Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:21, контрольная работа
Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к
окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное
изменение и образование. В отличие от действий животного, деятельность
человека предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта
деятельности: человек предполагает себе объект деятельности, как материал,
который сопротивляется воздействию на него человека и должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности.
1.Понятие о деятельности 3
2.Структура деятельности 4
3.Свойства деятельности 7
4.Список использованной литературы 11
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Дальневосточный
Кафедра Психологии
По дисциплине «Психология»
По теме: Деятельность
Вариант №4
Выполнила студентка 2-го курса
К-11 М(Б)-251 Сомова В.А
Проверила преподаватель:
Воробьёва К.И
Хабаровск 2013
Содержание
1.Понятие о деятельности 3
2.Структура деятельности 4
3.Свойства деятельности 7
4.Список использованной литературы 11
3
Деятельность
Деятельность – специфически
человеческая форма активного отношения
к
окружающему миру, содержание которой
составляет его целесообразное
изменение и образование. В отличие от
действий животного, деятельность
человека предполагает определенное противопоставление
субъекта и объекта
деятельности: человек предполагает себе
объект деятельности, как материал,
который сопротивляется воздействию на
него человека и должен получить новую
форму и свойства, превратиться из материала
в продукт деятельности.
Всякая деятельность включает в себя цель,
средства, результат и сам
процесс деятельности, и, следовательно,
неотъемлемой характеристикой
деятельности является ее осознанность.
Деятельность является движущей силой
общественного прогресса и условием самого
существования общества. Вместе с тем
история культуры показывает, что деятельность
как таковая не является исчерпывающим
основанием человеческого существования.
Если основанием деятельности является
осознанно формулируемая цель, то основание
самой цели лежит вне деятельности, в сфере
человеческих идеалов и ценностей.
Современное научно-техническое развитие
все более демонстрирует, что не
только деятельность в сфере искусства
и нравственности, но и научные
познания, и технико-инструментальная
деятельность получает свой смысл в
конечном счете в зависимости от ее нравственной
ориентированности, от ее
влияния на человеческое существование.
С другой стороны, зависимость самой деятельности
от других социальных факторов выражается
в том, что в разных типах культуры она
занимает существенно различное место,
выступая то в роли носителя высшего смысла
человеческого бытия, то на правах необходимого,
но отнюдь не почитаемого условия жизни.
4
Структура деятельности
Основной структурной единицей деятельности является действие.
Действие
- это целенаправленная активность, реализуемая во внешнем или внутреннем плане.
Действие всегда связано с целью.
Цель
- это образ желаемого результата, то есть того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Цель -- это осознанный образ результата, который удерживается в сознании до тех пор, пока осуществляется действие. Отсюда цель можно определить как осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Цель всегда существует в некоторой предметной ситуации и конкретизируется в задачах.
Задача
- цель, данная в определенных условиях.
Каждое действие следует рассматривать как решение этой задачи. Таким образом, действие включает в себя акт сознания в виде постановки и удержания цели. Действия человека предметны. Они реализуют биологические, социально-производственные и культурные цели.
Итак, деятельность осуществляется только в виде действия. Но деятельность и действия как психические процессы не тождественны друг другу, потому что одно и то же действие может осуществлять различные виды деятельности и в то же время одна и же деятельность может включать в свой состав различные действия. Действия осуществляются в виде конкретных операций.
Операция
- способ осуществления действия.
Всякое действие делится на операции. Операции характеризуют техническую сторону выполнения действия и направлены на решение конкретных задач в определенных условиях.
5
С психологической точки зрения операции бывают двух видов: приспособительные и сознательные.
Приспособительные операции возникают путем адаптации, непроизвольного подражания или приспособления к предметным условиям ситуаций. В ходе неоднократного повторения какое-либо действие превращается в автоматическую операцию, практически не осознается.
Сознательные операции всегда находятся на границе сознания, поэтому при необходимости всегда осознаются и могут воспроизводиться последовательно, например, для обучения других.
. Психофизиологические функции
Самый низкий уровень в структуре деятельности - ее психофизиологические функции.
Психофизиологические функции деятельности
- это физиологическое
обеспечение психических
К ним относится ряд способностей человеческого организма (способность к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, двигательные способности и т. д.). Соответственно можно выделить сенсорные, мнемонические, мыслительные, моторные функции деятельности.
Особую роль играют моторные функции деятельности, поскольку любое внешнее действие реализуется в движениях. Движения бывают врожденные, основанные на безусловных рефлексах, и приобретенные, базирующиеся на условных рефлексах. Выделяют четыре основных вида движений:
1) предметные движения, направленные
на изменение свойств
2) движения перемещения (ходьба, бег);
3) коммуникативные движения
- речевые, невербальные
4) установка и поддержание поз (сидеть, стоять, лежать и т. д.).
6
Психофизиологические функции составляют одновременно предпосылки и средства деятельности.
Однако на этом уровне рассматривается
лишь операционно-техническая
2. Мотивационно-личностный уровень
Человека побуждает к деятельности его потребность, то есть состояние нужды в определенных условиях нормального функционирования организма и личности. Помимо биологических потребностей, человек обладает ещё и социальными, познавательными, эстетическими и другими потребностями.
А.Н. Леонтьев выделяет два
этапа в функционировании каждой
потребности: первый - до встречи с
предметом, который удовлетворяет
потребность, второй - после этой встречи,
когда потребность превращается
в мотив. С момента преобразования
потребности в мотив и
Действия человека чаще всего побуждаются сразу несколькими мотивами. По своей роли, или функции, не все мотивы равнозначны. Как правило, один из них главный, другие - второстепенные. Главный мотив называется ``ведущим мотивом. Второстепенными называются ``мотивами - стимулами. Если первые мотивы побуждают, инициируют деятельность, то вторые больше дополняют, стимулируют её.
Мотивационная сторона деятельности
не является постоянной. В ходе жизнедеятельности
человека происходит развитие мотивов:
старые мотивы отступают на второй
план и уходят, на их месте образуются
новые мотивы. Один из механизмов изменения
мотивационной сферы
7
Свойства деятельности
К наиболее существенным свойствам
деятельности относятся активность,
целенаправленность, способность к
творческому преобразованию окружающей
действительности, орудийность, осознаваемость,
предметность, двойственность формы, способность
к развитию, способность к порождению
психических (душевных) образований, социальность.
Деятельность человека всегда подчинена
определенной цели, которая задает довольно
четко ее направление, подчиняет. и упорядочивает
составляющие ее действия, движения и
операции, делает ее устойчивой и надситуативной.
Этим она отличается от поведения животных,
которое, как уже отмечалось ранее, характеризуется
импульсивностью и повышенной зависимостью
от конкретной ситуации (ситуативностью).
Данное свойство деятельности противоречит
известному закону физического детерминизма.
В науке до сих пор непонятно, каким образом
цель как субъективное и нефизическое
образование воздействует на реальную
практическую деятельность, обладающую
признаками физического явления.
В процессе выполнения деятельности происходит
творческое преобразование окружающей
действительности в соответствии потребностями,
мотивами и целями человека. Он не столько
адаптируется к реальности, сколько адаптирует
ее для себя. Этим человеческая деятельность
отличается от поведения животных, которое
является исключительно приспособительным
по своему характеру. Современный человек
живет не в естественном, а в искусственном,
созданном им самим мире. Даже природа
несет на себе печать антропогенного воздействия.
Для преобразования объектов своей деятельности
человек использует не только собственные
естественные (индивидные) органы (руки,
пальцы, ноги, туловище и др.), но и специально
сделанные инструменты или орудия. Поэтому
деятельность человека является не непосредственной,
а опосредствованной, орудийной, что так
же отличает ее от поведения животных.
К числу важнейших свойств деятельности
относится осознаваемость. Она выражается
в способности человека субъективно выделять
выполняемую им деятельность как нечто
относительно самостоятельное и отдельное
от самого себя как субъекта и от объекта,
на который она направлена. При высоком
уровне развития деятельности субъект
осознает ее мотивы, составляющие действия,
условия и операции. Благодаря осознаваемости
деятельность становится произвольной
и волевой.
Следующее важное свойство деятельности
называется предметностью. Она
8
заключается в своеобразной
чувствительности деятельности к своему
предмету и в способности подчиняться
и уподобляется его свойствам
и характеристикам. Благодаря этому
свойству деятельность воссоздает их
в себе. Это хорошо проявляется
в любых предметных действиях. Например,
когда человек берет в руки
какой-то предмет, то форма и характер
действия, а также входящие в его
состав движения воспроизводят форму,
размеры, вес, материал и другие свойства
этого предмета. Характеристики действия
будут разными в зависимости
от того, каким он окажется: легким или
тяжелым, объемным или плоским, скользким
или шероховатым, горячим или
прохладным и т. д. Выполняя ту или
иную деятельность, человек движется
к намеченной цели не слепо и не
прямолинейно, а очень разумно
и гибко. Каждым своим действием
он как бы прощупывает предметную
реальность, соотносится с ней
и воссоздает ее. Особенно это хорошо
прослеживается при освоении новых
действий или при выполнении деятельности
в непривычных и незнакомых условиях.
Существенным и довольно загадочным свойством
деятельности является изначальная двойственность
ее формы. Она представляется одновременно
и внешним физическим и внутренним психическим
процессом, и объективным и субъективным
явлением. С внешней стороны она выглядит
как процесс реального физического взаимодействия
субъекта с физическим же объектом. При
этом человек, используя свое тело (руки,
ноги, туловище) как естественный физический
инструмент, а также другие необходимые
орудия труда и инструменты, осуществляет
физическое преобразование объекта и
получает некоторый вещественный продукт,
соответствующий первоначальному замыслу.
Например, портной шьет из ткани костюм,
повар готовит из продуктов блюдо, дизайнер
оформляет зал и т. п.
Как физический процесс деятельность
складывается из конкретных практических
действий и движений, совершаемых в определенном
пространстве и времени, то есть имеет
пространственно- временные координаты
и вполне доступна для восприятия. В этом
плане она мало чем отличается от многих
природных явлений и процессов: химической
реакции, развития растения, кипения воды
и т. п.
Однако всякая деятельность имеет еще
и внутреннюю, скрытую от внешнего наблюдения
сторону, без которой она перестает быть
таковой. Например, она не может существовать
и осуществляться без мотива и цели, которые
представляются чисто психическими явлениями,
образующими внутренний субъективный
(душевный) мир человека. При выполнении
сложных и
9
жизненно важных видов
деятельности возникает необходимость
во многих других внутренних психических
компонентах: в эмоциональных переживаниях,
в мыслях, в волевом усилии, в
оценке своих возможностей, в знаниях
и т. д. Причем их присутствие становится
просто очевидным. Для того чтобы
убедиться в этом, достаточно вспомнить
несколько примеров из собственного
жизненного опыта. Можно сказать, что
вся душевная жизнь человека - его
психика, представляет из себя внутренний
компонент его деятельности, его социального
бытия. Следует подчеркнуть, что внутренние
компоненты не просто сопровождают внешнюю
сторону деятельности, а представляются
функционально необходимыми для нее. Без
них ее существование просто невозможно.
В этом отношении деятельность не обладает
никакими физическими характеристиками
и определенными пространственно-временными
координатами, то есть непонятны ее онтологическая
природа и местонахождение.
Деятельность - это целостный процесс,
совмещающий в неразрывном единстве внешние
физические (объективные) и внутренние
психические (субъективные) компоненты.
По своей сущности они представляются
абсолютно разными и несовместимыми. Современная
наука до сих пор не может объяснить психологическую
природу и механизм их связи. Внешние и
внутренние компоненты деятельности имеют
функциональную специализацию. На основе
внешних компонентов деятельности осуществляются
реальные контакты человека с предметами
и явлениями окружающего мира, их преобразование,
воссоздание свойств, а также порождение
и развитие психических(субъективных)
явлений. Внутренние компоненты деятельности
выполняют функцию побуждения, целеполагания,
планирования, ориентировки(познания),
принятия решения, регуляции, контроля
и оценки. В реальной деятельности соотношение
внутренних и внешних компонентов может
быть разным. В зависимости от этого выделяют
два вида деятельности: внешнюю (практическую)
и внутреннюю (психическую). Примером внешней
деятельности может служить любой физический
труд. Учебная деятельность является примером
внутренней деятельности. Однако речь
идет только об относительном преобладании
тех или других компонентов. В "чистом"
виде их существование у человека невозможно.
Однако мы предполагаем, что при определенных
обстоятельствах, в частности после физической
смерти человека, внутренние (психические)
компоненты деятельности способны к самостоятельному
бытию. По крайней мере, фактов, противоречащих
этому предположению, не
10
существует.
Деятельность человека обладает способностью
к развитию. Она выражается в том, что по
мере упражнений и тренировок деятельность
становится более совершенной, уменьшается
время ее выполнения, снижаются энергетические
затраты, трансформируется структура,
сокращается количество ошибочных действий,
изменяется их последовательность и оптимальность.
Одновременно происходит изменение соотношения
внешних и внутренних компонентов деятельности:
внешние компоненты сокращаются и редуцируются
при одновременном увеличении доли внутренних
компонентов. Происходит как бы преобразование
деятельности по форме. Из внешней, практической
и развернутой во времени и пространстве,
она становится внутренней, психической
и сокращенной (свернутой). Этот процесс
в психологии называется интериорuзацией.
Именно таким образом происходит порождение
и развитие психики - на основе преобразования
деятельности. Однако внутренняя деятельность
представляет собой лишь компонент целостной
деятельности, ее сторону. Поэтому она
легко трансформируется и выражается
во внешних компонентах. Переход
внутренних компонентов деятельности
во внешние называется экстериоризацией
. Этот процесс является неотъемлемым
атрибутом любой практической деятельности.
Например, мысль, как психическое образование,
может легко преобразоваться в практическое
действие. Благодаря экстериоризации
мы можем наблюдать через внешние компоненты
деятельности любые психические явления
(процессы, свойства, состояние): намерения,
цели, мотивы, различные познавательные
процессы, способности, эмоциональные
переживания, черты характера, самооценку
и т. д. Но для этого необходимо иметь очень
высокий уровень психологической культуры.
Социальность предметной деятельности
выражается в функциональном плане. При
ее выполнении человек прямо или косвенно
соотносится с другими людьми, которые
выступают как ее содеятели и соучастники.
Особенно ярко и отчетливо это прослеживается
в условиях совместной деятельности, где
функции ее участников определенным образом
распределены. Учитывая, что в предметной
деятельности всегда соприcyтcтвyет другой
человек, ее можно назвать содеятельностью.