Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 08:30, контрольная работа
Целью работы является изучение деструктивных форм поведения сотрудников УИС и способов их коррекции и профилактики.
Введение.........................................................................................................3
1. Деструктивные формы поведения сотрудников УИС...........................5
2. Профилактика деструктивных форм поведения сотрудников УИС....8
Заключение..................................................................................................11
Литература...................................................................................................12
ДЕСТРУКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ
ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА УИС
И ИХ ПРОФИЛАКТИКА
Содержание
Введение......................
1. Деструктивные формы поведения
сотрудников УИС...........................
2. Профилактика деструктивных
Заключение....................
Литература....................
Введение
Реформирование пенитенциарной системы, проводящееся в нашей стране, сопряжено с решением широкого круга воспитательных и психологических проблем по укреплению дисциплины и законности сотрудников, обеспечению их личной безопасности, созданию благоприятного морально-психологического климата в служебных коллективах. Одним из приоритетных направлений работы на этапе реформирования является своевременная профилактика различных форм отклоняющегося и деструктивного поведения, предупреждение чрезвычайных происшествий, а также повышение психологической и социально-психологической подготовленности сотрудников УИС.
На сегодняшний день
к сотрудникам УИС предъявляютс
Вместе с тем, отмечаются и негативные тенденции, связанные с трудностями адаптации молодых сотрудников, нарушениями уставных и служебных требований, чрезвычайными происшествиями (суициды, алкоголизм, травматизм), а также уголовно наказуемыми деяниями отдельных сотрудников.
Причины этих нарушений носят многоплановый характер и связаны, главным образом, с нерешенным комплексом вопросов социального, экономического, управленческого характера, личностными характеристиками сотрудников, качеством воспитательной работы, медико-психологического сопровождения и т.д.
Тем не менее, можно выделить
и относительно устойчивые факторы,
обусловливающие недостаточную
эффективность выполнения сотрудниками
УИС своих должностных
Целью работы является изучение деструктивных форм поведения сотрудников УИС и способов их коррекции и профилактики.
Объект исследования – личность сотрудника УИС.
Предмет исследования – деструктивные формы поведения личности сотрудника УИС.
Задачи:
1. На основе анализа литературы изучить причины и формы проявления деструктивных форм поведения сотрудников УИС.
2. Изучить принципы
и способы коррекции и
3. Обобщить полученные результаты, сделать выводы.
1. Деструктивные формы поведения сотрудников УИС
Под деструктивным поведением сотрудников УИС понимаются разрушительные поведенческие акты, совершаемые на фоне выраженной профессиональной деформации [5]. В свою очередь, профессиональная деформация развивается вследствие влияния многочисленных стресс-факторов профессиональной деятельности сотрудников УИС [2,3].
Могут быть выделены специфические, характерные для конкретных служб и отделов, и общие формы деструктивного поведения, характерные для сотрудников УИС в целом.
Среди специфических форм деструктивного поведения можно выделить следующие примеры.
Так, при изучении деятельности отрядов специального назначения необходимо принимать во внимание тот факт, что у подавляющей части спецназовцев наблюдается повышенная физическая и психическая активность, которая, как правило, сочетается с повышенной агрессивностью. Кроме того, у данной категории сотрудников отмечается и высокий уровень притязаний. В стрессовых ситуациях, представляющих угрозу жизни и здоровью, такими людьми могут игнорироваться социально-нравственные нормы и этические требования, а также демонстрироваться высокая склонность к риску. Поэтому нередко привычными шаблонами индивидуального поведения сотрудников спецназа в ответ на нестандартные жизненные ситуации являются агрессивные действия [6].
В конвойной службе характерными формами деструктивных проявлений у сотрудников являются:
1) импульсивность и агрессивность поступков;
2) перекладывание
3) ослабление социальных и внутрисемейных связей;
4) повышенная потребность во властных полномочиях;
5) личностная зависимость;
6) дефицит личного пространства (вследствие несения службы в сверхмалом пространстве) [6].
У инспекторов отдела безопасности нередко наблюдается деструктивные способы снятия стрессового напряжения, выражающиеся в употреблении спиртных напитков, что влечет за собой:
1) постепенную алкоголизацию;
2) дезадаптивные способы решения проблемных ситуаций;
3) семейные проблемы;
4) ухудшение качества жизни;
5) снижение качества выполнения служебных задач [4].
В целом же, вследствие постоянного негативного воздействия стресс-факторов профессиональной среды, у сотрудников УИС развиваются такие деструктивные проявления, как профессиональная деформация [2, 3].
Профессиональная деформация сотрудников УИС – это изменение личностных качеств сотрудника под влиянием негативных факторов среды и профессиональной деятельности [1].
Выделяют следующие виды профессиональной деформации:
1) собственно профессиональная;
2) должностная;
3) депривационная;
4) адаптационная.
Собственно-профессиональная деформация обусловлена тесным контактом с криминогенной средой, а также спецификой профессиональной деятельности. Этот вид деформации проявляется в следующих деструктивных формах:
1) использование в речи нецензурных выражений в общении с коллегами и осужденными;
2) использование бранных слов-кличек по отношению к осужденным;
3) постоянное употребление жаргона;
4) скрытое или открытое
пренебрежительное,
5) проявление грубости;
6) моральное и физическое
унижение человеческого
7) утрата чувствительности к человеческому горю, беде, переживаниям.
Должностная деформация связана, в основном, с использованием властных полномочий, которыми наделены сотрудники по отношению к объектам их воздействия. При этом руководитель не ограничивает свои властные полномочия, у него появляется стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному мнению, исчезает умение видеть свои ошибки, возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное.
Должностная деформация выражается в следующих проявлениях:
1) чувство вседозволенности;
2) неограниченность своих
3) властолюбие, упоение властью;
4) стремление к подавлению воли,
чести, достоинства и
5) нетерпимость к чужому мнению;
6) неумение видеть свои ошибки;
7) чинопочитание, угодничество, ориентация на руководящее мнение;
8) отсутствие здоровых
Депривационная деформация
обусловлена отсутствием
Адаптационная деформация выражается в пассивном приспособлении личности к актуальным социальным условиям, которое не сопровождается намерением изменить себя, а тем более других людей или ситуацию в позитивном направлении. Личность, внутренне не принимая нормы и ценности, доминирующие в коллективе, формально, внешне приспосабливается к ним, чтобы не выглядеть «белой вороной», что, в итоге, приводит к последующей деформации.
Крайней формой проявления профессиональной деформации является профессиональная деградация, совершение аморальных поступков и нарушение законности [1].
2. Профилактика деструктивных форм поведения сотрудников УИС
Основными принципами профилактики, а также коррекции деструктивных форм поведения являются принципы системности, последовательности и дифференцированного подхода к личности. Это обеспечивается единством комплекса психодиагностических, психокоррекционных и социально-педагогических средств работы с личностью, склонной к деструктивным формам поведения.
Профилактика и коррекция деструктивных форм поведения должна быть направлена, с одной стороны, на устранение факторов, способствующих развитию профессиональной деформации, и, с другой стороны – на усиление факторов, препятствующих ее развитию.
Развитию профессиональной деформации способствуют следующие факторы.
1) факторы, обусловленные спецификой деятельности сотрудников УИС (властные полномочия, низкое материальное стимулирование к работе, повышенная ответственность при выполнении служебных обязанностей);
2) факторы, связанные с особенностями личности сотрудников УИС (агрессивность, недостаточный жизненный опыт, невысокая профессиональная подготовленность, конформность, низкий уровень самоконтроля и самокритичности);
3) факторы, обусловленные социально-психологической обстановкой, в которой находится сотрудник (напряженные, конфликтные отношения с сотрудниками, неадекватный стиль руководства коллективом, низкая общественная оценка сотрудников, вызывающая чувство бессилия);
4) факторы среды исправительного учреждения (высокая степень закрытости учреждения, контакты с криминогенной средой).
Препятствуют развитию профессиональной деформации такие факторы, как:
1) широкий круг интересов и потребностей;
2) способность контролировать свои действия;
3) адекватная самооценка;
4) сдержанность;
5) проявление волевой
устойчивости к негативным
6) проявление настойчивости в сложных ситуациях;
7) терпимость к недостаткам окружающих;
8) соответствие работы интересам и желанию;
9) внимательное отношение к другим людям;
10) четкость в определении функциональных обязанностей;
11) удовлетворенность режимом службы [1].
Для снижения факторов, способствующих развитию профессиональной деформации, и усиления факторов, препятствующих ее развитию, широко используются методы индивидуальной и групповой психокоррекционной работы. Такая работа направлена на решение следующих задач:
1) обучение
навыкам психологической саморе
2) обучение навыкам саморефлексии, анализа причин и контроля своего поведения [7];
3) повышение согласованности действия сотрудников при выполнении служебной деятельности и т.д.
Индивидуальные формы психологической работы с сотрудниками широко используются при решении проблем зависимостей, семейных проблем, проблем самооценки и т.д. [6].
Наконец, на всех этапах профилактики и коррекции деструктивных форм поведения организуется психодиагностическое сопровождение сотрудников УИС, задачей которого является своевременное выявление склонности к деструктивному поведению и оценка эффективности корригирующих мероприятий [1, 6].
Основными этапами профилактики и коррекции деструктивных форм поведения сотрудников являются:
1) глубокое
и всестороннее изучение
2) определение патогенных механизмов, способствующих возникновению и закреплению деструктивных форм поведения;
3) осознание сотрудником причинно-следственной связи между индивидуально-психологическими особенностями его личности и поведением;
4) оказание
добровольной психологической
Информация о работе Деструктивные формы поведения сотрудника УИС