Дети и подростки группы риска: проблемы профилактики отклоняющегося поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 23:06, реферат

Описание работы

Подросток, который не получает достаточно тепла, любви и взаимопонимания, постоянно испытывает чувства беззащитности, боли, унижения. Такой подросток начинает отстаивать свое право на существование и нередко – незаконными способами: не имея возможности удовлетворить свои потребности законным образом, он ищет другие пути. Все это приводит к развитию у подростка глубокого внутриличностного конфликта, требующего кропотливой, основательной и бережной коррекционной работы, а также психологической поддержки.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....3
Понятие дети «группы риска»…….……………………………………..5
Причины попадания детей в «группу риска»….……………….……….9
Девиантное поведение в подростковой среде………………………….10
Проблемы профилактики девиантного поведения……………….........13
Проблемы управления профилактической работой…………………..16
Заключение……………………………………………………………………...19
Список литературы……………………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

реферат по отклоняющему поведению.docx

— 49.89 Кб (Скачать файл)

 

Московский  гуманитарно  – экономический институт

 

Нижегородский филиал

 

 

Факультет: гуманитарный

Специальность: психология

Группа: ПЗП-09

Курс: 4

 

 

Реферат

 

 

По дисциплине: «Психология  отклоняющегося поведения»

На тему: «Дети и подростки группы риска: проблемы профилактики отклоняющегося поведения»

 

 

 

Студент (ка) Гаряева Светлана Михайловна

Преподаватель  Елькина  Ирина Юрьевна

 

 

Оценка «_________»

 

 

 

Нижний Новгород

2012 г. 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………....3

  1. Понятие дети «группы риска»…….……………………………………..5
  2. Причины попадания детей в «группу риска»….……………….……….9
  3. Девиантное поведение в подростковой среде………………………….10
  4. Проблемы профилактики девиантного поведения……………….........13
  5. Проблемы управления профилактической работой…………………..16

Заключение……………………………………………………………………...19

Список литературы……………………………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Трудные дети: что стоит  за этим всем известным и, к сожалению, давно привычным термином? Для полиции – это хулиган, для учителя − «неформальный лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников, для воспитателя детского сада – шумный, подвижный, неуправляемый ребенок.           А для родителей? В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой – естественная норма жизни. Так кто же все-таки трудные дети?  Трудные дети − это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. М. Раттер (1987) отмечает, что психологические трудности, а также временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это − неотъемлемая часть процесса развития. Как отечественные, так и зарубежные психологи, и социологи отмечают рост количества детей «группы риска».

Общество и, прежде всего, учителя и родители тратят колоссальные усилия на преодоление этих отклонений. Ученые и практики к группе трудных относят детей разных категорий. Дети, имеющие различного рода проблемы в отклонении поведения. Термин трудные дети часто употребляют наряду с таким термином, как дети «группы риска». Довольно распространено и понятие «дети, находящиеся в особо трудных условиях», которое пришло в педагогическую науку и практику из документов ООН. За всеми этими понятиями стоят дети, в поведении которых наблюдаются те или иные отклонения или возможно прогнозировать их проявление вследствие действия на личность ребенка различных негативных факторов.

Тема отклоняющегося поведения  у подростков приобретает в настоящее  время все большую актуальность, так как статистика "социального здоровья" показывает, что около 2,5 млн. детей школьного возраста нигде не обучаются, более 2 млн. детей и подростков бродяжничают, число детей - сирот превысило 650 тыс.; 40% детей подвергаются насилию в семьях; 16% учащихся испытывают со стороны педагогов в школах физическое насилие, а 22% - психологическое. За последние 10 лет смертность от самоубийств, среди детей и подростков выросла на 100%. Растет детская преступность. На территории России действует около 30 преступных группировок несовершеннолетних.            С каждым годом происходит увеличение количества подростков "группы риска". Это позволяет предположить, что профилактическая работа с детьми подросткового возраста не проводится в достаточной мере. Причиной увеличения подростков "группы риска" является, нарушение собственных прав детей и в семье и в социуме.

Подросток, который не получает достаточно тепла, любви и взаимопонимания, постоянно испытывает чувства беззащитности, боли, унижения. Такой подросток  начинает отстаивать свое право на существование и нередко –  незаконными способами: не имея возможности  удовлетворить свои потребности  законным образом, он ищет другие пути. Все это приводит к развитию у  подростка глубокого внутриличностного  конфликта, требующего кропотливой, основательной  и бережной коррекционной работы, а также психологической поддержки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Понятие дети «группы риска»

Понятие дети «группы риска» может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его  трактовки, поэтому оно нуждается  в уточнении и развитии.            Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях «группы риска», подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. Фактически речь идет о двух сторонах риска.      С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Следует отметить, что понятие «группы риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам. Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д.        Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно выделить три основные группы факторов риска, которые создают вероятную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных).       Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет следующие группы факторов риска:

медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом  и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);

  • социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе; бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);
  • психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);
  • педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).  По мнения Шульги Т.И. и Олиференко Л.Я.  под понятием дети «группы риска»  подразумевают следующие категории детей:
  • дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
  • дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
  • дети из неблагополучных семей, асоциальных семей;
  • дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
  • дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптацией [ 9 ].          Подростки «группы риска»  характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности),  усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины.  У подростков «группы риска» ярко выражена склонность к отклоняющемуся (девиантному) поведению.     Отклоняющееся (девиантное) поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.      Выделяют три основные группы отклоняющегося (девиантного) поведения:
  • деликвентное поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. У подростков преобладают следующие виды деликвентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками;
  • асоциальное поведение – это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. В подростковом возрасте наиболее распространены уход из дома, бродяжничество, агрессивное поведение, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, сексуальные девиации, вовлеченность в азартные игры на деньги, субкультурные девиации (шрамирование, татуировки);
  • аутодеструктивное поведение – это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Спецификой аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. Группа, в которую включен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, пищевая зависимость, компьютерная зависимость, суицидальное поведение [ 6].

В  отношениях со взрослыми у них  проявляются переживания своей ненужности, утрата своей ценности для другого человека.

 

Подростки «группы риска» имеют следующие особенности:

  • отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность в жизни); они убеждены  в своей ненужности, невозможности добиться в жизни чего-то  своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, добиться материального благополучия;
  • проекция на себя неудачной жизни собственных родителей;
  • эмоциональное отвержение подростков со стороны родителей и одновременно их психологическая автономия;
  • среди социально одобряемых ценностей у них на первом месте – счастливая семейная жизнь, на втором – материальное благополучие, на третьем – здоровье; в то же время эти ценности  представляются подросткам недоступными; высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт – один из источников стресса;
  • «подкрепление» потери ценности образования для подростков группы риска – те, кто плохо учился или совсем не учился, а в жизни преуспел; о реальных  путях достижения таких «ценностей» подростки не задумываются;
  • повышенный уровень тревожности и агрессивности;
  • стремление к легкой жизни, удовольствиям;
  • искажение направленности интересов – свободное времяпровождение в подъезде, на улице – только подальше от дома, ощущение полной независимости (уходы из дома, побеги, ситуации переживания риска) [ 6].

 

 

2. Причины попадания детей в «группу риска»

В настоящее время понятие  «дети группы риска» употребляется  довольно часто в педагогике и  психологии. Дети группы риска –  это та категория детей, которая  в силу определенных обстоятельств  своей жизни более других категорий подвержена воздействию со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.          Для решения вопросов оказания психологической и социально-педагогической помощи и поддержки детям и подросткам необходимо четко представлять себе контингент таких детей и их психологическую характеристику.           Основными причинами попадания детей в группу риска являются следующие обстоятельства жизни этих детей: пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.); устройство в квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими; убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиение с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.); оставление малолетних детей одних без пищи и воды; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.            Ребенок из такой семьи обнаруживает себя по внешнему виду, одежде, манере общаться, набору лексических нецензурных выражений, неуравновешенности психики, выражающейся в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения и т.д.         Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семье, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни. Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям.       У детей возникают значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта – нарушение социализации в широком смысле слова: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, гиперсексуальность, нарушения половой ориентации, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, отсутствие ценностных ориентиров, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность, утрата интереса к знаниям, дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания нецензурная брань и т.д.)

 

3. Девиантное поведение  в подростковой среде

 

             Каждый из нас ежедневно сталкивается  с разнообразными проявлениями  социально нежелательного поведения  – агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями… Специалисты,  занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы на  ряд вопросов. Каковы причины  такого поведения? Что заставляет  человека вновь и вновь причинять  вред себе и окружающим? Как  избежать этого? 
            Девиантное поведение можно в общем смысле обозначить как некое отклонение от принятых в том, или ином обществе социальных норм, правил поведения. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. Социальная норма находит свое в законах, традициях, обычаях, то есть во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Но в реформируемом российском обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом.  
              Наше общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции. 
Социально- экономические преобразования в России затронули все сферы жизни взрослых и детей. Наряду с позитивными изменениями, стимулирующими развитие многих сфер жизнедеятельности человека, в обществе усилились такие негативные тенденции, как имущественное неравенство, резкое снижение востребованности духовных ценностей, усиление социальной и психологической дезориентации и дезадаптации, безработица, сложная криминогенная обстановка, нарастание процессов деформации семьи. Все это особенно болезненно сказалось на жизни детей и подростков. 
                На сегодняшний день проблема отклоняющегося поведения подростков, их моральная деградация и в некотором роде распущенность не может остаться без внимания. На это влияют фактор плохого социального окружения, социальные и материальные условия проживания. Все это негативно сказывается на подростках и их дальнейшей жизни. Пьянство, наркомания, преступность – и в результате мы видим несовершеннолетнего на скамье подсудимых. Необходимо выявить основные факторы и причины девиантного поведения подростков. 

                   Девиантное поведение – это  специфический способ измерения  социальных норм и ожиданий  посредством демонстрации личностью  ценностного отношения к ним.  Для этого используются особые  приемы: сленг, символика, мода, манера  и т.д. 
                 Изучение механизмов социальных отклонений показывает, что факторами, предопределяющими отклонение от социальных норм, являются: уровень сознания, нравственности, развитость в обществе системы социальных регуляторов поведения человека и сформированное отношение общества к людям, нарушающим нормы морали и права.   Отклоняющееся поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, социологов.          В наши дни особенно остро встала проблема девиантного поведения в подростковой среде. Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов. По-другому его еще называют переходным возрастом. 
            В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. Появляется потребность в познании самого себя. В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде или группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются другие подростки, общаются, курят, выпивают… 
                Не всегда подростки выберут правильный жизненный путь. Тех, кто отклоняется от социальных норм и правил называют трудновоспитуемыми, или же подростками с отклоняющимся  поведением.

Информация о работе Дети и подростки группы риска: проблемы профилактики отклоняющегося поведения