Детские неврозы: невропатии, фобии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 15:43, реферат

Описание работы

Неврозы представляют собой единую группу заболеваний, но проявления их могут быть разнообразными. Детские неврозы имеют свои отличительные особенности.
Целью данной работы является: рассмотреть особенности детских неврозов.

Содержание работы

1. Введение
2. Неврозы детского возраста
3. Заключение
4. Список литературы

Файлы: 1 файл

Калинина О.С. Реферат - детские неврозы.docx

— 36.58 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Арзамасский филиал

 

 

 

Реферат

Тема: «Детские неврозы: невропатии, фобии»

 

 

 

                                                               Выполнила: Калинина О.С.

                                                               Магистрант 1 курса 16 группы

                                                               Психолого-педагогического 

                                                               факультета

                                                               Магистерская программа 

                                                               «психолого-педагогическое 

                                                               обеспечение социализации 

                                                               школьников»

 

                                                              Преподаватель: Ганичева И.А.

 

 

 

 

Арзамас, 2013

Содержание

 

  1. Введение
  2. Неврозы детского возраста
  3. Заключение
  4. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Невроз - пограничное нервно-психическое  расстройство, которое не обусловлено  психотическими состояниями.

В возникновении неврозов существенную роль играют биологические  факторы, такие как наследственность, соматические заболевания, социально-психологические  факторы, прежде всего касающиеся неблагоприятных  семейных обстоятельств, а также  особенности личности и эмоциональные  переживания. Клиническая картина  неврозов включает в себя как соматовегетативные расстройства, так и отрицательные  субъективные переживаниями (тревога, ощущение собственной неполноценности).

С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен  диагноз какого-либо нервного заболевания.

Тема детских неврозов по своей актуальности заслуживает  внимания не только специалистов в  области детской невропатологии, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских садов, учителей. Опасность  невроза кроется не в его тяжести  или неизлечимости (невроз - излечим), а в отношении к этому заболеванию. Большинство родителей просто не обращают внимания на первые признаки неврозов или нервных расстройств  у своих детей. Но если признаки невроза  у ребёнка вовремя не заметить и не принять соответствующие  меры, он вряд ли вырастет гармоничным  и счастливым человеком. Невроз будет  преследовать его и во взрослой жизни.

Неврозы представляют собой  единую группу заболеваний, но проявления их могут быть разнообразными. Детские  неврозы имеют свои отличительные  особенности.

Целью данной работы является: рассмотреть особенности детских  неврозов.

 

Неврозы детского возраста

Невротические расстройства разной степени выраженности встречаются  примерно у трети детей, посещающих детский сад, и в еще большем  проценте случаев - у детей старшего дошкольного и младшего школьного  возраста. У мальчиков тяжелые  неврозы наблюдаются чаще, чем  у девочек.

Хотя у детей, так же как у взрослых, причиной неврозов является психогения, сравнительно большую  роль в качестве дополнительного  фактора у них играет врожденная функциональная и органическая недостаточность  центральной нервной системы, клинически проявляющаяся в виде синдрома невропатии или конституциональной детской  нервности.

Невропатия у детей  младшего возраста проявляется выраженными  вегетативными симптомами, такими как  повышенная потливость, бледность кожных покровов с цианозом носогубного  треугольника, тахикардией, дыхательной  аритмией, ознобом. Характерны повышенная чувствительность к колебаниям внешней температуры, к холоду при смене пеленок, к шуму, яркому свету, духоте. Сомато-вегетативная возбудимость усиливается при нарушениях режима дня или при помещении ребенка в детское учреждение. К вегетативным расстройствам при невропатии относятся также нарушения аппетита, частые срыгивания, рвота, неустойчивый стул, реже - пилороспазм. В некоторых случаях возникает преходящий субфебрилитет, не связанный с заболеваниями внутренних органов или инфекциями. Дети бывают соматически ослабленными, часто болеют простудными, аллергическими заболеваниями, у них бывают опрелости, кожный зуд. Повышенная нервность проявляется и в поведении: такие дети капризны, раздражительны, пугливы, не идут на руки к незнакомым людям. При испуге или во время плача у них могут возникать аффект-респираторные судороги: дыхание внезапно останавливается, дети «синеют», выгибаются дугой. Приступ длится несколько минут и заканчивается плачем, общей вялостью.

При неврологическом обследовании детей с невропатией часто  выявляются косоглазие, нистагм, тремор подбородка и рук, клонус стоп и другие симптомы. Не всегда их можно с уверенностью связать с каким-либо поражением во время родов или в перинатальном  периоде. С возрастом неврологические  изменения сглаживаются или остаются лишь единичные симптомы, образующие синдром конституциональной аномалии центральной нервной системы.

Роль невропатии в развитии неврозов тем больше, чем меньше возраст начала заболевания. По мере взросления ребенка на первый план среди причин заболевания выступает  психическая травма, вызывающая фрустрационное напряжение. Психическая травма (ПТ) - это внешние раздражители, оказывающие патогенное, болезненное воздействие на индивида. ПТ могут быть двух видов - ситуационные и пролонгированные. К ситуационным ПТ относятся: неожиданный испуг ребенка, острый межличностный конфликт в семье или школе. Исследования психологов показывают, что наибольшее патогенное влияние на личность ребенка оказывают на острые психические травмы, а пролонгированные (хронические). Но обстоятельства психического травмирования у детей обычно иные, чем у взрослых. Чаще всего это неблагополучная семья, алкоголизм в ближайшем семейном окружении, распад семьи, жестокое и бездушное отношение к ребенку, игнорирование его законных интересов, преследование со стороны асоциальной группы сверстников, бестактное поведение в школе учителя по отношению к ученикам. Но все эти факторы, безусловно имеющие большое патогенное значение, не раскрывают полностью существа психогенной ситуации. Для понимания ее необходимо учесть некоторые общие закономерности развития ребенка, начиная с раннего возраста.

С момента рождения происходит непрерывный процесс усвоения ребенком требований, предъявляемых обществом, - социализация. В раннем детском  возрасте этот процесс непосредственно связан с взаимодействием ребенка с членами родительской семьи или лицами, ее заменяющими. Это происходит в условиях, когда завершается еще незаконченный процесс биологического формирования структуры и функции головного мозга. Именно в этом периоде клетки головного мозга, закладывающиеся в вентральной части нервной трубки, завершают миграцию по направлению к коре и распределяются строго по своим местам в соответствии со своими специфическими свойствами, устанавливаются их структурные связи с другими нервными элементами. Не исключена возможность, что при нарушении условий возрастного развития часть мигрирующих клеток может неадекватно реагировать на направляющие стимулы и в результате оказаться в неверном положении. Это поведет к структурной аномалии и функциональной недостаточности высших отделов центральной нервной системы.

Психологическими исследованиями было показано, что главным условием гармоничного психического развития маленького ребенка служат искренняя заинтересованность, эмоциональная поддержка и забота со стороны родителей. Анатомическая  и функциональная незрелость всех систем организма в этом возрасте делает заботу родителей необходимым условием выживания. Ласка матери, тепло ее тела при кормлении - все это служит для ребенка символом защищенности, столь же необходимым для его  нормального развития, как и правильное вскармливание. Для гармоничного формирования характера ребенка нужно, чтобы  рядом находился хотя бы один взрослый человек, любящий и безоговорочно  принимающий его. В возрасте до 18 месяцев ребенок должен приобрести доверие к окружающему миру. У  детей, воспитывающихся в неблагополучных  семьях или вне семьи, в домах  ребенка, даже при благоприятных  условиях содержания могут в последующем  наблюдаться низкая Я-концепция, чувство своей малоценности, недоверие к людям, враждебность, вялость эмоциональных реакций. Так закладывается основа невротической личности, являющейся важным условием развития невроза, который может проявиться и при отсутствии тяжелых травмирующих обстоятельств.

Возраст от 1,5 до 3-4 лет знаменуется  стремлением ребенка к самостоятельности. Это часто встречает сопротивление  взрослых, порождающее у ребенка  чувство неуверенности в себе. По мнению известного психолога неофрейдистского направления Эрика Эриксона, альтернатива самостоятельности и неуверенности - ключевая проблема детства. Родители должны свести к минимуму все ограничения, запрещая ребенку только то, что  абсолютно недопустимо, и быть при  этом твердыми и последовательными. При действии излишних ограничений  страдает самоуважение ребенка, который  боится быть отвергнутым, неуверен в том, что к нему будут благоприятно относиться независимо от его успехов и неудач.

В дошкольном и младшем  школьном возрасте все большее влияние  на ребенка начинают оказывать оценки, даваемые ему родителями, воспитателями, а затем и сверстниками. Если у  ребенка, воспитывавшегося в условиях защищенности, любви и уважения его  законных интересов, сформировалась достаточно высокая самооценка, то его Я-концепция сама защищает себя от отрицательных оценок, расходящихся с представлением о себе. Но в случае низкой самооценки ребёнок становится болезненно чувствительным к тому, как воспринимают его окружающие. Такие дети не уверены в себе, испытывают трудности в общении со сверстниками, учатся с явным напряжением.

В случае, если в результате воздействия на ребенка с момента рождения неблагоприятных биологических и социально-психологических факторов у него складывается готовность к развитию невроза, любая, в том числе, казалось бы, незначительная, психогения способна повести к манифестации болезни. К числу наиболее распространенных факторов, приводящих к неврозу у предрасположенной личности в детском возрасте относятся следующие: один или оба родителя отвергают ребенка, отказывают ему в любви; ребенок в семье служит средством разрешения супружеских конфликтов; угрозы разлюбить ребенка или покинуть его как средство воспитательного воздействия; внушение ребенку, что он повинен в разводе или смерти одного из родителей или близких родственников; отсутствие в непосредственном окружении человека, способного понять переживания ребенка.

В. Гарбузовым выделены три  типа неправильного воспитания, практикуемые родителями детей, больных неврозами: неприятие, эмоциональное отвержение ребёнка; гиперсоциализирующее воспитание, которое проявляется в тревожно-мнительной концентрации родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, в ожидании успехов в учебе; эгоцентрическое воспитание, когда внимание всех членов семьи культивируется вокруг ребенка, который является «кумиром» семьи. Каждый стиль воспитания предрасполагает к определенной форме невроза. Например, при эгоцентрическом воспитании формируется истерический невроз, при гиперсоциализирующем - психастенический, а при отвержении - неврастения.

По своим клиническим  характеристикам картина детских  неврозов довольно бедна и отличается малым количеством симптомов. Характер их определяется возрастом ребенка; нарушаются те нервно-психические функции, которые наиболее интенсивно формируются на данном этапе (В. В. Ковалев): от 0 до 3 лет это функции сомато-вегетативные, от 4 до 10 лет - психомоторные, от 7 до 12 лет - аффективные и от 12 до 16 лет - эмоционально-идеаторные.

Самым частым симптомом детских  неврозов является страх. У детей  младшего возраста чаще всего встречается  страх одиночества (изоляции). Возникает  беспочвенное тревожное опасение быть брошенным, потерять родителей. Страх  ощущается сильнее, когда дети остаются дома в одиночестве или в темноте. Их охватывает чувство беспомощности, ужаса и беззащитности перед возможным появлением воображаемых сказочных чудовищ, что отражает отсутствие уверенности в поддержке со стороны взрослых. Иногда ночной страх бывает связан с происшедшим ранее пугающим событием или пережитым сновидением. Ребенок в испуге просыпается, кричит и не успокаивается до тех пор, пока родители не возьмут его на руки, не положат с собой в постель. В младшем детском возрасте страхи обычно бывают кратковременными и проходят спустя несколько недель.

В дошкольном и младшем  школьном возрасте преобладает страх  смерти - своей или родителей. Он может принимать форму опасений нападения бандитов, «мертвецов», страха огня и пожара. Нередко в нем  находят отражение ранее просмотренные  телепередачи и кинофильмы, прочитанные  книги с устрашающими сюжетами. Наряду со страхами в этом возрасте наблюдаются  и другие симптомы: дети часто бывают тревожны, обидчивы, пугливы, плаксивы, настроение у них бывает неустойчивым, в своих рисунках они изображают символы смерти - могилки с крестами. Они боятся спать, просят, чтобы кто-нибудь посидел с ними, во сне вздрагивают, испытывают пугающие сновидения.

Невроз страха может затягиваться до 2-3 лет. Элементарные и недифференцированные страхи принимают характер фобий - типа агорафобии или социальных фобий. Однако в связи с недостаточно развитыми  у детей абстрактным мышлением  и способности к самонаблюдению в самоотчете навязчивые состояния  не бывают представлены в развернутом  и завершенном виде. О них можно  судить не столько по словесному отчету ребенка, сколько по его поведению. Так, ребенок, испытывающий навязчивый страх заражения, подолгу моет руки. Делая уроки, он многократно обводит  каждую букву - «чтобы не получить плохую отметку». Идя по улице, он старается  не наступать на трещины в асфальте - «чтобы не умерла мама». Таким образом, навязчивые состояния ребенка принимают форму определенных ритуальных действий, которые как бы служат для него защитой от тревоги и страха, хотя понимание защитного их характера у ребенка отсутствует.

Ближе к навязчивым состояниям, наблюдающимся у взрослых, стоят  фобии и обсессии у подростков. Больные в этом возрасте уже в состоянии бывают проанализировать и выразить в словесном отчете свое отношение к ним как к тягостным, болезненным переживаниям. Особенно часто у подростков встречаются социальные фобии: навязчивые опасения покраснеть, показаться в обществе смешным. Такие подростки с тревожно-мнительным характером, болезненно ранимые и чувствительные ощущают себя скованными и неловкими в кругу других людей, особенно незнакомых. Волнение и опасение показаться «не таким, как все» действительно вызывает у них гиперемию лица, что в свою очередь еще более усиливает их чувство неловкости и недовольства собой.

Более частыми и типичными  для детей являются компульсивные влечения, заключающиеся в том, что у больных независимо от их разума и воли возникает непреодолимое стремление совершать действия бессмысленные и часто ведущие к нежелательным последствиям. В момент совершения они бывают недоступны сознательному контролю. К компульсивным действиям и влечениям относят, например, сосание пальца, кусание ногтей, выдавливание угрей, выдергивание волос и заглатывание их. Совершение этих действий доставляет своеобразное наслаждение или позволяет избавиться от тягостного эмоционального напряжения.

Информация о работе Детские неврозы: невропатии, фобии