Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 18:47, контрольная работа
Основная цель данной контрольной работы заключается в том, чтобы
понять сущность девиантного (отклоняющегося) поведения.
Для этого необходимо решить ряд задач:
1). дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с
различными формами его проявления. В частности следует различать девиантное
поведение, которое носит социально-творческий характер, является
порождением или отражением социальной инновации, от девиантного поведения,
которое порождено или открывает путь к социальной патологии, носит
социально негативный характер [5. C.7];
2). понять причины возникновения девиантного поведения, рассмотрев
различные подходы к изучению указанной проблемы.
Введение 3
Глава 1. Понятие и виды девиантного 4
поведения
Глава 2. Причины возникновения девиантного поведения 8
Заключение 12
Список использованных источников 14
Девиантное поведение: сущность, виды, механизм возникновения
СОДЕРЖАНИЕ
|Введение |.............................
|
|.............................
|Глава 1. Понятие и виды девиантного |........................|4 |
|поведения
|Глава 2. Причины возникновения девиантного поведения |...............|8 |
|
|
|
|Заключение |.............................
|
|.............................
|Список использованных источников
|.............................
|
Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно
отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения
лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим
миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого
свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-
нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета
общества, его совершенствования и осуществления социального развития.
Отклонение в поведении - девиантное поведение - является, таким
образом, естественным условием развития человека, жизни всего общества.
Иначе говоря, девиантное поведение было, есть и будет и в этом заключается
актуальность его изучения.
Основная цель данной контрольной работы заключается в том, чтобы
понять сущность девиантного (отклоняющегося) поведения.
Для этого необходимо решить ряд задач:
1). дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с
различными формами его проявления. В частности следует различать девиантное
поведение, которое носит социально-творческий характер, является
порождением или отражением социальной инновации, от девиантного поведения,
которое порождено или открывает путь к социальной патологии, носит
социально негативный характер [5. C.7];
2). понять причины возникновения девиантного поведения, рассмотрев
различные подходы к изучению указанной проблемы.
Глава 1. Понятие и виды девиантного поведения
Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения,
социальных норм и ценностей , необходимых для его успешного
функционирования в данном обществе) достигает определенной степени
завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая
характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса
(статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе
социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации
является отклоняющееся (девиантное) поведение - это различные формы
негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от
принципов, норм морали и права [1. C. 78]. К основным формам отклоняющегося
поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность,
пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.
Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о
состоянии конфликта между личностными и общественными интересами.
Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать
от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние
неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако
отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть
связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть
консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут
быть отнесены различные виды научного, технического и художественного
творчества.
Рассмотрим
различные виды социальных
Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего
культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от
норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм
личностной организации: психозы, неврозы и так далее. Люди часто пытаются
связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные
отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном
поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря с
психическими отклонениями. Однако личностная дезорганизация далеко не
единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически
ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в
обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают
характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это
происходит, интересует как социологов, так и психологов.
2. Индивидуальные и групповые отклонения.
индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;
групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы
по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей,
проводящие большую часть своей жизни в подвалах. "Подвальная жизнь" кажется
им нормальной, у них существует свой "подвальный" моральный кодекс, свои
законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение
от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами
собственной субкультуры) [4. C. 113].
Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается
отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным
нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом
отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется
девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение
выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец
ошибкой.
Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе
норм, которое социально определяется как девиантное.
Культурно одобряемые отклонения.
Отклоняющееся поведение
с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует выделить
необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к
социально одобряемым отклонениям [4. C. 115-117]:
сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может
рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым
отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов.
Интеллектуальная
ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность
менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера;
особые склонности. Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких,
специфических участках деятельности.
сверхмотивация. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто
служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или
юности. Например, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к
достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в
детстве, или Никколо Паганини постоянно стремился к славе и почету в
результате перенесенных в детстве нужды и насмешек сверстников;
личностные качества - личностные черты и свойства характера, которые
помогают достичь возвышения личности;
счастливый случай. Большие достижения - это не только ярко выраженный
талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное
время.
Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и
вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных
достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей
культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго
осуждалось и наказывалось.
Рассмотрим теперь основные причины возникновения отклоняющегося
поведения.
Глава 2. Причины возникновения девиантного поведения
В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида
теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и
социологические, или культурные, теории. Остановимся на каждой из них.
Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что
определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею
различные отклонения от норм. Среди последователей теорий физических типов
можно назвать Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера, В. Шелдона. В работах этих авторов
присутствует одна основная идея: люди с определенной физической
конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом
[4. C. 118]. Однако практика показала несостоятельность теорий физических
типов. Всем известны случаи, когда индивиды с лицом херувимов совершали
тягчайшие преступления, а индивид с грубыми, "преступными" чертами лица не
мог обидеть и муху.
В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение
конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории З. Фрейда, у
каждой личности под слоем активного сознания находится область
бессознательного - это наша психическая энергия, в которой сосредоточено
все природное, первобытное. Человек способен защититься от собственного
природного "беззаконного" состояния путем формирования собственного Я, а
также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой
общества. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты
между Я и бесознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают
защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры
содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм,
выработанных социальным окружением индивида.
В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды
становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в
группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным
нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности.
Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к
окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые
нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной
потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы
культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере
поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим
известно, что они не являются его обычным поведением.
Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм,
неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения могут
привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия
норм). По Дюркгейму аномия - это состояние, при котором личность не имеет
твердого чувства
линии нормативного поведения [4. C. 121].
Роберт К. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии,
предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв
между культурными целями общества и социально одобряемыми (легальными или
институциональными) средствами их достижения [2. C. 208]. Например, в то
время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к
повышению благосостояния и высокому социальному положению, легальные
средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены:
когда человек не может добиться благосостояния с помощью таланта и
способностей (легальные средства), он может прибегнуть к обману, подлогу
или воровству, не одобряемым обществом.
Р. Мертоном была разработана типология поведения личностей в их
отношении к целям и средствам. Согласно этой типологии отношение к целям и
средствам любой личности укладывается в следующие классы:
конформист принимает как культурные цели, так и институциональные средства,
одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества;
Информация о работе Девиантное поведение: сущность, виды, механизм возникновения