Деятельность медико - психолого педагогической комиссии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:37, реферат

Описание работы

Исторически ПМПК ориентирована на детей и подростков с отклонениями в развитии, но последнее десятилетие со всей очевидностью показало, что в поле зрения специалистов ПМПК попадают самые разные проблемы школьной и общесоциальной дезадаптации в детском возрасте. Фактически ПМПК работает с детьми и подростками от 0 до 18 лет, для которых характерна разбалансировка «социальной ситуации развития» (по Л.С. Выготскому).

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ.
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПМПК.
3. ФУНКЦИИ ПМПК.
4. ПОКАЗАНИЯ К НАПРАВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА ПМПК.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Файлы: 1 файл

Реферат по Спец.психологии.docx

— 23.74 Кб (Скачать файл)

                Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение   высшего профессионального  образования

«Владимирский государственный университет имени  Александра Григорьевича и Никола Григорьевича Столетовых»

 

 

 

 

                                                                   Реферат

                                          на тему:

«Деятельность медико - психолого педагогической комиссии»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                         Выполнила:ст.гр.ЗПЛс111

Лукашина Е.Н.

                                                                                                                  

                                                                          Проверила:

                                       Владимир 2013г.

ПЛАН:

1. ВВЕДЕНИЕ.

2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПМПК.

3. ФУНКЦИИ ПМПК.

4. ПОКАЗАНИЯ К НАПРАВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА ПМПК.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ

Исторически ПМПК ориентирована на детей и подростков с отклонениями в развитии, но последнее десятилетие со всей очевидностью показало, что в поле зрения специалистов ПМПК попадают самые разные проблемы школьной и общесоциальной дезадаптации в детском возрасте. Фактически ПМПК работает с детьми и подростками от 0 до 18 лет, для которых характерна разбалансировка «социальной ситуации развития» (по Л.С. Выготскому).

 

Согласно Л.С. Выготскому, социальная ситуация развития — это отношение  между ребенком и окружающей его  социально опосредованной действительностью. При таком подходе «отклонение  в развитии» следует рассматривать  уже в более широком смысле. Традиционно считалось, что отклонения в развитии мешают ребенку адаптироваться в социальной среде и интегрироваться  в нее. Современные акценты (на организации  социальной среды адекватно особенностям развития ребенка) заставляют специалистов ПМПК фокусировать свое внимание не столько  на диагностике развития (как самоцели), сколько на разработке рекомендаций в соответствии с проведенной  диагностикой.

Для специалистов ПМПК важнейшей задачей  является дать ответ на вопрос, при  каких условиях ребенок с выявленной структурой развития сможет реализовать  свой потенциал развития, будучи интегрированным  в социум.

 

Деятельность ПМПК непосредственно  затрагивает вопросы психического и физического здоровья детского населения России, а следовательно, перспектив развития страны в целом.

 

Актуальность проблемы организации  деятельности ПМПК Российской Федерации  нарастала в последние 25 лет в  связи с теми противоречиями, которые  обозначились в содержании, методическом оснащении и методологическом обосновании, в нормативно-правовом, кадровом и  материально-техническом обеспечении  деятельности ПМПК.

В первой половине ХХ века по отношению  к детям с отклонениями в развитии широко использовались термины «трудные дети» или «трудное детство». В  это же время В.П. Кащенко ввел в научную лексику выражение  «дефективные дети», которое в отечественной  литературе использовалось вплоть до начала 90-х годов ХХ века. К этой категории относились преимущественно  дети с различными аномалиями развития, чаще всего обусловленными органическими  недостатками. Почти одновременно с  термином «дефективные дети» В.П. Кащенко  стал использовать и термин «исключительные  дети», расширив понятие «дефективные дети» и обращая особое внимание на аномалии, связанные с неблагоприятными социальными условиями при первично нормальной психосоматической конституции.

 

В 30-е годы Л.С. Выготский к так  называемым «исключительным детям» стал относить и одаренных детей. И хотя термин «исключительные дети»  не прижился в отечественной дефектологической  и смежной психолого-медико-педагогической литературе, все эти дети, включая  одаренных («вундеркиндов»), так или  иначе попадали и попадают в поле зрения учреждений и специалистов, работающих с детьми с отклонениями в развитии.

 

 

 

2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПМПК

Состав 

Вопрос о составе ПМПК, как  и многие другие вопросы обеспечения  деятельности ПМПК, до сих пор до конца не разрешен. В этом вопросе  существует ряд противоречий, связанных  с необходимостью объединения в  ПМПК специалистов разных профилей из различных ведомств.

 

Особенно острая ситуация отмечается в отношении медицинских работников. Их участие в деятельности ПМПК является чрезвычайно значимым для достижения цели и решения задач ПМПК. Деятельность в ПМПК педиатра, детского психиатра  и невропатолога, а также медсестры  может быть оптимальной и эффективной  при их работе на постоянной основе. Другие медицинские работники (офтальмолог, отоларинголог, ортопед и др.) могут  привлекаться к работе в ПМПК на условиях совместительства или почасовой  оплаты, на других договорных условиях, предполагающих, что основное место  работы медика — в системе здравоохранения.

 

3. ФУНКЦИИ ПМПК.

Для достижения цели и осуществления поставленных перед ПМПК задач региональные и муниципальные ПМПК выполняют одни и те же функции, однако существуют различия в условиях выполнения этих функций. Под условиями мы имеем в виду объем, в котором выполняется та или иная функция, контингент, по отношению к которому выполняется функция, и другие обстоятельства.

Экспертно-диагностическая  функция

ПМПК осуществляет диагностику  развития ребенка, процесс образования  которого затруднен. Речь идет об образовании  ребенка в широком смысле слова: формировании знаний, умений и навыков  общесоциального и академического плана и целостном развитии личности, способной к самореализации, адаптации  и интеграции в социум на каждом возрастном этапе (от 0 до 18 лет). Экспертные аспекты данной функции предполагают высокопрофессиональный уровень диагностики  развития ребенка, обучение и воспитание которого в семье или образовательном  учреждении требует специальной  психолого-педагогической и сопутствующей  медицинской и социальной помощи.

 

Достоверность диагностики

Экспертно-диагностическая функция  обеспечивает достоверность диагностики  развития ребенка с опорой на целый  ряд важнейших параметров.

 

В первую очередь речь идет о своевременной  комплексной всесторонней динамической диагностике отклонений в развитии, препятствующих развитию детей от 0 до 18 лет, и реализации по отношению  к этим детям процесса образования.

 

Своевременность диагностики (ранняя диагностика)

Имеется в виду как можно более  раннее выявление отклонений в развитии или постановка вопроса о подозрении на наличие отклонений в развитии детей с последующей адекватной процедурой диагностики.

Возможность участия ПМПК на ранних этапах развития ребенка может быть обеспечена приказом, подписанным на уровне управления образования и  управления здравоохранения региона. В этом приказе медицинским учреждениям  и конкретным специалистам, работающим с детьми от 0 до 3 лет, следует указать  на необходимость направления в  ПМПК детей раннего возраста с  выявленными или предполагаемыми  отклонениями в развитии для решения  вопроса об оказании ранней психолого-педагогической и медико-социальной помощи, способствующей социализации этих детей.

 

В перспективе предполагается вычленение в ПМПК особой группы специалистов или специального отдела, который  будет заниматься детьми раннего  возраста (от 0 до 3 лет). Такой проект уже разрабатывается с участием Института раннего вмешательства  и других учреждений Санкт-Петербурга и Москвы.

 

Значимость ПМПК обусловлена и  одной из важнейших ее задач: инициацией развития системы образования в  целом и специального образования  в частности, а также обращением в другие ведомства с предложениями  по обеспечению ими потребностей системы образования. ПМПК инициирует и развитие уникальных единых межпредметных  и межведомственных технологий, являющихся «ключом» целостного подхода к ребенку. В связи с этим к основным перспективам развития системы ПМПК относятся:

 

— повышение профессионализма каждого  специалиста ПМПК соответствующего профиля в рамках своего предмета;

— важность (для каждого специалиста  ПМПК) овладения «межпредметным пространством» в форме современных технологий целостного подхода к ребенку как в вопросах процедуры взаимодействия друг с другом, с другими учреждениями и ведомствами, так и в вопросах непосредственной диагностики и коррекции развития ребенка;

 

— инициация развития и усовершенствования системы образования, в частности  системы специального образования, с целью обеспечения права  каждого ребенка на получение  образования;

 

— инициация развития помощи со стороны  других учреждений и ведомств, сопутствующей  получению образования ребенком;

 

— формирование механизмов взаимодействия ПМПК с образовательными и другими  учреждениями и ведомствами, в которые  ПМПК направляет ребенка или рекомендует  обратиться за консультацией и т.п.;

 

Принципы построения обследования ребенка специалистами ПМПК:

- Целостный подход к ребенку.  Оценка уровня социальной адаптированности  и личностной целостности (конгруэнтности) ребенка.

 

- Всесторонний анализ психофизического и социального развития ребенка.

 

- Комплексный подход к обследованию ребенка с позиций специалистов разных профилей.

 

- Анализ динамики развития ребенка.

 

- Предпочтительное использование при обследовании ребенка в условиях ПМПК формы обучающего и формирующего экспериментов. Анализ динамических изменений в процессе обучения ребенка, формирования планируемых изменений.

 

При наличии у ребенка  трудностей в выполнении заданий  обследование строится по следующим  принципам:

- переход от простого к сложному;

 

- переход от совместных действий специалиста и ребенка к самостоятельным действиям ребенка.

 

- опора на резервные (сохранные) структуры психофизического развития.

 

- опора на ведущие репрезентативные системы (каналы восприятия информации).

 

- распределение нагрузки в соответствии с динамикой умственной работоспособности ребенка.

 

- соразмерность помощи поставленной диагностической задаче и возможностям ребенка.

 

- обеспечение успеха ребенка в результате выполнения каждого «шага» обследования. Подкрепление мотивации достижения.

 

- оценка способности ребенка к переносу — действию, размышлению по аналогии.

 

- использование адекватных индивидуальным и возрастным особенностям ребенка форм обследования, таких как:

 

— игра (предметная, сюжетная, ролевая, дидактическая и др.), соревнование, различные формы обучающего или  формирующего эксперимента и др.;

 

— индивидуальная работа с ребенком, работа в микрогруппах (в том числе  в присутствии родителей, во взаимодействии с родителями, в присутствии нескольких специалистов и т.д.).

 

4. ПОКАЗАНИЯ К НАПРАВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА ПМПК.

В широком смысле слова показаниями  к направлению детей и подростков на ПМПК служат отклонения в развитии, препятствующие их пребыванию, адаптации, развитию и образованию (обучению, воспитанию) в учреждениях системы образования, в семье, в социуме.

Выделим более детально основные показания  к направлению ребенка или  самостоятельному обращению родителей  со своим ребенком в ПМПК:

 

— длительность и выраженные трудности  периода адаптации к условиям детского учреждения, детского коллектива, группы детей, с которыми ребенок  общается на улице;

 

— трудности в общении со сверстниками, явления изолированности или  противопоставления себя коллективу, отвержение ребенка коллективом;

 

— замедленность формирования и  реализации навыков самообслуживания (отставание от сверстников во время  еды, одевания, подготовки к занятиям и т.п.), а также житейских знаний;

 

— трудности формирования и автоматизации  учебных навыков, умений и знаний соответственно образовательным стандартам, характерным для конкретного  возрастного этапа развития;

 

— подозрение на отставание ребенка  в интеллектуальном развитии;

 

— выраженное своеобразие, утрированность, ригидность и другие проявления со стороны интересов и способностей ребенка, приводящие к осложнениям  социальной адаптации в традиционных условиях;

 

— проявления одаренности ребенка, требующие иных, более адекватных условий развития и/или затрудняющие социальную адаптацию в традиционных условиях;

 

— утрированные проявления двигательной расторможенности и нарушений внимания, общие проблемы произвольной регуляции  деятельности;

 

— наличие любых речевых нарушений;

 

— отставание в развитии общей  и мелкой моторики;

 

— подозрение на снижение зрения и  слуха;

 

— нелепость, неадекватность поведения  ребенка ситуации;

 

Информация о работе Деятельность медико - психолого педагогической комиссии