Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:37, реферат
Исторически ПМПК ориентирована на детей и подростков с отклонениями в развитии, но последнее десятилетие со всей очевидностью показало, что в поле зрения специалистов ПМПК попадают самые разные проблемы школьной и общесоциальной дезадаптации в детском возрасте. Фактически ПМПК работает с детьми и подростками от 0 до 18 лет, для которых характерна разбалансировка «социальной ситуации развития» (по Л.С. Выготскому).
1. ВВЕДЕНИЕ.
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПМПК.
3. ФУНКЦИИ ПМПК.
4. ПОКАЗАНИЯ К НАПРАВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА ПМПК.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
«Владимирский
государственный университет
«Деятельность медико - психолого педагогической комиссии»
Лукашина Е.Н.
ПЛАН:
1. ВВЕДЕНИЕ.
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПМПК.
3. ФУНКЦИИ ПМПК.
4. ПОКАЗАНИЯ К НАПРАВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА ПМПК.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. ВВЕДЕНИЕ
Исторически ПМПК ориентирована на детей и подростков с отклонениями в развитии, но последнее десятилетие со всей очевидностью показало, что в поле зрения специалистов ПМПК попадают самые разные проблемы школьной и общесоциальной дезадаптации в детском возрасте. Фактически ПМПК работает с детьми и подростками от 0 до 18 лет, для которых характерна разбалансировка «социальной ситуации развития» (по Л.С. Выготскому).
Согласно Л.С. Выготскому, социальная
ситуация развития — это отношение
между ребенком и окружающей его
социально опосредованной действительностью.
При таком подходе «отклонение
в развитии» следует
Для специалистов ПМПК важнейшей задачей является дать ответ на вопрос, при каких условиях ребенок с выявленной структурой развития сможет реализовать свой потенциал развития, будучи интегрированным в социум.
Деятельность ПМПК непосредственно
затрагивает вопросы
Актуальность проблемы организации
деятельности ПМПК Российской Федерации
нарастала в последние 25 лет в
связи с теми противоречиями, которые
обозначились в содержании, методическом
оснащении и методологическом обосновании,
в нормативно-правовом, кадровом и
материально-техническом
В первой половине ХХ века по отношению
к детям с отклонениями в развитии
широко использовались термины «трудные
дети» или «трудное детство». В
это же время В.П. Кащенко ввел
в научную лексику выражение
«дефективные дети», которое в отечественной
литературе использовалось вплоть до
начала 90-х годов ХХ века. К этой
категории относились преимущественно
дети с различными аномалиями развития,
чаще всего обусловленными органическими
недостатками. Почти одновременно с
термином «дефективные дети» В.П. Кащенко
стал использовать и термин «исключительные
дети», расширив понятие «дефективные
дети» и обращая особое внимание
на аномалии, связанные с неблагоприятными
социальными условиями при
В 30-е годы Л.С. Выготский к так
называемым «исключительным детям»
стал относить и одаренных детей.
И хотя термин «исключительные дети»
не прижился в отечественной
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПМПК
Состав
Вопрос о составе ПМПК, как и многие другие вопросы обеспечения деятельности ПМПК, до сих пор до конца не разрешен. В этом вопросе существует ряд противоречий, связанных с необходимостью объединения в ПМПК специалистов разных профилей из различных ведомств.
Особенно острая ситуация отмечается
в отношении медицинских
3. ФУНКЦИИ ПМПК.
Для достижения цели и осуществления поставленных перед ПМПК задач региональные и муниципальные ПМПК выполняют одни и те же функции, однако существуют различия в условиях выполнения этих функций. Под условиями мы имеем в виду объем, в котором выполняется та или иная функция, контингент, по отношению к которому выполняется функция, и другие обстоятельства.
Экспертно-диагностическая функция
ПМПК осуществляет диагностику
развития ребенка, процесс образования
которого затруднен. Речь идет об образовании
ребенка в широком смысле слова:
формировании знаний, умений и навыков
общесоциального и
Достоверность диагностики
Экспертно-диагностическая
В первую очередь речь идет о своевременной комплексной всесторонней динамической диагностике отклонений в развитии, препятствующих развитию детей от 0 до 18 лет, и реализации по отношению к этим детям процесса образования.
Своевременность диагностики (ранняя диагностика)
Имеется в виду как можно более раннее выявление отклонений в развитии или постановка вопроса о подозрении на наличие отклонений в развитии детей с последующей адекватной процедурой диагностики.
Возможность участия ПМПК на ранних
этапах развития ребенка может быть
обеспечена приказом, подписанным на
уровне управления образования и
управления здравоохранения региона.
В этом приказе медицинским
В перспективе предполагается вычленение
в ПМПК особой группы специалистов
или специального отдела, который
будет заниматься детьми раннего
возраста (от 0 до 3 лет). Такой проект
уже разрабатывается с участием
Института раннего
Значимость ПМПК обусловлена и одной из важнейших ее задач: инициацией развития системы образования в целом и специального образования в частности, а также обращением в другие ведомства с предложениями по обеспечению ими потребностей системы образования. ПМПК инициирует и развитие уникальных единых межпредметных и межведомственных технологий, являющихся «ключом» целостного подхода к ребенку. В связи с этим к основным перспективам развития системы ПМПК относятся:
— повышение профессионализма каждого специалиста ПМПК соответствующего профиля в рамках своего предмета;
— важность (для каждого специалиста ПМПК) овладения «межпредметным пространством» в форме современных технологий целостного подхода к ребенку как в вопросах процедуры взаимодействия друг с другом, с другими учреждениями и ведомствами, так и в вопросах непосредственной диагностики и коррекции развития ребенка;
— инициация развития и усовершенствования системы образования, в частности системы специального образования, с целью обеспечения права каждого ребенка на получение образования;
— инициация развития помощи со стороны
других учреждений и ведомств, сопутствующей
получению образования
— формирование механизмов взаимодействия ПМПК с образовательными и другими учреждениями и ведомствами, в которые ПМПК направляет ребенка или рекомендует обратиться за консультацией и т.п.;
Принципы построения обследования ребенка специалистами ПМПК:
- Целостный подход к ребенку.
Оценка уровня социальной
- Всесторонний анализ психофизического и социального развития ребенка.
- Комплексный подход к обследованию ребенка с позиций специалистов разных профилей.
- Анализ динамики развития ребенка.
- Предпочтительное использование при обследовании ребенка в условиях ПМПК формы обучающего и формирующего экспериментов. Анализ динамических изменений в процессе обучения ребенка, формирования планируемых изменений.
При наличии у ребенка трудностей в выполнении заданий обследование строится по следующим принципам:
- переход от простого к сложному;
- переход от совместных действий специалиста и ребенка к самостоятельным действиям ребенка.
- опора на резервные (сохранные) структуры психофизического развития.
- опора на ведущие репрезентативные системы (каналы восприятия информации).
- распределение нагрузки в соответствии с динамикой умственной работоспособности ребенка.
- соразмерность помощи поставленной диагностической задаче и возможностям ребенка.
- обеспечение успеха ребенка в результате выполнения каждого «шага» обследования. Подкрепление мотивации достижения.
- оценка способности ребенка к переносу — действию, размышлению по аналогии.
- использование адекватных индивидуальным и возрастным особенностям ребенка форм обследования, таких как:
— игра (предметная, сюжетная, ролевая, дидактическая и др.), соревнование, различные формы обучающего или формирующего эксперимента и др.;
— индивидуальная работа с ребенком, работа в микрогруппах (в том числе в присутствии родителей, во взаимодействии с родителями, в присутствии нескольких специалистов и т.д.).
4. ПОКАЗАНИЯ К НАПРАВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА ПМПК.
В широком смысле слова показаниями
к направлению детей и
Выделим более детально основные показания к направлению ребенка или самостоятельному обращению родителей со своим ребенком в ПМПК:
— длительность и выраженные трудности периода адаптации к условиям детского учреждения, детского коллектива, группы детей, с которыми ребенок общается на улице;
— трудности в общении со сверстниками, явления изолированности или противопоставления себя коллективу, отвержение ребенка коллективом;
— замедленность формирования и реализации навыков самообслуживания (отставание от сверстников во время еды, одевания, подготовки к занятиям и т.п.), а также житейских знаний;
— трудности формирования и автоматизации учебных навыков, умений и знаний соответственно образовательным стандартам, характерным для конкретного возрастного этапа развития;
— подозрение на отставание ребенка в интеллектуальном развитии;
— выраженное своеобразие, утрированность,
ригидность и другие проявления со
стороны интересов и
— проявления одаренности ребенка, требующие иных, более адекватных условий развития и/или затрудняющие социальную адаптацию в традиционных условиях;
— утрированные проявления двигательной расторможенности и нарушений внимания, общие проблемы произвольной регуляции деятельности;
— наличие любых речевых
— отставание в развитии общей и мелкой моторики;
— подозрение на снижение зрения и слуха;
— нелепость, неадекватность поведения ребенка ситуации;
Информация о работе Деятельность медико - психолого педагогической комиссии