Диагностика и коррекция отклонений школьников в поведении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:18, реферат

Описание работы

Задачи психологической службы в системе образования состоят в содействии полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, в создании условий для формирования у них мотивации самовоспитанию и саморазвитию, в обеспечении индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого-педагогического изучения, профилактике и коррекции отклонений в развитии ребенка. Выполняя эти задачи, практический психолог школы осуществляет психологическое сопровождение развития учащихся, что и является основным содержанием превентивной работы по преодолению проблем девиантного поведения школьников

Содержание работы

Введение
Девиантное поведение: основные подходы к понятию
Изучение причин девиантного поведения школьников
Психокоррекция поведения школьников.
Заключение
Использованная литература

Файлы: 1 файл

ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО.docx

— 26.11 Кб (Скачать файл)

ХРИСТИАНСКИЙ  ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ 

РЕФЕРАТ 

студента II курса гуманитарного  факультета 

Предмет: «Педагогическая  психология»

Тема: «ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ  ОТКЛОНЕНИЙ

ШКОЛЬНИКОВ  В ПОВЕДЕНИИ» 

Одесса-2008г.

План 

Введение 

Девиантное поведение: основные подходы к понятию 

Изучение причин девиантного поведения школьников

Психокоррекция  поведения школьников.

Заключение 

Использованная  литература  

Введение 

Задачи психологической  службы в системе образования  состоят в содействии полноценному личностному и интеллектуальному  развитию детей на каждом возрастном этапе, в создании условий для  формирования у них мотивации  самовоспитанию и саморазвитию, в  обеспечении индивидуального подхода  к каждому ребенку на основе психолого-педагогического  изучения, профилактике и коррекции  отклонений в развитии ребенка. Выполняя эти задачи, практический психолог школы осуществляет психологическое сопровождение развития учащихся, что и является основным содержанием превентивной работы по преодолению проблем девиантного поведения школьников.

Профилактику  правонарушений среди школьников практический психолог школы начинает с приспособления первоклассников к школьной жизни  и выявления детей «группы  риска» в начальной школе. Школьный психолог должен предупредить дезадаптацию учеников во время перехода их из начальной  школы в среднюю школу, конфликтов с учителями и ученическими коллективами, он работает с ребятами «группы риска», ориентирует детей на здоровый образ  жизни в разных возрастных группах. Свою работу школьный психолог ведет  в тесном контакте с педагогическим коллективом, родителями и общественными  организациями. Рассмотрим содержание понятия «отклонение поведения», направления диагностики и коррекции  отклонений в поведении школьников разных возрастных групп.

Девиантное поведение: основные подходы к понятию

Девиантное поведение  – это поведение с отклонениями. Психологи рассматривают девиантность как поведение, которое находится  на границе между правовым и криминальным поведением. Детей, которым свойственны  отклонения поведенческих реакций, называют по-разному: недисциплинированные, педагогически либо социально запущенные, трудные дети, трудновоспитуемые, склонные к правонарушениям, девиантные подростки  и пр. Эти термины наиболее часто  используются как синонимы. Отклонения в поведении сказывается на окружающих, и общество ставит диагноз девиантности или деликвентности.

В психолого-педагогической литературе нет единого подхода  к определению девиантности. В. Ковалев  определяет девиантное поведение как  отклонение от моральных норм, а  деликвентность считает поведением преступным. Хевит и Дженкинс трудновоспитуемых  подростков разделяют на две категории: 1) дети с социализированными формами  антиобщественного поведения; 2) дети с социализированным агрессивным  поведением.

Н, Максимова  выделяет типы трудновоспитуемых в  зависимости от детерминант социальной дезадаптации подростков, которые оказывают  сопротивление педагогическому  влиянию: 1) несформированность личностных структур, низкий уровень моральных  представлений и социально принятых навыков поведения (педагогически  запущенные); 2) особенности развития высшей нервной деятельности (акцентуации  характера, эмоциональная нестойкость, импульсивность); 3) неумелое воспитательное влияние(ошибочная или ситуативная трудновоспитуемость); 4) функциональное новообразование личности (собственно трудновоспитуемость).

И. Фурманов связывает  формирование негативных форм поведения  у детей со стилями семейного  воспитания: эмоциональное отторжение (по типу Золушки), «гиппопротекция» (ребенок  принадлежит сам себе), доминирующая гипперпротекция (слишком большое внимание родителей к детям и лишение их всякой самостоятельности).

В. Воробьев и  Н. Коновалова выделяют три формы, и  одновременно, и три причины школьной дезадаптации: 1) «депривационная» - невозможность  личности увидеть в реальной ситуации собственную психологическую проблему; 2) невротическая природа школьной дезадаптации; 3) «психопатическая» - психологические  проблемы ребенок решает неправильно, и из-за этого появляются новые  проблемы.

Существует много  других способов классификации правонарушений и трудновоспитуемости. Все эти знания необходимы практическом психологу для понимания механизмов появления отклонений в поведении школьников, условий и причин девиантности. Они являются своеобразным указателем для психолога в выборе методов и приемов в работе с детьми: наблюдение, анализ продуктов деятельности (материальных, интеллектуальных, духовных), анкетирование, тестирование, социометрические измерения и вербальные методики, беседы и прочие.

 
Изучение причин девиантного поведения  школьников

Каждый девиантный ребенок имеет свой набор отклонений в поведении: прогуливание уроков, физическое насилие над однолетками, грубость в общении с окружающими, враждебное отношение к людям, пренебрежение  обязанностями, агрессивное противодействие  к педагогическим требованиям, недоверие  к родителям и учителям, повышенные уровень самооценки и уровень  притязаний, а практическому психологу  важно проследить их генезис и  лишь тогда решать вопросы профилактики, диагностики, консультирования и коррекции, при этом необходимо помнить, что причины нарушений поведения почти всегда взаимосвязаны.

Семья – основной институт воспитания детей. Образцы  поведения дети перенимают у своих  родителей, поскольку именно родители определяют нормы оценки поведения. Дети часто играют роли своих родителей, поэтому очень важно предупредить закрепление дезадаптивных форм поведения ребенка путем психокоррекционной и консультативной работы не только с детьми, но и с родителями.

Комплексное изучение причин отклонений в поведении, создание прогностической программы реальных мероприятий и путей преодоления  проблем девиантных школьников –  является одновременной работой  по преодолению недостатков семейного  и педагогического воспитания. Такой  подход диктует необходимость разработки комплексных мероприятий для  оказания психологической помощи всем участникам учебно-воспитательного  процесса.

Целесообразным  в практике исследования причин девиантного  поведения является использование  метода «незаконченных предложений» А. Пейна (модифицированный С. Подмазиным) для разных возрастных категорий. Обработка результатов дает информацию об отношении ученика к родителям, друзьям, одноклассникам, учителям, самим себе; об их мечтах, желаниях, страхах, проблемах личностного развития. На основе этого можно сделать психологический анализ доминирующих стереотипов сознания и деятельности.

Информационной  для психолога является диагностика  помех личностного развития –  опросник для детей 9-11 лет, включающий 90 вопросов. Анкетирование дает психологу  возможность определить уровень  тревожности, импульсивности, агрессивности, склонность к нечестному поведению, асоциальную замкнутость, неуверенность, и эстетическую нечувствительность. При этом, важное значение имеет сама организация анкетирования, поскольку честность ответов прямо зависит от того доверительного контакта, который психолог сумеет установить с детьми. Валидность данной диагностики подтверждается многолетним опытом.

Для изучения типа темперамента можно использовать опросник Г.Айзенка, либо тейпинг-тест, для изучения типа реагирования в конфликтной  ситуации – тест фрустации С. Розенцвейга.

Подростки, которых  считают трудновоспитуемыми, очень  отличаются направлениями стереотипной реакции на конфликтную ситуацию. Так, одни из них проявляют экстернальность, а другие – интернальность, а  некоторые – равнодушие или занимают компромиссную позицию.

Для работы с  трудновоспитуемыми детьми психологи  с успехом используют патохарактерологический  опросник (ПДО) А. Личко, который выделяет 11 типов акцентуаций характера. Для  диагностики акцентуаций личности можно использовать опросник Х.Шмишека, в основу которого положена концепция «акцентуаций личности» К. Леонгарда и другие.

Действенным методом  влияния среды на ребенка, и наоборот, отношения ребенка к близким  людям, является методика изучения социальной близости.

В результате анализа  ответов на поставленные вопросы, психолог получает информацию о том, кто из близкого окружения ребенка является для него наиболее авторитетным, с  кем чаще всего он советуется, от кого ждет помощи, кому доверяет, на кого хочет быть похожим и т.д.

Проективные тесты  имеют ряд преимуществ, в частности  потому, что дети воспринимают их как  игру и не осознают целей исследования, что дает возможность получить истинный результат, приоткрыть двери в свет проблем школьника, что не всегда доступно вербальным методикам.

Диагностика личности с помощью психорисунков (Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи», «несуществующее  животное») являются достаточно информативным, однако, требуют хорошей теоретической  и практической подготовки психологов.

Психокоррекция  поведения школьников

Для проведения психокоррекционной работы с трудновоспитуемыми детьми, которая должна обеспечивать формирование и оптимальное функционирование соответствующих психологических  механизмов выделяют три основных задачи: 1) способствовать распознаванию школьником трудных для него ситуаций; 2) научить  детей анализировать их; 3) выработать алгоритм поведения ребенка в  критических для нее ситуациях.

Поступок ребенка  – опыт самостоятельного поведения, имеет внутреннее мотивационное  содержание. Требования родителей и  учителей не действует на ребенка, потому, что он внутренне их не воспринимает. Он их или вообще не выполняет, либо выполняет формально. С.Л. Рубинштейн отмечал, что наши требования без  внутренней опоры на то, к кому они  обращены, могут вызвать лишь отпор  либо протест. Внешние причины действуют  лишь через внутренние устои, через  психическое состояние субъекта, его мысли и чувства.

Важным условием успеха в преодолении девиантного  поведения, является желание ребенка  изменить самого себя. Это условие  целенаправленных, позитивных, субъективных новообразований. Самосознание – осознание  себя как человека – необходимое  условие саморегуляции, т.е. управления своим поведением. Одним из важнейших  компонентов структуры самосознания является самооценка, объекты которой  могут быть различными – предметная деятельность, ее результаты, поведение, умственные и физические качества, способности, черты характера –  обобщенный образ «Я». Важнейший  параметр самооценки – ее адекватность.

Цель психокоррекции с учениками – превращение  социальных норм на личностные, формирование чувства ответственности, требовательности к себе, адекватной оценки своего поведения  и поведения других людей.

Начиная свою работу с подростками, психолог всегда должен помнить, что главное в отношениях с ними – это взаимоуважение и  доверие. То, что говорит подросток, всегда должно оставаться тайной. Его  проблемы можно обговаривать с родителями и педагогами только по просьбе школьника  или с его согласия. Утрата доверия, разглашение тайны, даже случайное, является для ребенка большой  психологической травмой и может  привести к непредвиденным последствиям.

Подросток чрезвычайно  активно стремиться к изменениям, улучшению своего характера, часто  ощущая даже ненависть к себе за свое «слабоволие» или «вспыльчивость». Поэтому одной из основных задач  психолога является выявление главной  проблемы подростка и четкое формулировка ее механизма, и четкие, однозначные  направления в достижении цели, которые  должны признаваться и самим подростком и окружающими.

Выбор методов  психологической коррекции должен проводится в тесном контакте с ребенком.

Обязательным  шагом в психокоррекции подростка  есть выявление особенностей его  мотивации, поиск любых видов  деятельности, связанных с положительными эмоциями (радостью, интересом, увлеченностью). Важно, чтобы в эту деятельность не включались элементы нежелательного ,«проблемного поведения». С упором на такую положительную мотивацию возможна работа по достижению желанного изменения. Например:

Что тебе нравится делать, что ты делаешь с удовольствием?

Мне нравится ловить рыбу.

Когда ты ловишь рыбу, то чувствуешь себя спокойно?

Да, тогда я  ни с кем не ругаюсь.

Ты можешь представить  себя сейчас на рыбалке?

Да.

А теперь вспомни, как ты говоришь с родителями, и  попробуй сохранить спокойствие.

Да… Я почти не ощущая злости.

Попробуй еще  раз – рыбалка – родители.

Да, я не испытываю  злости. Может быть, я вообще зря  заводился?

Возможно. Ты конечно можешь еще несколько раз «завестись», но это будет недолго. Вспомнив это упражнение, ты сможешь представить себя на рыбалке, успокоиться и нормально разговаривать с родителями или учителями.

Информация о работе Диагностика и коррекция отклонений школьников в поведении