Девиантное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:57, реферат

Описание работы

Отклоняющееся (девиантное) поведения несовершеннолетних является серьезной социальной, психолого-педагогической и медико-биологической проблемой. В настоящее время в изменяющихся условиях развития страны эта проблема становится особо актуальной, что обусловлено целым рядом причин. Среди них - рост числа беспризорных и безнадзорных детей, радикальное изменение социально- экономической жизни, снижение жизненного уровня значительной части населения, неуверенность в завтрашнем дне, девальвация ценностных ориентации, безразличие к себе и окружающим, изменения в укладе и образе жизни людей и др. Одним из важных этапов становления личности, нравственно - этического воспитания и профилактики девиантного поведения детей является период школьной жизни.

Файлы: 1 файл

Отклоняющееся.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)


Отклоняющееся  (девиантное) поведения несовершеннолетних является серьезной социальной, психолого-педагогической и  медико-биологической проблемой. В  настоящее время в изменяющихся  условиях развития страны эта проблема становится особо актуальной, что обусловлено целым рядом причин. Среди них - рост числа беспризорных и безнадзорных детей, радикальное изменение социально- экономической жизни, снижение жизненного уровня значительной части населения, неуверенность в завтрашнем дне, девальвация ценностных  ориентации, безразличие к себе и окружающим, изменения в укладе и образе жизни людей и др.         Одним из важных этапов становления личности, нравственно - этического воспитания и профилактики девиантного поведения детей является  период школьной жизни. Именно в  это время закладываются основы нравственности, формируются и закрепляются практически все свойства характера, отношение к обществу и самому себе. На решение этих задач нацелены все виды деятельности, в том числе и деятельность психологической службы. Однако, несмотря на огромные ее возможности, процесс обучения и воспитания в основном сконцентрирован на освоении учащимися определенных умений и навыков, а задача нравственного и духовного воспитания отодвинута на второй план.

В комплексе многочисленных причин, вызывающих девиантное поведение особоговнимания и рассмотрения требует следующее:

Отклонения в поведении подростков мы будем рассматривать как несоответствие индивидуального поведения общественным правилам и нормам по причинам не осознанности или неправильного понимания нравственных категорий, несовпадения личных мотивов с общественными, в результате чего поступки ребенка приобретают асоциальный характер.

        В исследовании Н.В.Майсак установлено, что личностные особенности младших подростков с девиантным и нормативным поведением  сходны в основных своих характеристиках – в уровне напряженности, повышении экстравертированности, эмоциональной возбудимости, связанных с началом подросткового кризиса, - но отличаются своеобразием личностных черт. В то время как младшему подростку с нормативным поведением свойственны социальная лабильность, операциональная напряженность, эмпатия, общительность, ориентация на социальные нормы и ценности, интеллектуальность а также позитивный  образ родителей, свидетельствующий о положительно окрашенных взаимоотношениях подростка в семье, подросток с девиантным поведением имеет свои особенности:

- негативную психическую напряженность;

- акцентуированную готовность к риску;

- психическую ригидность;

- выраженную ориентацию на нормы девиантной подростковой группы;

 - непредсказуемость поведения;

 - высокую агрессивность.

        Выделенные личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением создают особую напряженность, которая поддерживает составляющие условного «личностного комплекса». Проявление и закрепление специфических личностных  особенностей младшего подростка с девиантным поведением зависит от позиций конфронтации в отношениях с родителями и частотности повторения отклоняющихся форм поведения.

      Проблеме правонарушений, беспризорности и бездарности среди несовершеннолетних за последние десять лет уделяется все больше внимания. Это связано со значительным ростом числа противоправных действий, совершаемых подростками в возрасте 10-15 лет.

    Кризис общества сказывается и на системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения. Ухудшаются условия жизни и воспитания детей в родном доме. Растет число обездоленных, неблагополучных семей. Невнимание родителей, их  жестокость толкает детей, подростков к уходу из дому, попрошайничеству, бродяжничеству и правонарушениям. В школе, как в зеркале, отражаются все социально- экономические проблемы общества.

    Особую озабоченность вызывает то обстоятельство, что преступность молодеет, что ее ряды пополняют несовершеннолетние, учащаяся молодежь, школьники. Мы понимаем, что предупреждение правонарушений несовершеннолетних может дать положительные  результаты только при условии коренного оздоровления общества (экономического, социального, духовного), гарантирующего защиту прав и интересов детей и подростков. Причем необходимо такое изменение системы воспитания, которое обеспечило бы оптимальные условия для саморазвития личности в личностном и интеллектуальном отношении, ориентированного на общечеловеческие ценности.

При общении психологов  с такими детьми и подростками возникает сложная проблема взаимоотношений двух людей, правильное решение которой определяет очень многое. Один ждет от другого понимания, поддержки и помощи, другой изыскивает пути более рационального ее оказания.

       Особенность подросткового возраста состоит в том, что в этот период в человеке закладываются такие фундаментальные качества, которые затем трансформируют в его будущую жизнь. Именно в период детства и юношества человек своей генетической природой открыт социальным влияниям, активно и в короткие сроки меняется.

       В комплексе многочисленных причин, вызывающих девиантное поведение детей, особого внимания и рассмотрения требует следующее:

- приобщение подростков к употреблению спиртных напитков в раннем  возрасте;

- отсутствие контроля родителей за детьми;

- просчеты школы;

- недостаточная связь семьи, школы и общественности;

- несоблюдение единых требований в воспитании;

- отрицательное влияние микросредового окружения;

- запущенная сфера организации досуга;

- в учебно-воспитательном процессе не учитываются индивидуальные  психофизиологические особенности учащихся;

- сложная социально- экономическая обстановка в стране.

 

  Влияние семьи на подростков трудно переоценить. 
Установлено, что безнадзорность дает 80% преступлений, 60% подростков приобщаются к алкоголю в семье.

 

Около 25-30% девиантных подростков выходят из семей, где родители постоянно конфликтуют между собой. 

Чем хуже взаимоотношения между родителями и детьми, тем выше вероятность того, что подросток совершит преступление.
Чрезмерная опека с непрерывными запретами, наставлениями, нравоучениями, контроль за каждым шагом ребенка оказывает крайне неблагоприятное влияние на душевное состояние, волевых и характерологических качеств у подростка. У многих детей и подростков такой тип воспитания вызывает бурный протест, ведущий к серьезному обострению взаимоотношений с родителями и к различным нарушениям поведения.

       Значение семьи в нравственном  и психогигиеническом воспитании определяется еще и тем, что оно является первой социальной группой, которая формирует личность ребенка и воздействует на него в течение всех периодов детства и отрочества. Общение с родителями формирует взгляды, отношение к окружающему миру, образу жизни и поведению. Личный пример родителей оказывает решающее влияние на нравственное и гигиеническое воспитание ребенка, так как детям присуща склонность к подражанию, которая особенно проявляется в подростковом  возрасте. Опыт ребенка, приобретенный в семье, во многих случаях является определяющим в его отношениях с людьми и окружающим миром. Впечатления, полученные им в раннем детстве, наиболее сильны, глубоки и устойчивы.


 

Социально- педагогические, психологические предпосылки профилактики девиантного поведения несовершеннолетних


Девиантное поведение, как уже сказано выше, имеет сложную многофакторную природу, что приводит к необходимости выбора адекватных методологических основ для изучения и поиска решения данной проблеме.

          В контексте рассматриваемой  проблемы важно рассмотрения понятие «профилактика».

         Профилактика в широком смысле – это система комплексных мероприятий на предупреждения отклонений в поведении, заболеваний и укрепления здоровья людей, т.е. это:

      - меры, принимаемые в семье;

      - меры, принимаемые медицинскими учреждениями и в первую очередь- педиатрами;

      -  меры, принимаемые воспитателями дошкольных учреждений;

      -  меры, принимаемые учителями начальных классов;

      - меры, принимаемые учителями старших классов и администрациями школ;

      - меры, принимаемые правоохранительными органами и организациями, занимающимися вопросами молодежи;

      - меры, принимаемые государством и правительством.

      Все профилактические мероприятия должны проводиться среди детей и подростков в четырех сферах: в семье, школе, медицинских учреждениях и общественных организациях и, что немаловажно – в тесной их взаимосвязи.

      Самой важной сферой  является семья, потому что со стереотипом дозволенности, допустимости и даже привлекательности употребления спиртного и наркотиков и распространения его среди сверстников. Вся дальнейшая работа школы будет направлена на преодоление этого стереотипа, на перевоспитание, что всегда сложно и трудно.

      В профилактике девиантного поведения несовершеннолетних в школе можно выделить следующие существенные принципы:

- формирование противопоточных установок;

- систематичность и преемственность в пропаганде здорового образа жизни;

- учет психологических особенностей разных возрастных групп учащихся;

- единство эмоционального и содержательного аспекта пропаганды здорового образа жизни;

- организация досуга и общественная активность несовершеннолетних. .

 

Использование средств развития личностных качеств в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних

Развитие личностных качеств является одним из эффективных способов и средств воспитания нравственно  - этических качеств у девиантных подростков, то есть предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения. Полноценное осуществление воспитания школьников закладывает базу и для личностного совершенствования человека в группах, коллективах, различных внешкольных учреждений становятся одним из эффективных способов решения проблемы занятости детей и подростков в свободное время и предупреждения антиобщественных проявлений. Хорошо известен факт: одним из эффективных средств поддержания (формирования) психического здоровья человека является как учебная, так внеучебная деятельность.

         При определении задач психического здоровья  учитывается не только его специфика, но и место и функции в общей системе воспитания и образования.

       Главными задачами воспитания подростков являются: укрепление физического и психического здоровья; обучение жизненно важным умениям и навыкам; развитие их способностей и воспитание нравственно- волевых качеств; воспитание ценностей ориентаций на здоровый образ жизни и умения самостоятельно решать представленные проблемы.

         Воспитательная, образовательная и оздоровительная направленность воспитания несовершеннолетних обеспечивается лишь при условии, если обучение умениям и навыкам и развитие их способностей, воспитание нравственно - волевых качеств органически сочетаются с формированием у несовершеннолетних определенных гуманных нравственно- этических качеств.

    Основными средствами развития личностных качеств для детей служит материал, который представлен данной работе. Среди средств развития личностных качеств можно выделить: активность, стремление к росту, к изменению старого, к прогрессу, к реализации своего внутреннего потенциала.

       Условиями, благоприятными для личностного роста, являются: подлинность, безусловное принятие и способность к эмпатическому пониманию другого человека.

   В процессе учебной деятельности при умелом педагогическом руководстве возможно в противовес отрицательным качествам развивать волю, целеустремленность, выдержку и самообладание, решительность и смелость, настойчивость и упорство, уверенность в своих силах, и другие положительные качества.

        Развитие личностных качеств в профилактике девиантного поведения,  во многом зависит от опыта психолога и имеющейся у него информации о каждом подростке. Знание индивидуальных и психологических особенностей позволяет ему выбрать наиболее оптимальный стиль общения, подобрать те средства и методы воспитания, которые способствуют улучшению психоэмоционального состояния, развитию нравственных и этических качеств, позволяет повысить самооценку, сформировать позитивные жизненные ориентиры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глобальные перемены, происходящие сегодня в России, ведут к перестройке психологии человека (в том числе и молодого), его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. И если для одних преобразования не столь болезненны, то для других они становятся личной трагедией, приводящей к дезадаптации и девиации.

Подростки наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам. Именно в этом возрасте наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков. В особенностях трудновоспитуемости их кроются истоки алкоголизма, наркомании, нравственной деградации, правонарушений, преступности.

Проблема девиантного поведения подростков занимает одно из первых мест среди других социальных и психологических проблем. Даже учитывая то, что в настоящее время очень трудно оценить девиантные отклонения в молодёжной среде, можно сказать, что масштабы девиации растут по многим показателям. Так, согласно общестатистическиим данным по стране среди молодёжи получили наибольшее распространение:

- пьянство и алкоголизм (в стадии зависимости) – 15-20%;

- наркомания (эпизодическое и регулярное употребление) от 1/4 до 1/3 до 100% (по Липецкой области процент наркоманов среди подростков составляет 10,2);

- сексуальные отклонения – высокая потентность (анонимные вопросы показывают 10-15% подростков имеют гомосексуальный опыт;

Информация о работе Девиантное поведение подростков