Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:18, реферат
Задачи психологической службы в системе образования состоят в содействии полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, в создании условий для формирования у них мотивации самовоспитанию и саморазвитию, в обеспечении индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого-педагогического изучения, профилактике и коррекции отклонений в развитии ребенка. Выполняя эти задачи, практический психолог школы осуществляет психологическое сопровождение развития учащихся, что и является основным содержанием превентивной работы по преодолению проблем девиантного поведения школьников
Введение
Девиантное поведение: основные подходы к понятию
Изучение причин девиантного поведения школьников
Психокоррекция поведения школьников.
Заключение
Использованная литература
ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
студента II
курса гуманитарного
факультета
Предмет: «Педагогическая психология»
Тема: «ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ
ШКОЛЬНИКОВ
В ПОВЕДЕНИИ»
Одесса-2008г.
План
Введение
Девиантное поведение: основные подходы к понятию
Изучение причин
девиантного поведения
Психокоррекция поведения школьников.
Заключение
Использованная
литература
Введение
Задачи психологической
службы в системе образования
состоят в содействии полноценному
личностному и
Профилактику
правонарушений среди школьников практический
психолог школы начинает с приспособления
первоклассников к школьной жизни
и выявления детей «группы
риска» в начальной школе. Школьный
психолог должен предупредить дезадаптацию
учеников во время перехода их из начальной
школы в среднюю школу, конфликтов
с учителями и ученическими коллективами,
он работает с ребятами «группы риска»,
ориентирует детей на здоровый образ
жизни в разных возрастных группах.
Свою работу школьный психолог ведет
в тесном контакте с педагогическим
коллективом, родителями и общественными
организациями. Рассмотрим содержание
понятия «отклонение поведения»
Девиантное поведение: основные подходы к понятию
Девиантное поведение
– это поведение с
В психолого-педагогической
литературе нет единого подхода
к определению девиантности. В. Ковалев
определяет девиантное поведение как
отклонение от моральных норм, а
деликвентность считает поведением
преступным. Хевит и Дженкинс трудновоспитуемых
подростков разделяют на две категории:
1) дети с социализированными формами
антиобщественного поведения; 2) дети
с социализированным
Н, Максимова
выделяет типы трудновоспитуемых в
зависимости от детерминант социальной
дезадаптации подростков, которые оказывают
сопротивление педагогическому
влиянию: 1) несформированность личностных
структур, низкий уровень моральных
представлений и социально
И. Фурманов связывает формирование негативных форм поведения у детей со стилями семейного воспитания: эмоциональное отторжение (по типу Золушки), «гиппопротекция» (ребенок принадлежит сам себе), доминирующая гипперпротекция (слишком большое внимание родителей к детям и лишение их всякой самостоятельности).
В. Воробьев и
Н. Коновалова выделяют три формы, и
одновременно, и три причины школьной
дезадаптации: 1) «депривационная» - невозможность
личности увидеть в реальной ситуации
собственную психологическую
Существует много других способов классификации правонарушений и трудновоспитуемости. Все эти знания необходимы практическом психологу для понимания механизмов появления отклонений в поведении школьников, условий и причин девиантности. Они являются своеобразным указателем для психолога в выборе методов и приемов в работе с детьми: наблюдение, анализ продуктов деятельности (материальных, интеллектуальных, духовных), анкетирование, тестирование, социометрические измерения и вербальные методики, беседы и прочие.
Изучение причин девиантного поведения
школьников
Каждый девиантный ребенок имеет свой набор отклонений в поведении: прогуливание уроков, физическое насилие над однолетками, грубость в общении с окружающими, враждебное отношение к людям, пренебрежение обязанностями, агрессивное противодействие к педагогическим требованиям, недоверие к родителям и учителям, повышенные уровень самооценки и уровень притязаний, а практическому психологу важно проследить их генезис и лишь тогда решать вопросы профилактики, диагностики, консультирования и коррекции, при этом необходимо помнить, что причины нарушений поведения почти всегда взаимосвязаны.
Семья – основной
институт воспитания детей. Образцы
поведения дети перенимают у своих
родителей, поскольку именно родители
определяют нормы оценки поведения.
Дети часто играют роли своих родителей,
поэтому очень важно
Комплексное изучение
причин отклонений в поведении, создание
прогностической программы
Целесообразным в практике исследования причин девиантного поведения является использование метода «незаконченных предложений» А. Пейна (модифицированный С. Подмазиным) для разных возрастных категорий. Обработка результатов дает информацию об отношении ученика к родителям, друзьям, одноклассникам, учителям, самим себе; об их мечтах, желаниях, страхах, проблемах личностного развития. На основе этого можно сделать психологический анализ доминирующих стереотипов сознания и деятельности.
Информационной для психолога является диагностика помех личностного развития – опросник для детей 9-11 лет, включающий 90 вопросов. Анкетирование дает психологу возможность определить уровень тревожности, импульсивности, агрессивности, склонность к нечестному поведению, асоциальную замкнутость, неуверенность, и эстетическую нечувствительность. При этом, важное значение имеет сама организация анкетирования, поскольку честность ответов прямо зависит от того доверительного контакта, который психолог сумеет установить с детьми. Валидность данной диагностики подтверждается многолетним опытом.
Для изучения типа темперамента можно использовать опросник Г.Айзенка, либо тейпинг-тест, для изучения типа реагирования в конфликтной ситуации – тест фрустации С. Розенцвейга.
Подростки, которых считают трудновоспитуемыми, очень отличаются направлениями стереотипной реакции на конфликтную ситуацию. Так, одни из них проявляют экстернальность, а другие – интернальность, а некоторые – равнодушие или занимают компромиссную позицию.
Для работы с
трудновоспитуемыми детьми психологи
с успехом используют патохарактерологический
опросник (ПДО) А. Личко, который выделяет
11 типов акцентуаций характера. Для
диагностики акцентуаций
Действенным методом влияния среды на ребенка, и наоборот, отношения ребенка к близким людям, является методика изучения социальной близости.
В результате анализа ответов на поставленные вопросы, психолог получает информацию о том, кто из близкого окружения ребенка является для него наиболее авторитетным, с кем чаще всего он советуется, от кого ждет помощи, кому доверяет, на кого хочет быть похожим и т.д.
Проективные тесты имеют ряд преимуществ, в частности потому, что дети воспринимают их как игру и не осознают целей исследования, что дает возможность получить истинный результат, приоткрыть двери в свет проблем школьника, что не всегда доступно вербальным методикам.
Диагностика личности с помощью психорисунков (Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи», «несуществующее животное») являются достаточно информативным, однако, требуют хорошей теоретической и практической подготовки психологов.
Психокоррекция поведения школьников
Для проведения
психокоррекционной работы с трудновоспитуемыми
детьми, которая должна обеспечивать
формирование и оптимальное функционирование
соответствующих
Поступок ребенка
– опыт самостоятельного поведения,
имеет внутреннее мотивационное
содержание. Требования родителей и
учителей не действует на ребенка, потому,
что он внутренне их не воспринимает.
Он их или вообще не выполняет, либо
выполняет формально. С.Л. Рубинштейн
отмечал, что наши требования без
внутренней опоры на то, к кому они
обращены, могут вызвать лишь отпор
либо протест. Внешние причины действуют
лишь через внутренние устои, через
психическое состояние
Важным условием
успеха в преодолении девиантного
поведения, является желание ребенка
изменить самого себя. Это условие
целенаправленных, позитивных, субъективных
новообразований. Самосознание – осознание
себя как человека – необходимое
условие саморегуляции, т.е. управления
своим поведением. Одним из важнейших
компонентов структуры
Цель психокоррекции с учениками – превращение социальных норм на личностные, формирование чувства ответственности, требовательности к себе, адекватной оценки своего поведения и поведения других людей.
Начиная свою работу
с подростками, психолог всегда должен
помнить, что главное в отношениях
с ними – это взаимоуважение и
доверие. То, что говорит подросток,
всегда должно оставаться тайной. Его
проблемы можно обговаривать с родителями
и педагогами только по просьбе школьника
или с его согласия. Утрата доверия,
разглашение тайны, даже случайное,
является для ребенка большой
психологической травмой и
Подросток чрезвычайно активно стремиться к изменениям, улучшению своего характера, часто ощущая даже ненависть к себе за свое «слабоволие» или «вспыльчивость». Поэтому одной из основных задач психолога является выявление главной проблемы подростка и четкое формулировка ее механизма, и четкие, однозначные направления в достижении цели, которые должны признаваться и самим подростком и окружающими.
Выбор методов
психологической коррекции
Обязательным шагом в психокоррекции подростка есть выявление особенностей его мотивации, поиск любых видов деятельности, связанных с положительными эмоциями (радостью, интересом, увлеченностью). Важно, чтобы в эту деятельность не включались элементы нежелательного ,«проблемного поведения». С упором на такую положительную мотивацию возможна работа по достижению желанного изменения. Например:
Что тебе нравится делать, что ты делаешь с удовольствием?
Мне нравится ловить рыбу.
Когда ты ловишь рыбу, то чувствуешь себя спокойно?
Да, тогда я ни с кем не ругаюсь.
Ты можешь представить себя сейчас на рыбалке?
Да.
А теперь вспомни, как ты говоришь с родителями, и попробуй сохранить спокойствие.
Да… Я почти не ощущая злости.
Попробуй еще раз – рыбалка – родители.
Да, я не испытываю злости. Может быть, я вообще зря заводился?
Возможно. Ты конечно можешь еще несколько раз «завестись», но это будет недолго. Вспомнив это упражнение, ты сможешь представить себя на рыбалке, успокоиться и нормально разговаривать с родителями или учителями.
Информация о работе Диагностика и коррекция отклонений школьников в поведении