Деструктивные формы поведения сотрудника УИС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 08:30, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение деструктивных форм поведения сотрудников УИС и способов их коррекции и профилактики.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................3
1. Деструктивные формы поведения сотрудников УИС...........................5
2. Профилактика деструктивных форм поведения сотрудников УИС....8
Заключение..................................................................................................11
Литература...................................................................................................12

Файлы: 1 файл

деструктивные формы поведения сотрудников УИС.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЕСТРУКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ 

ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА УИС 

И ИХ ПРОФИЛАКТИКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение.........................................................................................................3

1. Деструктивные формы поведения сотрудников УИС...........................5

2. Профилактика деструктивных форм  поведения сотрудников УИС....8

Заключение..................................................................................................11

Литература...................................................................................................12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Реформирование пенитенциарной системы, проводящееся в нашей стране, сопряжено с решением широкого круга  воспитательных и психологических  проблем по укреплению дисциплины и законности сотрудников, обеспечению их личной безопасности, созданию благоприятного морально-психологического климата в служебных коллективах. Одним из приоритетных направлений работы на этапе реформирования  является своевременная профилактика различных форм отклоняющегося и деструктивного поведения, предупреждение чрезвычайных происшествий, а также повышение психологической и социально-психологической подготовленности сотрудников УИС.

На сегодняшний день к сотрудникам УИС предъявляются особые требования, включающие наличие соответствующего уровня образования, коммуникативную компетентность, эмоциональную устойчивость, высокий уровень сформированности морально-нравственных качеств и правовой ориентации личности.

Вместе с тем, отмечаются и негативные тенденции, связанные с трудностями адаптации молодых сотрудников, нарушениями уставных и служебных требований, чрезвычайными происшествиями (суициды, алкоголизм, травматизм), а также уголовно наказуемыми деяниями отдельных сотрудников.

Причины этих нарушений  носят многоплановый характер и  связаны, главным образом, с нерешенным комплексом вопросов социального, экономического, управленческого характера, личностными  характеристиками сотрудников, качеством  воспитательной работы, медико-психологического сопровождения и т.д.

Тем не менее, можно выделить и относительно устойчивые факторы, обусловливающие недостаточную  эффективность выполнения сотрудниками УИС своих должностных обязанностей и способствующие возникновению  негативных явлений различного характера. В целях системного анализа и обеспечения организации работы по их профилактике эти явления объединяются понятием «деструктивные формы поведения». К ним, в частности, относятся умышленное причинение вреда своему здоровью, включая суицидальные действия, злоупотребление алкогольными напитками и наркотическими средствами, случаи нарушения законности и чрезвычайные происшествия, связанные с причинением вреда здоровью и жизни людей и т.д.

Целью работы является изучение деструктивных форм поведения сотрудников УИС и способов их коррекции и профилактики.

Объект исследования – личность сотрудника УИС.

Предмет исследования –  деструктивные формы поведения  личности сотрудника УИС.

Задачи:

1. На основе анализа  литературы изучить причины и  формы проявления деструктивных форм поведения сотрудников УИС.

2. Изучить принципы  и способы коррекции и профилактики  деструктивных форм поведения  сотрудников УИС.

3. Обобщить полученные  результаты, сделать выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Деструктивные  формы поведения сотрудников УИС

 

Под деструктивным поведением сотрудников УИС понимаются разрушительные поведенческие акты, совершаемые на фоне выраженной профессиональной деформации [5]. В свою очередь, профессиональная деформация развивается вследствие влияния многочисленных стресс-факторов профессиональной деятельности сотрудников УИС [2,3].

Могут быть выделены специфические, характерные для конкретных служб  и отделов, и общие формы деструктивного поведения, характерные для сотрудников  УИС в целом.

Среди специфических форм деструктивного поведения можно выделить следующие примеры.

Так, при изучении деятельности отрядов специального назначения необходимо принимать во внимание тот факт, что у подавляющей части спецназовцев наблюдается повышенная физическая и психическая активность, которая, как правило, сочетается с повышенной агрессивностью. Кроме того, у данной категории сотрудников отмечается и высокий уровень притязаний. В стрессовых ситуациях, представляющих угрозу жизни и здоровью, такими людьми могут игнорироваться социально-нравственные нормы и этические требования, а также демонстрироваться высокая склонность к риску. Поэтому нередко привычными шаблонами индивидуального поведения сотрудников спецназа в ответ на нестандартные жизненные ситуации являются агрессивные действия [6].

В конвойной службе характерными формами деструктивных проявлений у сотрудников являются:

1) импульсивность и  агрессивность поступков;

2) перекладывание ответственности  на вышестоящее руководство (комплекс  «служивого человека»);

3) ослабление социальных и внутрисемейных связей;

4) повышенная потребность  во властных полномочиях;

5) личностная зависимость;

6) дефицит личного  пространства (вследствие несения  службы в сверхмалом пространстве) [6].

У инспекторов отдела безопасности нередко наблюдается  деструктивные способы снятия стрессового напряжения, выражающиеся в употреблении спиртных напитков, что влечет за собой:

1) постепенную алкоголизацию;

2) дезадаптивные способы  решения проблемных ситуаций;

3) семейные проблемы;

4) ухудшение качества  жизни;

5) снижение качества выполнения служебных задач [4].

В целом же, вследствие постоянного негативного воздействия стресс-факторов профессиональной среды, у сотрудников УИС развиваются такие деструктивные проявления, как профессиональная деформация [2, 3].

Профессиональная деформация сотрудников УИС – это изменение личностных качеств сотрудника под влиянием негативных факторов среды и профессиональной деятельности [1].

Выделяют следующие  виды профессиональной деформации:

1) собственно профессиональная;

2) должностная;

3) депривационная;

4) адаптационная.

Собственно-профессиональная деформация обусловлена тесным контактом  с криминогенной средой, а также  спецификой профессиональной деятельности. Этот вид деформации проявляется в следующих деструктивных формах:

1) использование в речи нецензурных выражений в общении с коллегами и осужденными;

2) использование бранных  слов-кличек по отношению к  осужденным;

3) постоянное употребление  жаргона;

4) скрытое или открытое  пренебрежительное, уничижительное, враждебное отношение к сослуживцам и спецконтингенту;

5) проявление грубости;

6) моральное и физическое  унижение человеческого достоинства;

7) утрата чувствительности  к человеческому горю, беде, переживаниям.

Должностная деформация связана, в основном, с использованием властных полномочий, которыми наделены сотрудники по отношению к объектам их воздействия. При этом руководитель не ограничивает свои властные полномочия, у него появляется  стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному мнению, исчезает умение видеть свои ошибки, возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное.

Должностная деформация выражается в следующих проявлениях:

1) чувство вседозволенности;

2) неограниченность своих властных  полномочий и возможностей;

3) властолюбие, упоение властью;

4) стремление к подавлению  воли, чести, достоинства и самолюбия  другого человека;

5) нетерпимость к чужому мнению;

6) неумение видеть свои ошибки;

7) чинопочитание, угодничество, ориентация  на руководящее мнение;

8) отсутствие здоровых нравственных и служебно-деловых отношений между различными частями и службами и т.д.

Депривационная деформация обусловлена отсутствием возможностей для удовлетворения потребностей различного уровня и содержания. Неудовлетворенные  потребности замещаются другими, удовлетворение которых более доступно. Например, место духовных ценностей занимают материальные, или потребность в алкоголе, а также потребности в неадекватном самоутверждении, подкреплении властных полномочий и т.д.

Адаптационная деформация выражается в пассивном  приспособлении личности к актуальным социальным условиям, которое не сопровождается намерением изменить себя, а тем более других людей или ситуацию в позитивном направлении. Личность, внутренне не принимая нормы и ценности, доминирующие в коллективе, формально, внешне приспосабливается  к ним, чтобы не выглядеть «белой вороной», что, в итоге, приводит к последующей деформации.

Крайней формой проявления профессиональной деформации является профессиональная деградация, совершение аморальных поступков и  нарушение законности [1].

 

2. Профилактика  деструктивных форм поведения  сотрудников УИС

 

Основными принципами профилактики, а также коррекции деструктивных форм поведения являются принципы системности, последовательности и дифференцированного подхода к личности. Это обеспечивается единством комплекса психодиагностических, психокоррекционных и социально-педагогических средств работы с личностью, склонной к деструктивным формам поведения.

Профилактика и коррекция деструктивных форм поведения должна быть направлена, с одной стороны, на устранение факторов, способствующих развитию профессиональной деформации, и, с другой стороны – на усиление факторов, препятствующих ее развитию.

Развитию профессиональной деформации способствуют следующие факторы.

1) факторы, обусловленные спецификой  деятельности сотрудников УИС (властные полномочия, низкое материальное стимулирование к работе, повышенная ответственность при выполнении служебных обязанностей);

2) факторы, связанные с особенностями личности сотрудников УИС (агрессивность, недостаточный жизненный опыт, невысокая профессиональная подготовленность, конформность, низкий уровень самоконтроля и самокритичности);

3) факторы, обусловленные социально-психологической обстановкой, в которой находится сотрудник (напряженные, конфликтные отношения с сотрудниками, неадекватный стиль руководства коллективом, низкая общественная оценка сотрудников, вызывающая чувство бессилия);

4) факторы среды исправительного учреждения (высокая степень закрытости учреждения, контакты с криминогенной средой).

Препятствуют развитию профессиональной деформации такие факторы, как:

1) широкий круг интересов  и потребностей;

2) способность контролировать  свои действия;

3) адекватная самооценка;

4) сдержанность;

5) проявление волевой  устойчивости к негативным факторам;

6) проявление настойчивости  в сложных ситуациях;

7) терпимость к недостаткам окружающих;

8) соответствие работы  интересам и желанию; 

9) внимательное отношение  к другим людям;

10) четкость в определении  функциональных обязанностей;

11) удовлетворенность режимом службы [1].

Для снижения факторов, способствующих развитию профессиональной деформации, и усиления факторов, препятствующих ее развитию, широко используются методы индивидуальной и групповой психокоррекционной работы. Такая работа направлена на решение следующих задач:

1) обучение  навыкам психологической саморегуляции в стрессовых ситуациях, включая дыхательные техники, методы мышечной релаксации, аутогенную тренировку [7];

2) обучение  навыкам саморефлексии, анализа причин и контроля своего поведения [7];

3) повышение согласованности действия сотрудников при выполнении служебной деятельности и т.д.

Индивидуальные  формы психологической работы с  сотрудниками широко используются при  решении проблем зависимостей, семейных проблем, проблем самооценки и т.д. [6].

Наконец, на всех этапах профилактики и коррекции  деструктивных форм поведения организуется психодиагностическое сопровождение сотрудников УИС, задачей которого является своевременное выявление склонности к деструктивному поведению и оценка эффективности корригирующих мероприятий [1, 6].

Основными этапами профилактики и коррекции деструктивных форм поведения сотрудников являются:

1) глубокое  и всестороннее изучение личности  сотрудника;

2) определение  патогенных механизмов, способствующих  возникновению и закреплению деструктивных форм поведения;

3) осознание  сотрудником причинно-следственной связи между индивидуально-психологическими особенностями его личности и поведением;

4) оказание  добровольной психологической помощи  сотруднику в правильном решении  выявленных проблем;

Информация о работе Деструктивные формы поведения сотрудника УИС