Детерминанты психических состояний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 16:06, контрольная работа

Описание работы

Изучение детерминант психических состояний очень актуально на сегодняшний день, т.к. они являются не только фоном, но и важнейшим регулятором поведения и деятельности субъекта. От решения проблемы психических состояний непосредственно зависит успешность всех видов производственной и учебной деятельности, а также качество жизни в целом. Это особенно характерно для экстремальных ситуаций, которые в современном мире получают все большее распространение.

Содержание работы

Актуальность проблемы изучения детерминант психических состояний
Детерминанты психических состояний
а) Причины состояний согласно Л. В. Куликову
б) Причины состояний согласно А.О. Прохорову
в) Другие причины психических состояний
3. Детерминанты наиболее распространенных состояний
4. Общие моменты

Файлы: 1 файл

Детерминанты психических состояний.docx

— 28.22 Кб (Скачать файл)

План:

  1. Актуальность проблемы изучения детерминант психических состояний
  2. Детерминанты психических состояний

а) Причины состояний  согласно Л. В. Куликову

б) Причины состояний  согласно А.О. Прохорову

в) Другие причины  психических состояний

      3.  Детерминанты наиболее распространенных  состояний

      4.  Общие моменты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Актуальность проблемы изучения детерминант психических состояний

  Как и все явления психической жизни, психические состояния не спонтанны, но детерминированы прежде всего внешними воздействиями. По существу, любое состояние есть продукт включения субъекта в некоторую деятельность , в ходе которой оно формируется и активно преобразуется , оказывая при этом обратное влияние на успешность реализации последней. В прикладном плане область изучения психических состояний предстает в виде мозаичной картины разнообразных фактов, частных методик, подходов и положений, разработанных в рамках отдельных отраслей психологии. Разноплановость и фрагментарность ведущихся исследований обусловливает наличие разнообразных «белых пятен» в отношении состава, структуры, механизмов взаимоотношений, функций состояний и др. Одним из малоизученных остается вопрос взаимообусловленности состояний и свойств личности, в частности – детерминация психических состояний.

  Изучение детерминант психических состояний очень актуально на сегодняшний день, т.к. они являются не только фоном, но и важнейшим регулятором поведения и деятельности субъекта. От решения проблемы психических состояний непосредственно зависит успешность всех видов производственной и учебной деятельности, а также качество жизни в целом. Это особенно характерно для экстремальных ситуаций, которые в современном мире получают все большее распространение.

  1. Детерминанты психических состояний

         а) Причины состояний согласно Л. В. Куликову

  Различные авторы дают разные определения понятия «психическое состояние». Отсутствует общепринятое мнение об определении , структуре и функции , механизме и детерминантах , классификации и методах исследования психических состояний.

   Л. В. Куликов рассматривает психическое состояние как сложную психическую реакцию и выделяет следующие основные детерминанты состояния:

  1. потребности, желания и стремления человека (или, более точно, осознанные и неосознанные потребности, стремления и желания);
  2. его возможности (проявившиеся способности и скрытые потенциалы);
  3. условия среды (объективное воздействие и субъективное восприятие и

понимание текущей ситуации).

  Соотношение этих факторов и определяет характеристики состояния. Говорить о балансе между ними, что нередко можно встретить, неверно, поскольку все эти составляющие не являются какими–либо  противодействующими друг другу силами. Сила желания, не подкрепленная необходимыми способностями данного индивида, далеко не всегда противодействует раскрытию способностей, напротив, часто оказывает решающее влияние на их развитие. Весьма односторонни представления о среде как противодействующей силе, хранящей в себе прежде всего ограничения или путы для реализации желаний. Тем не менее в неявной форме такое понимание среды допускается в тех случаях, когда говорят о «противодействии среде», «противостоянии средовым влияниям», «равновесии со средой» и т. п.

         б) Причины состояний согласно А.О. Прохорову

  Основной причиной возникновения психического состояния А. О. Прохоров называет «единство переживания субъекта и его поведения в ситуации жизнедеятельности», причем в качестве ключевых звеньев возникновения психического состояния им выделены:

  1. ситуация, которую определяют как «совокупность внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и определяющих его активность», то есть ситуация - это события, условия, обстоятельства жизнедеятельности индивида, которые оказывают стимулирующее, обуславливающее и корректирующее воздействие на субъекта, то есть детерминируют его активность и задают пространственно-временные границы ее реализации.
  2. субъект переживания данного состояния - его личностные особенности, совокупность внутренних условий, направленность, характер, чувства, способности, процессы, знания, умения, навыки, опыт индивидуальный и усвоенный, природно-биологическая организация и т.д.
  3. личностный смысл - индивидуальное отношение личности к определенным объектам, входящим в ситуацию, осознаваемое как «значение - для меня», в основе которого лежат направленность личности, уровень притязаний, ценностные ориентации, роли, образ «Я» и другие особенности самосознания.

  Включенность состояния в систему личностной организации порождает зависимость состояния от индивидуальных особенностей личности, от ее целей, отношений к явлениям действительности, что проявляется в «принципе личностной регуляции состояний» При рассмотрении следующего аспекта – анализа взаимоотношений состояния с внешней средой, Прохоров отмечает, что достижение уравновешенности системы «состояние – среда» достигается благодаря функционированию целостного системно-организованного механизма, состоящего из трех звеньев: ситуация (среда) – системообразующий фактор (личностный смысл) – психологические особенности личности, являющиеся основным детерминантом психического состояния. Изменение любого звена в «механизме» приводит к изменению психического состояния. Таким образом, динамика психического состояния, по Прохорову, обусловлена рядом переменных: внешние условия – ситуация, внутренние условия, связанные с особенностями субъекта, к которым относятся различные свойства личности и, наконец, личностный смысл – отношение к ситуации, выражающееся в ее значимости.

         в) Другие причины психических состояний

  Одна и та же причина (например, монотонная деятельность) может вызвать различные состояния, подчас противоположные (в данном случае – либо монотонию, либо психическое пресыщение). Это зависит от психофизиологических особенностей человека, в частности от типологических особенностей проявления свойств нервной системы. При развитии одного и того же состояния формы его проявления у разных лиц тоже могут быть разными. Например, существуют три формы проявления страха (две активные, одна пассивная) и фрустрации. Подобные различия реакции у разных людей на один и тот же фактор обусловлены тем, что упомянутые факторы вызывают состояние не прямо, а опосредованно, преломляясь через особенности человека как индивида и личности.

  Психическое состояние человека зависит от его предшествующих психических состояний.Так за психическим состоянием напряжения обычно следует состояние разрядки. Сдавший экзамен, который требовал волнения и напряжения, ученик, как говорится, облегченно вздыхает. Многие люди, много и напряженно работающие, предпочитают проводить досуг так, чтобы он не был занят чем-либо серьезным. Эти люди испытывают потребность снять то напряжение, которое было на работе. Связь между данным психическим состоянием и тем, которое ему непосредственно предшествует, может быть различной. Выше был приведен пример, когда за одним психическим состоянием следует ему противоположное, но бывают случаи, когда между предшествующим и последующим психическим состоянием имеется отношение не противоположности, а сходства. Человек встал в хорошем, бодром настроении, он получил с утра такую не только физическую, но и психическую зарядку, что в продолжение дня его хорошее настроение только усиливалось. Подобным образом некоторые люди, почему-либо расстроившись, далее впадают в мрачный пессимизм.

  В конкретных условиях практической деятельности причинами того или иного психического состояния могут быть: состояние здоровья; ожидание приятного или неприятного; хорошее или плохое впечатление от окружающего; радостные или печальные воспоминания; настроение окружающих (руководителя или товарищей); характер работы (темп, ритм, усилия и т.д.); успешность или безуспешность работы; тон общения с окружающими. Но все эти конкретные причины сводятся к трем основным: в каком состоянии находится организм человека; удовлетворяются или не удовлетворяются его потребности; как переживает он воздействия среды. 
От внутреннего состояния человека, воздействий среды и потребностей зависит, будет ли психическое состояние оптимальным, стрессовым, депрессивным или внушенным. 
  Оптимальное психическое состояние может быть создано успешным удовлетворением главной потребности и уверенностью в удовлетворении других потребностей. Ведь «пока потребность человека не удовлетворена, он находится в состоянии недовольства своими потребностями, а стало быть, и самим собой». Создается оно и удовлетворенностью своей ролью и значимостью в среде; уверенностью в успехе выполняемого дела, порожденной знаниями, навыками, умениями, мастерством и успехами в предыдущих делах; знанием условий деятельности и предвидением посильных осложнений; привычностью условий выполняемой деятельности, темпа и ритма работы.

   3.  Детерминанты наиболее распространенных состояний

  Взгляды учёных - представителей психологии состояний и психологии эмоций на природу эмоциональных состояний во многом пересекаются. Наличие потребности представляет обязательное условие возникновения эмоции. По мнению П. В. Симонова, создателя информационной теории эмоций, эмоция – это функция двух факторов: значения мотивации, или потребности, и разности между информацией, необходимой для удовлетворения данной потребности, и информацией, доступной субъекту. В ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение личности.

  П. В. Симонов выделяет взаимосвязь между потребностью, степенью её удовлетворения и эмоциональным состоянием человека, при этом не исключает влияния других факторов на возникновение того или иного эмоционального состояния. Среди этих факторов он отмечает:

– индивидуальные (типологические) особенности  субъекта, прежде всего индивидуальные особенности его эмоциональности, мотивационной сферы, волевых качеств  и т. п.;

– фактор времени, в зависимости  от которого эмоциональная реакция  приобретает характер стремительно развивающегося аффекта или настроения, сохраняющегося часами, днями и неделями;

– качественные особенности потребности.

  Так, эмоции, возникающие на базе социальных и духовных потребностей, принято именовать чувствами. Низкая вероятность избегания нежелательного воздействия породит у субъекта тревогу, а низкая вероятность достижения желаемой цели – фрустрацию. Все перечисленные факторы обусловливают, как утверждает П. В. Симонов, лишь вариации бесконечного многообразия эмоций, в то время как необходимыми и достаточными являются только два фактора: потребность и вероятность (возможность) её удовлетворения. 
  Стрессовое психическое состояние может быть вызвано одной или совокупностью следующих причин: непосильностью, неподготовленностью и неуверенностью в успехе; преувеличением опасности и повышенной впечатлительностью; переоценкой ответственности; плохим самообладанием; наличием желаний, превышающих возможности их удовлетворения. Оно возникает в результате длительного перевозбуждения нервной системы, порожденного сложной совокупностью, неблагоприятных обстоятельств жизни и деятельности. Стресс — это результат воздействий на человека весьма неблагоприятных для него конфликтных ситуаций бытового, учебного или производственного характера.

  Фрустрация — состояние, провоцируемое фрустратором. Данное состояние возникает в ситуации разочарования, неосуществления значимой для личности цели, потребности. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности. 
  Депрессивное психическое состояние обычно возникает: от осознания невозможности удовлетворить какую-либо насущную потребность; безуспешности усилий и сплошных неудач в жизни и деятельности; унижения достоинства личности окружающими; неудовлетворенности работой; переутомления и плохого состояния здоровья.

  Суггестивное психическое состояние обусловливается, гетеросуггестией(внушением, исходящим от одной личности или социальной общности) или аутосуггестией (самовнушением). Однако степень внушаемости зависит от индивидуально-психологических особенностей и конкретного психического состояния суггеренда во время гетеросуггестии. Чем ниже уровень осознанности воздействий и критичности к ним суггеренда, тем выше степень внушаемости. А уровень осознанности и критичности суггеренда зависит от его психических свойств, состояний, особенностей психических процессов и от отношения к суггестору во время гетеросуггестии.

  Хотя психические состояния всегда детерминированы, не всегда легко найти их причины, особенно если само состояние сложно и противоречиво.

   4.  Общие  моменты

  Общепринятое мнение о детерминантах психических состояний отсутствует. Каждый автор излагает свое видение этой проблемы. Однако, несмотря на различные подходы можно выделить общие моменты.  Все психологи придают важное значение личностным свойствам – направленности личности, целенаправленности характера, мотивам деятельности в образовании психических состояний. Оценка данной ситуации происходит и под влиянием далеких жизненных целей, зафиксированных в особенностях направленности данной личности.

Следовательно, психическое  состояние человека образуется в  зависимости от конкретных задач, возникших  в данной ситуации, соотнесенных с  направленностью личности, ее жизненными установками и ориентациями.

  Психические состояния человека представляют непосредственное отражение конкретной ситуации внешней среды. Они всегда ситуативны, как бы не были сложны их структура и причина, их вызвавшие. Психическое состояние человека может быть не связано с деятельностью человека, ее целями и ориентационными характеристиками всей направленности личности. Эти компоненты психики могут быть в данном состоянии заторможены и не играть никакой сколько-нибудь значимой роли в структуре данного психического состояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Герасимова И. В. «Психические состояния как общепсихологическая проблема: Хрестоматия» Владивосток «ДВГМА» 2001 год
  2. Ильин И. П. «Психофизиология состояний человека» Санкт-Петербург «Питер» 2005 год
  3. Маклаков А. Г. «Общая психология» Санкт-Петербург «Питер» 2010 год

 

 

 

 


Информация о работе Детерминанты психических состояний