Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:34, реферат
Цель работы: рассмотреть современные методы психодиагностики, позволяющие оценивать интеллектуальные способности человека.
Задачи работы:
Рассмотреть определения «интеллекта», «интеллектуальных способностей».
Рассмотреть историю развития психодиагностических методов, позволяющих изучать интеллектуальные способностей человека.
Описать современные методы изучения интеллектуальных способностей человека.
Введение …………………………………………………………………………………………………………………….2
Определение понятий «Интеллект», «Интеллектуальные способности»…………………3
История развития диагностики интеллектуальных способностей…………………………….6
Современная диагностика интеллекта……………………………………………………………………….9
Заключение………………………………………………………………………………………………………………...12
Используемая литература………………………………………………………………………………………….13
Содержание:
Введение ………………………………………………………
Определение понятий «Интеллект»,
«Интеллектуальные способности»
История развития диагностики интеллектуальных способностей…………………………….6
Современная диагностика интеллекта……………………
Заключение……………………………………………………
Используемая литература…………………
Введение.
Необходимость
испытывать и оценивать индивидуально-
Можно сказать,
что именно с этих измерений и
зарождалась диагностика с
Цель работы: рассмотреть современные методы психодиагностики, позволяющие оценивать интеллектуальные способности человека.
Задачи работы:
Определение понятий «Интеллект», «Интеллектуальные способности».
Принято считать, что совокупность познавательных процессов человека (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление) определяет его интеллект.(2)
«Интеллект
- это глобальная способность действовать
разумно, рационально мыслить и
хорошо справляться с жизненными
обстоятельствами» (Векслер), т.е. интеллект
рассматривается как
Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — это общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. (4)
Также, интеллект может рассматриваться как мера комплекса успешной ориентировки в окружающей действительности. Он определяется способностями индивида использовать данный комплекс для качественного достижения поставленной задачи.
Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД интеллекта человека. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Например, по отношению к задаче выживания: выживание — основная задача человека, остальные для него — лишь вытекающие из основной, или к задачам в какой-либо области деятельности.
Согласно пониманию мира, интеллект — это, прежде всего, основа целеполагания, планирования ресурсов и построение стратегии достижения цели. Есть основания полагать, что зачатками интеллекта обладают животные (основания очень косвенные, но возможны для рассмотрения теории Дарвина), и уже на этом уровне их интеллект посредством механизмов целеполагания и достижения целей влиял и влияет на эволюцию животных.
Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем ее анализа, определять ее применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной и т. д.
Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность, любопытство — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях, лежащее в основе активной познавательной деятельности; глубина ума — способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного; гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления; логичность мышления — способность соблюдения строгой последовательности рассуждений, с учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей; доказательность мышления — способность к использованию в нужный момент фактов и закономерностей, подтверждающих правильность суждений и выводов; критичность мышления — способность строгой оценки результатов мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и решений (способность отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи); широта мышления — способность к всестороннему охвату объекта мыслительной деятельности с учётом исходных данных задачи и многовариантности её решений. Различное содержание деятельности требует развития определённых интеллектуальных способностей индивида. Но во всех случаях необходима чувствительность индивида к новому, актуальным проблемам, к тенденциям возможного развития ситуации. Показателем развития интеллекта является несвязанность субъекта внешними ограничениями, отсутствие у него ксенофобии — боязни нового, непривычного. Существенное качество ума индивида — предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем.
В психологии помимо определения «интеллект», «интеллектуальные способности» так же встречаются понятие «социального интеллекта» и «эмоциональный интеллект».
Социальный
интеллект – способность
Иску́сственный интелле́кт (ИИ, англ. Artificial intelligence, AI)это — наука и технология создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ.
Интеллектуальные способности – это индивидуально-психологические свойства человека, являющиеся условием успешности выполнения различных видов интеллектуальной деятельности. От того, насколько богат умственный опыт человека, насколько разнообразны интеллектуальные функции, которые человек может выполнять, зависит уровень развития его интеллектуальных способностей.
Умственные способности – это возможность использовать весь ранее накопленный опыт своей интеллектуальной деятельности. Развитие интеллектуальных способностей осуществляется по мере обогащения умственного опыта, при увеличении количества и качества интеллектуальных функций, которые человек может выполнить. Увеличение качества интеллектуальных функций свидетельствует о развитии имеющихся интеллектуальных способностей, а увеличение количества интеллектуальных функций – о появлении новых.
Умственные способности включают два компонента: продуктивный (способность выявлять связи и соотношения, приходить к выводам, непосредственно не представленным в заданной ситуации) и репродуктивный (способность использовать прошлый опыт и усвоенную информацию)(3)
М.А. Холодная все интеллектуальные способности разделяет на три группы: конвергентные и дивергентные способности, обучаемость.
Конвергентные способности определяет как успешность умственной деятельности в конкретных ситуациях с точки зрения эффективности переработки информации, в первую очередь, в показателях правильности и скорости нахождения единственно возможного (нормативного) ответа в регламентированных условиях деятельности [3]. М.А. Холодная связывает эти способности с психическими познавательными процессами, главным образом с восприятием, памятью, вниманием, конвергентным мышлением. Через способности человека реализуются его психические процессы. Внимание реализуется через аттенционные способности, восприятие – через перцептивные способности, память – через мнемические.
По определению М.А. Холодной, дивергентные способности – это интеллектуальные способности, проявляющиеся в готовности выдвигать множество в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта [3, с. 357]. М.А. Холодная к дивергентным способностям относит креативность, определяемую в узком смысле слова, как способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности.
Обучаемость – это общая способность к усвоению новых знаний и способов деятельности [3]. Обучаемость как возможность человека к обучению связана с такими параметрами личности человека, как познавательные процессы, мотивация, воля, общительность и др. При развитии и формировании данных качеств личности повышается уровень обучаемости.
Это мнение разделяют и придерживаются многие психологи.
История развития диагностики интеллектуальных способностей.
Еще в 1905
году Альфред Бине по поручению министерства
образования Франции разработал
методики, с помощью которых можно
измерять уровень умственного развития
ребенка. Для каждого возраста подбирались
свои задания, которые могли решить
80-90% детей из выборки в 300 детей
данного возраста. Детям до шести
лет предлагалось по 4 задания, а
старше шести лет - 6 заданий. Показателем
интеллекта в шкалах Бине был умственный
возраст, который определялся по
успешности выполнения тестовых заданий.
Испытание начиналось с выполнения
заданий, соответствующих
После ряда
нововведений в созданные в начале
прошлого века шкалы Бине, предпринятых
Л. Терменом (США) и его коллегами,
эти шкалы стали применяться
для измерения индивидуально-
Информация о работе Диагностика интеллектуальных способностей