Московский гуманитарно
– экономический институт
Нижегородский филиал
Факультет: гуманитарный
Специальность: психология
Группа: ПЗП-09
Курс: 4
Реферат
По дисциплине: «Психология
отклоняющегося поведения»
На тему: «Дети и подростки
группы риска: проблемы профилактики отклоняющегося
поведения»
Студент (ка) Гаряева Светлана
Михайловна
Преподаватель Елькина
Ирина Юрьевна
Оценка «_________»
Нижний Новгород
2012 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………....3
- Понятие дети «группы риска»…….……………………………………..5
- Причины попадания детей в «группу риска»….……………….……….9
- Девиантное поведение в подростковой среде………………………….10
- Проблемы профилактики девиантного поведения……………….........13
- Проблемы управления профилактической работой…………………..16
Заключение……………………………………………………………………...19
Список литературы……………………………………………………………..20
Введение
Трудные дети: что стоит
за этим всем известным и, к сожалению,
давно привычным термином? Для полиции
– это хулиган, для учителя − «неформальный
лидер», оказывающий неблагоприятное
влияние на одноклассников, для воспитателя
детского сада – шумный, подвижный, неуправляемый
ребенок. А для родителей? В каждой семье
свои трудные дети и свои проблемы. Те
отклонения в поведении, которые в одной
семье считаются проблемой, в другой –
естественная норма жизни. Так кто же все-таки
трудные дети? Трудные дети − это те, чье
поведение отклоняется от принятых в обществе
стандартов и норм. М. Раттер (1987) отмечает,
что психологические трудности, а также
временные эмоциональные расстройства
и нарушения поведения довольно часто
встречаются у большинства детей. Это
− неотъемлемая часть процесса развития.
Как отечественные, так и зарубежные психологи,
и социологи отмечают рост количества
детей «группы риска».
Общество и, прежде всего,
учителя и родители тратят колоссальные
усилия на преодоление этих отклонений.
Ученые и практики к группе трудных относят
детей разных категорий. Дети, имеющие
различного рода проблемы в отклонении
поведения. Термин трудные дети часто
употребляют наряду с таким термином,
как дети «группы риска». Довольно распространено
и понятие «дети, находящиеся в особо трудных
условиях», которое пришло в педагогическую
науку и практику из документов ООН. За
всеми этими понятиями стоят дети, в поведении
которых наблюдаются те или иные отклонения
или возможно прогнозировать их проявление
вследствие действия на личность ребенка
различных негативных факторов.
Тема отклоняющегося поведения
у подростков приобретает в настоящее
время все большую актуальность,
так как статистика "социального
здоровья" показывает, что около 2,5 млн.
детей школьного возраста нигде не обучаются,
более 2 млн. детей и подростков бродяжничают,
число детей - сирот превысило 650 тыс.; 40%
детей подвергаются насилию в семьях;
16% учащихся испытывают со стороны педагогов
в школах физическое насилие, а 22% - психологическое.
За последние 10 лет смертность от самоубийств,
среди детей и подростков выросла на 100%.
Растет детская преступность. На территории
России действует около 30 преступных группировок
несовершеннолетних. С каждым годом происходит
увеличение количества подростков "группы
риска". Это позволяет предположить,
что профилактическая работа с детьми
подросткового возраста не проводится
в достаточной мере. Причиной увеличения
подростков "группы риска" является,
нарушение собственных прав детей и в
семье и в социуме.
Подросток, который не получает
достаточно тепла, любви и взаимопонимания,
постоянно испытывает чувства беззащитности,
боли, унижения. Такой подросток
начинает отстаивать свое право на
существование и нередко –
незаконными способами: не имея возможности
удовлетворить свои потребности
законным образом, он ищет другие пути.
Все это приводит к развитию у
подростка глубокого внутриличностного
конфликта, требующего кропотливой, основательной
и бережной коррекционной работы, а также
психологической поддержки.
1. Понятие дети
«группы риска»
Понятие дети «группы риска»
может считаться сегодня общепринятым,
однако существуют различные его
трактовки, поэтому оно нуждается
в уточнении и развитии. Слово
риск означает возможность, большую вероятность
чего-либо, как правило, негативного, нежелательного,
что может произойти или не произойти.
Поэтому, когда говорят о детях «группы
риска», подразумевается, что эти дети
находятся под воздействием некоторых
нежелательных факторов, которые могут
сработать или не сработать. Фактически
речь идет о двух сторонах риска. С одной
стороны, это риск для общества, который
создают дети данной категории. Следует
отметить, что понятие «группы риска»
появилось еще в советский период именно
в контексте приоритета общественных
интересов. Это понятие позволяло выделять
категории людей, семей, поведение которых
могло представлять определенную опасность
для окружающих и общества в целом, поскольку
противоречило общепринятым нормам и
правилам. Однако в последнее время эта
категория детей рассматривается специалистами,
прежде всего с точки зрения того риска,
которому постоянно подвергаются они
сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных
условий для полноценного развития и т.д. Разные
ученые выделяют различные группы факторов,
позволяющих отнести детей и подростков
к данной категории. Так, по мнению Е.И.
Казаковой, можно выделить три основные
группы факторов риска, которые создают
вероятную опасность для ребенка: психофизические,
социальные и педагогические (как особый
вид социальных). Близок к этому подход
В.Е. Летуновой, которая выделяет следующие
группы факторов риска:
медико-биологические (группа
здоровья, наследственные причины, врожденные
свойства, нарушения в психическом
и физическом развитии, условия рождения
ребенка, заболевания матери и ее образ
жизни, травмы внутриутробного развития
и т.д.);
- социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе; бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);
- психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);
- педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.). По мнения Шульги Т.И. и Олиференко Л.Я. под понятием дети «группы риска» подразумевают следующие категории детей:
- дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
- дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
- дети из неблагополучных семей, асоциальных семей;
- дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
- дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптацией [ 9 ]. Подростки «группы риска» характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины. У подростков «группы риска» ярко выражена склонность к отклоняющемуся (девиантному) поведению. Отклоняющееся (девиантное) поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Выделяют три основные группы отклоняющегося (девиантного) поведения:
- деликвентное поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. У подростков преобладают следующие виды деликвентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками;
- асоциальное поведение – это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. В подростковом возрасте наиболее распространены уход из дома, бродяжничество, агрессивное поведение, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, сексуальные девиации, вовлеченность в азартные игры на деньги, субкультурные девиации (шрамирование, татуировки);
- аутодеструктивное поведение – это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Спецификой аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. Группа, в которую включен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, пищевая зависимость, компьютерная зависимость, суицидальное поведение [ 6].
В отношениях со взрослыми у
них проявляются переживания своей ненужности,
утрата своей ценности для другого человека.
Подростки «группы риска»
имеют следующие особенности:
- отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность в жизни); они убеждены в своей ненужности, невозможности добиться в жизни чего-то своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, добиться материального благополучия;
- проекция на себя неудачной жизни собственных родителей;
- эмоциональное отвержение подростков со стороны родителей и одновременно их психологическая автономия;
- среди социально одобряемых ценностей у них на первом месте – счастливая семейная жизнь, на втором – материальное благополучие, на третьем – здоровье; в то же время эти ценности представляются подросткам недоступными; высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт – один из источников стресса;
- «подкрепление» потери ценности образования для подростков группы риска – те, кто плохо учился или совсем не учился, а в жизни преуспел; о реальных путях достижения таких «ценностей» подростки не задумываются;
- повышенный уровень тревожности и агрессивности;
- стремление к легкой жизни, удовольствиям;
- искажение направленности интересов – свободное времяпровождение в подъезде, на улице – только подальше от дома, ощущение полной независимости (уходы из дома, побеги, ситуации переживания риска) [ 6].
2. Причины попадания
детей в «группу риска»
В настоящее время понятие
«дети группы риска» употребляется
довольно часто в педагогике и
психологии. Дети группы риска –
это та категория детей, которая
в силу определенных обстоятельств
своей жизни более других категорий
подвержена воздействию со стороны общества
и его криминальных элементов, ставшим
причиной дезадаптации несовершеннолетних. Для
решения вопросов оказания психологической
и социально-педагогической помощи и поддержки
детям и подросткам необходимо четко представлять
себе контингент таких детей и их психологическую
характеристику. Основными причинами попадания
детей в группу риска являются следующие
обстоятельства жизни этих детей: пьянство
одного или обоих родителей; их асоциальное
поведение (тунеядство, попрошайничество,
воровство, проституция и пр.); устройство
в квартире родителями притонов для криминальных
и асоциальных элементов; сексуальное
развращение родителями собственных детей,
торговля ими; убийство одного из родителей
на глазах детей собутыльниками или другим
родителем; отбывание одним из родителей
срока тюремного заключения; лечение одного
из родителей от алкоголизма, психического
заболевания; жестокое обращение с детьми
(побои, избиение с нанесением тяжелых
травм, голод и т.д.); оставление малолетних
детей одних без пищи и воды; отсутствие
крыши над головой, скитание вместе с родителями
без средств к существованию и отсутствие
постоянного места жительства; побеги
из дома, конфликты со сверстниками и т.д. Ребенок
из такой семьи обнаруживает себя по внешнему
виду, одежде, манере общаться, набору
лексических нецензурных выражений, неуравновешенности
психики, выражающейся в неадекватных
реакциях, замкнутости, агрессивности,
озлобленности, отсутствии интереса к
любому виду обучения и т.д. Анализ условий
жизни таких детей и подростков показывает,
что невозможно выделить одну главную
причину, послужившую фактором риска.
Специалисты чаще всего фиксируют сочетание
неблагоприятных условий, которые делают
невозможным дальнейшее проживание детей
в семье, где создается прямая угроза здоровью
ребенка и его жизни. Воздействие неблагоприятных,
а часто нечеловеческих условий жизни
детей в семьях достаточно длительное
время вызывает негативные психические,
физические и другие изменения в организме
ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям. У
детей возникают значительные отклонения
как в поведении, так и в личностном развитии.
Им присуща одна характерная черта – нарушение
социализации в широком смысле слова:
отсутствие навыков гигиены, неумение
вести себя за столом, неспособность адаптироваться
к незнакомой среде, к новым обстоятельствам,
гиперсексуальность, нарушения половой
ориентации, воровство, лживость, потеря
ценности человеческой жизни, жестокость,
агрессивность, утрата интереса к труду,
лень, отсутствие ценностных ориентиров,
отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность, утрата
интереса к знаниям, дурные привычки (употребление
алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания
нецензурная брань и т.д.)
3. Девиантное поведение
в подростковой среде
Каждый из нас ежедневно сталкивается
с разнообразными проявлениями
социально нежелательного поведения
– агрессией, вредными привычками,
противозаконными действиями… Специалисты,
занимающиеся подобными проблемами,
многие годы ищут ответы на
ряд вопросов. Каковы причины
такого поведения? Что заставляет
человека вновь и вновь причинять
вред себе и окружающим? Как
избежать этого?
Девиантное
поведение можно в общем смысле обозначить
как некое отклонение от принятых в том,
или ином обществе социальных норм, правил
поведения. Социальная норма – это необходимый
и относительно устойчивый элемент социальной
практики, выполняющий роль инструмента
социального регулирования и контроля.
Социальная норма находит свое в законах,
традициях, обычаях, то есть во всем том,
что стало привычкой, прочно вошло в быт,
в образ жизни большинства населения,
поддерживается общественным мнением,
играет роль «естественного регулятора»
общественных и межличностных отношений.
Но в реформируемом российском обществе,
где разрушены одни нормы и не созданы
даже на уровне теории другие, проблема
формирования, толкования и применения
нормы становится чрезвычайно сложным
делом.
Наше общество не может долго оставаться
в таком положении. Девиантное поведение
значительной массы населения воплощает
сегодня наиболее опасные для страны разрушительные
тенденции.
Социально- экономические преобразования
в России затронули все сферы жизни взрослых
и детей. Наряду с позитивными изменениями,
стимулирующими развитие многих сфер
жизнедеятельности человека, в обществе
усилились такие негативные тенденции,
как имущественное неравенство, резкое
снижение востребованности духовных ценностей,
усиление социальной и психологической
дезориентации и дезадаптации, безработица,
сложная криминогенная обстановка, нарастание
процессов деформации семьи. Все это особенно
болезненно сказалось на жизни детей и
подростков.
На сегодняшний день проблема отклоняющегося
поведения подростков, их моральная деградация
и в некотором роде распущенность не может
остаться без внимания. На это влияют фактор
плохого социального окружения, социальные
и материальные условия проживания. Все
это негативно сказывается на подростках
и их дальнейшей жизни. Пьянство, наркомания,
преступность – и в результате мы видим
несовершеннолетнего на скамье подсудимых.
Необходимо выявить основные факторы
и причины девиантного поведения подростков.
Девиантное поведение – это
специфический способ измерения
социальных норм и ожиданий
посредством демонстрации личностью
ценностного отношения к ним.
Для этого используются особые
приемы: сленг, символика, мода, манера
и т.д.
Изучение механизмов социальных отклонений
показывает, что факторами, предопределяющими
отклонение от социальных норм, являются:
уровень сознания, нравственности, развитость
в обществе системы социальных регуляторов
поведения человека и сформированное
отношение общества к людям, нарушающим
нормы морали и права. Отклоняющееся поведение
вызывает живой интерес у психологов,
врачей, педагогов, социологов. В наши
дни особенно остро встала проблема девиантного
поведения в подростковой среде. Подростковый
возраст – самый трудный и сложный из
всех детских возрастов. По-другому его
еще называют переходным возрастом.
В
подростковом возрасте серьезно изменяются
условия жизни и деятельности подростка,
что, в свою очередь, приводит к перестройке
психики, появлению новых форм взаимодействия
между сверстниками. Появляется потребность
в познании самого себя. В этом возрасте
происходит временное психологическое
отдаление подростка от семьи и школы,
их значение в становлении личности подростка
снижается, тогда как влияние сверстников
усиливается. Зачастую он стоит перед
выбором между официальным коллективом
и неформальной группой общения. Предпочтение
подросток отдает той среде или группе,
в которой он чувствует себя комфортно,
где относятся к нему с уважением. Это
может быть и спортивная секция, и технический
кружок, но может быть и подвал дома, где
собираются другие подростки, общаются,
курят, выпивают…
Не всегда подростки выберут правильный
жизненный путь. Тех, кто отклоняется от
социальных норм и правил называют трудновоспитуемыми,
или же подростками с отклоняющимся
поведением.