Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 22:30, реферат
Детские страхи – весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Проявления детских страхов весьма разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей, иногда возникают страхи за родителей, дети тревожаться, что с их мамой или папой что-нибудь случится. Некоторые дети отказываются кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, убегают от приближающейся собаки, не остаются одни, не идут к врачу и т.д.
1. Введение
2. Страх и тревожность
3. Откуда берутся страхи
4. Виды страхов
5. Выявление страхов
6. Как помочь ребенку в преодолении страхов?
Содержание
Детские
страхи – весьма распространенное
неблагополучие в воспитании ребенка.
Проявления детских страхов весьма разнообразны.
Некоторым детям свойственны ночные кошмары,
когда ребенок просыпается с плачем и
зовет мать, требует, чтобы взрослые спали
вместе с ним. Другие отказываются оставаться
одни в комнате, боятся темноты, опасаются
выходить на лестницу без родителей, иногда
возникают страхи за родителей, дети тревожаться,
что с их мамой или папой что-нибудь случится.
Некоторые дети отказываются кататься
с горки, преодолевать препятствия, плавать
в бассейне, убегают от приближающейся
собаки, не остаются одни, не идут к врачу
и т.д.
Во всех
этих случаях речь идет о страхах.
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго. На биологическом уровне страх - это выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне — это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона.
Страх - это привычное чувство, которое мы испытываем достаточно часто. Один раз испытав страх в какой то ситуации, мы будем переживать похожие чувства каждый раз в аналогичных случаях. Страх появляется с опытом. Нас пугает то, что когда-то потревожило нашу душу и сознание. Редко кто боится тех предметов и ситуаций, в которых реально никогда не оказывался, или хотя бы не видел или не читал об этом. Страхи появляются вместе с познавательной деятельностью, ребенок растет и начинает познавать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.
От переживания
страха следует отличать состояние
тревоги. В отличие от страха тревога
– это переживание отдаленной и неясной
опасности. Именно неопределенность не
столько самого источника тревоги, сколько
того, как этого переживания можно избежать
или как устранить вызывающий его источник,
характеризует ощущение тревожности (Спиваковская
А.).
И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства. Наиболее часто тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями.
Таким
образом, если страх – аффективное
(эмоционально заостренное) отражение
в сознании конкретной угрозы для жизни
и для благополучия человека, то тревога
– это эмоционально заостренное ощущение
предстоящей угрозы. Человек, находящийся
в состоянии безотчетного, неопределенного
беспокойства ощущает тревогу, а человек,
боящийся определенных объектов или мыслей,
испытывает страх.
Страх
можно также рассматривать как
выражение тревоги в конкретной, объективизированной
форме, если предчувствия непропорциональны
опасности и тревога принимает затяжное
течение. В некоторых случаях представляет
собой своеобразный клапан для выхода
лежащей под ним тревоги.
Тревожность
различают как эмоциональное состояние
и как устойчивую черту, индивидуальную
психологическую особенность, проявляющуюся
в склонности к частым интенсивным переживаниям
состояния тревоги.
Откуда берутся страхи
Причина первая и наиболее понятная – конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей покусанных собакой развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера малыша (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.) А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают ребенка: «Не будешь спать – заберет Баба-Яга!»
По большей части, мы сами учим наших детей бояться. Какое-то неосторожное слово может навсегда отложиться в памяти ребенка и привести к непоправимым последствиям, когда малыш будет бояться уже на бессознательном уровне.
Причиной детских страхов могут быть многочисленные запреты со стороны родителей и воспитателей, а так же гнев и угрозы взрослых в адрес ребенка. Так самые распространенные - это внушенные страхи. Их источник - взрослые, окружающие малыша (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже ясно чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, который может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. Конечно, когда ребенок вырастет, страх притупится, но не исчезнет!
Детская фантазия, одна из наиболее частых причин страха. Ребенок существо эмоциональное. Нередко он сам придумывает себе предмет страха. Разве многие из нас не боялись в детстве темноты? А почему? Не потому ли, что в темноте перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища? Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.
Существуют внутрисемейные конфликты. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей и боится оказаться их причиной.
Очень часто причиной страха у ребенка может быть взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, обижает его, и малыш не хочет идти в садик, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Так же причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями.
Причина
последняя – наличие более серьезного
расстройства – невроза, которое
должны диагностировать и лечить медики.
Проявлением невроза можно считать, те
страхи, которые не считаются нормой для
данного возраста ребенка или очень сильное
проявление страхов, которые входят в
понятие нормы. Детский невроз страха
может быть наследственным заболеванием,
передающимся всем членам одной семьи.
В данном случае имеется в виду наследование
типа нервной системы и ее особенностей.
Некоторые дети склонны к различным нервным
расстройствам, т.е. они более ранимы, более
эмоциональны, такие дети часто плачут,
у них часто случаются истерики. Поэтому
появление какой-то критической ситуации
выбивает их из колеи еще больше. Например,
люди с имунодифицитом часто болеют, к
ним «пристают» все инфекции. А дети с
расшатанной психикой и неврозами, получают
вдобавок еще и страхи.
Виды страхов
Некоторые страхи сопровождают определенный возрастной период.
У детей до года они выражаются в беспокойстве при громких звуках, а также связанные с отсутствием матери или с ее настроением.
В 2-3 года ребенок может бояться наказаний, боли (например, у врача), одиночества и особенно темноты. Эти страхи типичны и нормальны для ребенка этого возраста.
Позднее в 3-4 года, появляются страхи, связанные с развитием фантазии ребенка. Малыш может сам придумать какое -то чудовище и потом долго его бояться, думая, что оно живет под шкафом.
У детей 6-7 лет может появиться страх смерти, своей или своих близких. Ребенок уже знает, что человек может умереть, поэтому многие обычные бытовые или природные ситуации (гром, гроза и т.п.) могут вызывать панику.
Существует 3 вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.
1. Навязчивые страхи. Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К ним относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.
2. Бредовые страхи. Это самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или боится одевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша. Но если вы обнаружили у ребенка такой вид страха, не стоит заранее пугаться. Возможно, причина окажется вполне логичной. Например, ребенок боится надевать определенные ботиночки, потому что он просто когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь боится повторения ситуации.
3. Сверхценные страхи. Эти страхи самые распространенные. Они связанны с некоторыми идеями, как говорят, с «идеями фикс» и вызванны собственной фантазией ребенка. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. На этих страхах, как правило, дети «зацикливаются» и не могут «вытащить» из своей фантазии. Сначала они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может.
К детскому сверхценному страху можно отнести: страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.
Например, боязнь воды теоритически можно отнести к двум видам страха: навязчивым и сверхценным. Но если ребенок когда-то тонул, и теперь боится воды - это навязчивый страх, а если нет причины, то это уже сверхценный.
Существует основные виды страхов, проявление которых в определенном возрасте считается нормой.
Звездочкой (*) отмечены страхи, которые, обычно испытывают дети соответствующего возраста.
|
Выделим факторы участвующие в возникновении страхов:
Выявление
страхов
Прежде
чем помочь детям в преодолении
страхов, необходимо выяснить, каким конкретно
страхам они подвержены. Выяснить весь
спектр страхов можно специальным опросом
при условии эмоционального контакта
с ребенком, доверительных отношений и
отсутствия конфликта. О страхах следует
расспрашивать кому-нибудь из знакомых
взрослых или специалистов при совместной
игре или дружеской беседе. В последующем
самим родителям уточнить, чего именно
и на сколько боится ребенок.
Беседа
представляется как условие для
избавления от страхов посредством
их проигрывания и рисования. Начать спрашивать
о страхах по предлагаемому списку имеет
смысл у детей не раньше 3 лет, вопросы
должны быть доступными для понимания
в этом возрасте. Беседу следует вести
неторопливо и обстоятельно, перечисляя
страхи и ожидая ответа «да» - «нет» или
«боюсь» - «не боюсь». Повторять вопрос
о том, боится или не боится ребенок, следует
только время от времени. Тем самым избегается
наводка страхов, их непроизвольное внушение.
При стереотипном отрицании всех страхов
просят давать развернутые ответы типа
«не боюсь темноты», а не «нет» или «да».
Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом,
а не напротив ребенка, не забывая его
переодически подбадривать и хвалить
за то, что он говорит все как есть. Лучше,
чтобы взрослый перечислял страхи по памяти,
только иногда заглядывая в список, а не
зачитывая его.