще великий русский ученый В. М. Бехтерев отмечал, что к концу второго месяца ребенок как бы ищет новых впечатлений.
Безучастность, отсутствие улыбки у детей из приютов, домов ребенка замечались многими уже с самого начала действий таких учреждений, первые из которых датируются IV веком нашей эры (335 г., Цареград), а их бурное развитие в Европе датируется примерно XVII веком. Известно изречение испанского епископа, относящееся к 1760 году: «В приюте ребенок становится грустным и многие от грусти умирают». Однако как научный факт отрицательные последствия пребывания в закрытом детском учреждении стали рассматриваться лишь в начале XX века. Эти феномены, впервые систематически описанные и проанализированные американским исследователем Р. Спитцем, были им названы феноменами госпитализма. Суть сделанного Р. Спитцем открытия состояла в том, что в закрытом детском учреждении ребенок страдает не только и не столько от плохого питания или плохого медицинского обслуживания, сколько от специфических условий таких учреждений, один из существенных моментов которых — бедная стимульная среда. Описывая условия содержания детей в одном из приютов, Р. Спитц отмечает, что дети постоянно лежали в стеклянных боксах до 15—18 месяцев, причем до того времени, пока сами не вставали на ноги, они не видели ничего, кроме потолка, так как по сторонам висели занавески. Движения детей были ограничены не только постелькой, но и вдавленным углублением в матрасе. Игрушек было крайне мало.
Последствия такого сенсорного голода, если их оценивать по уровню и характеру психического развития, сравнимы с последствиями глубоких сенсорных дефектов. Например, Б. Лофенфельд установил, что по результатам развития дети с врожденной или рано приобретенной слепотой сходны с депривированными зрячими детьми (детьми из закрытых учреждений). Эти результаты проявляются в виде общего или частичного запаздывания развития, возникновения некоторых двигательных особенностей и особенностей личности и поведения.
Другая исследовательница, Т. Левин, изучавшая личность глухих детей с применением теста Роршаха (известной психологической методики, основанной на интерпретации испытуемым серии картинок с изображениями цветных и черно-белых клякс), обнаружила, что характеристики эмоциональных реакций, фантазии, контроля у таких детей также сходны с аналогичными особенностями детей-сирот из учреждений.
Таким образом, обедненная среда отрицательно влияет на развитие не только сенсорных способностей ребенка, но и всей его личности, всех сторон психики. Конечно, госпитализм — явление очень сложное, где сенсорный голод выступает лишь одним из моментов, который в реальной практике невозможно даже вычленить и проследить его влияние как таковое. Однако депривирующее воздействие сенсорного голода сегодня можно считать общепризнанным.
Информация о работе Депривация в младенческом возрасте и ее влияние на последующее развитие ребенка