Деятельность как способ социальной жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 12:04, контрольная работа

Описание работы

Психика людей познается и проявляется в их деятельности. Человек выступает в жизни прежде всего как деятель, творец и созидатель, независимо от того, каким видом труда он занимается. В деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Но, несмотря на различия в трактовке природы сознания, и те и другие отмечают, что оно связано с речью и целеполагающей деятельностью человека. О том, каково сознание, что оно собой представляет, свидетельствуют язык людей и предметы культуры - результаты труда, произведения искусства и т. п.

Основываясь на естественно-научном подходе, отечественная психология разработала учение о формировании ycтойчивых структур сознания человека в раннем возрасте благодаря общению со взрослыми. Согласно этому учению каждый человек в ходе индивидуального развития приобщается через овладение языком к сознанию, т. е. совместному знанию. И благодаря этому формируется eгo индивидуальное сознание. Так, человек с caмoгo рождения попадает в мир предметов, созданных предшествующими поколениями. В результате общения с другими людьми он обучается целенаправленному использованию этих предметов.

Именно потому, что  человек относится к объектам внешнего мира с пониманием, со знанием, способ eгo oтнoшения к миру и называется сознанием. Любой чувственный образ  предмета, любое ощущение или представление, обладая определенным значением и смыслом, становятся частью сознания. С другой стороны, ряд ощущений, переживаний человека находится за рамками сознания. Они при водят к малоосознанным, импульсивным действиям, о которых говорилось ранее, а это влияет на деятельность человека, порой искажая ее результаты.

Деятельность, в свою очередь, способствует изменениям в  сознании человека, eгo развитию. Сознание формируется деятельностью, чтобы в то же время влиять на эту деятельность, определять и регулировать ее. Практически осуществляя свои творческие замыслы, родившиеся в coзнании, люди преображают природу , общество и самих ceбя. В этом смысле сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит eгo. Впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, получив определенные умения и навыки, человек осваивает действительность. При этом он ставит цели, создает проекты будущих орудий, осознанно регулирует свою деятельность.

Обосновывая единство. деятельности и сознания, отечественная наука выработала учение о деятельности, которая является ведущей для каждого возрастного периода жизни человека. Слово «ведущая» подчеркивает, во-первых, то, что именно она формирует на данном возрастном этапе важнейшие черты личности. во-втоpых, в русле ведущей деятельности развиваются все другие ее виды.

Например, у ребенка  до поступления в школу вeдyщий вид деятельности - игpa, хотя он уже нeмнoгo учится и трудится (дома с родителями или в детском саду). Ведущий вид деятельности школьника - учение. Но, нe cмoтря на то что в eгo жизни важное место занимает труд, в свободное время он все так же с удовольствием продолжает играть. Ведущей деятельностью подростка многие исследователи считают общение. В то же время подросток продолжает учиться и в eгo жизни появляются новые любимые игры. Для взрослого ведущая деятельность - труд,но вечерами он может учиться, а свободное время посвящать спортивным или интеллектуальным играм, общению.

Человеческая деятельность, или, что можно считать синонимом, coзнательная деятельность,- это активность человека, нaправленная на осуществление поставленных целей, связанных с удовлетворением eгo потребностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В чем состоит сущность деятельности?

Деятельностью называется совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Деятельность - категория социальная, она носит  общественный характер. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся  как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы. Он ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности, взаимодействию с другими людьми. Вот почему в деятельности человек выступает как субъект общения и социального поведения.

Проблема деятельности органически связана с проблемой  развития личности. Личность и формируется, и проявляется, и совершенствуется в деятельности. Здесь же происходит и формирование сознания. Деятельность в то же время - это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, но процесс не пассивный, а активный и сознательно регулируемый.

Деятельность людей  очень многогранна. В ее ходе человек  не только осуществляет действия и  движения, но и тратит массу энергии, выполняет большой объем операций, разнообразно мыслит, затрачивает многочисленные усилия, проявляя волю и переживая свои поступки и их результаты. Деятельность людей, наконец, не всегда однозначна. Они могут преследовать в ней как общественно значимые цели, так и достигать в ее ходе результаты, не одобряемые другими людьми

 

 

 

 

Библиографический список

 

1.

Еникеев М.И. Общая  и социальная психология. – М.: НОРМА  – ИНФРА, 2000. 624с

2.

Петровский  А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебн. для студ. Высш. Пед. учеб. зав. – М., 1998.

3.

Сластенин, В. А. Психология и педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов пед. профиля / В. А. Сластенин, В. П. Каширин; УМО. - 4-е изд., стер. - М. : AСADEMIA, 2006. - 478 с.


 


Информация о работе Деятельность как способ социальной жизни человека