Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 15:56, реферат
Психологическая диагностика — наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.
Можно выделить две функции психологической диагностики — научную и практическую.
Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Удмуртский Государственный университет»
Институт педагогики психологии и социальных технологий.
Кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики.
Реферат
По теме: «Диагностика младшего школьного возраста».
Ижевск 2013
Оглавление:
Вступление:
Основная часть:
Заключение:
Библиография.
Приложение:
Вступление:
Психологическая диагностика — наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.
Можно выделить две функции психологической диагностики — научную и практическую.
Первая характеризует ее
как научно-исследовательскую
Психодиагностические методики — это специфические психологические средства, предназначенные для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей людей.
Вторая функция
В разных жизненных сферах и видах деятельности возникают практические задачи, успешность решения которых зависит от учета индивидуальных или групповых психологических особенностей людей. Так, в практике образования и воспитания необходимо выявление психологических различий между детьми для осуществления индивидуального подхода к ним. Для обеспечения эффективной профессиональной деятельности иногда требуется отбор по психологическим и психофизиологическим качествам. Психологический диагноз может быть основой оптимального профессионального самоопределения личности. Создание нормального социально-психологического климата в учебной группе зачастую невозможно без анализа личностных качеств.
Итак, психологическая диагностика — основа деятельности любого практического психолога, чем бы он ни занимался — индивидуальным консультированием, профессиональной ориентацией, психотерапией либо другой деятельностью, в какой бы сфере он ни работал — в школе, клинике, на производстве, в агентстве по подбору кадров и т. д.
Психодиагностические методы и методики применяются в разных сферах практической деятельности человека. Одной из основных является сфера образования и воспитания. Психологическая диагностика выступает как обязательный этап и средство решения многих практических задач, возникающих в детских воспитательно-образовательных учреждениях. Среди них следует указать такие, как:
* контроль за интеллектуальным и личностным развитием учащихся;
* оценка школьной зрелости;
* выявление причин неуспеваемости;
* отбор в школы и классы с по профильным направлениям или с изучением определенных предметов;
* решение проблем трудных детей (с отклоняющимся поведением, конфликтных, агрессивных и пр.);
Целями данной работы познакомится с основными видами диагностик применяемых на детях младшего школьного возраста. Также узнать какие виды диагностик существуют, методы исследований учеников младших классов и направленность применяемых тестов.
Ознакомится с возрастными особенностями младшего школьного возраста.
Основная часть
Виды тестов.
Психологический тест — стандартизированное испытание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных свойствах (чертах, способностях, состояниях) испытуемого.
Вербальный тест — тест, построенный на использовании языка, когда тестируемый, выполняя задание, должен не совершать действия, а описать их словами.
Стандартизованный тест — психологический тест с четко определенными неизменным списком вопросов, инструкцией, методами обработки результатов и подсчета баллов.
Тесты личности (психология) — тесты психологического тестирования, направленные на изучение характера, способностей, эмоций, потребностей и других свойств человеческой личности. Личностные тесты подразделяются на:
Проективные тесты, личностные опросники и тесты деятельности (ситуационные тесты).
Тест достижений — стандартизированный тест, используются также в целях профессионального отбора: конструируемый на учебном материале;
предназначенный для оценки уровня овладения учебными знаниями и навыками.
Тест имитации — психологический тест, состоящий в том, что человеку предлагается выполнить задание, хотя ситуация, в которой предстоит выполнить задание, не воссоздается. Тест имитации используется в процессе отбора претендентов на работу.
Тест на профессиональную пригодность — психологический тест, направленный на выявление индивидуальных интересов и предпочтений.
Тест интеллекта — тесты психологического тестирования, направленные на изучение степени развития интеллекта у человека. Задания тестов интеллекта: адресуются к словесно-логическому мышлению; или
направлены и на оценку развития наглядно-образного и наглядно-действенного мышления; позволяют характеризовать память, внимание, пространственную ориентировку, вербальное развитие и др.
не старше 11. Этот период в жизни ребенка является весьма насыщенным – ведь в это время ребенок начинает посещать учебное заведение, у него появляется множество новых впечатлений и заданий. Для того, чтобы определить степень «готовности» малыша посещать школу используют методики диагностики младшего школьника.
Диагностика развития младших школьников - это весьма актуальный метод исследования, ведь до настоящего времени не определены психологические особенности периода школьного детства. Для диагностики малышей можно использовать графический тест «Нарисуй человека» Гудинаф - Харриса. Руководство к этой методике содержит ряд шкал, предназначенных для оценивания нарисованных мужских и женских фигур.
Все мы знаем, что младшие школьники отличаются невнимательностью, это заложено в их природе, в преобладании познавательной деятельности в этом возрасте и в трудностях с фокусировкой внимания. Диагностика внимания младших школьников проводится при помощи разнообразных занятий-игр, ведь давно доказано, что в игровой форме первоклассники усваивают учебный материал намного лучше. Например, задание для переключения и распределения внимания может быть следующим: предложите ребенку лист, вперемешку заполненный геометрическими фигурами (трапециями, кругами, овалами, треугольниками, квадратами). Пусть, например, круги он зачеркивает горизонтальной чертой, а квадраты – вертикальной, оставшиеся фигуры необходимо пропускать.
Диагностика мышления младших школьников также включает в себя диагностику умения построения логических цепочек и диагностику речи
Понятие «педагогическая диагностика» существует столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Если педагог был заинтересован в своей работе, то всегда пытался определить и результаты своих усилий. По своим задачам, целям и сфере применения педагогическая диагностика самостоятельна. Она заимствовала во многом свои методы и образ мыслей у психологической диагностики.
Понятие «педагогическая
- внутренняя и внешняя
- определение пробелов в
- подтверждение успешных
- планирование последующих
- мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности последующих шагов;
- улучшение условий учебы.
Систематическое наблюдение учителя за своими учениками уже является диагностической деятельностью. При этом для обсуждения некоторых принципиальных вопросов не столь важно, каким образом осуществлялся сбор диагностической информации: с помощью соответствующего инструментария (классные работы, тесты, анкеты и т.д.) или без него (например, методом простого наблюдения).
В диагностической
- сравнение,
- анализ,
- прогнозирование,
- интерпретация,
- доведение до сведения учащихся результатов диагностической деятельности,
- контроль за воздействием на
учащихся различных
Важнейшими принципами
Требование принципа
Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.
Первым звеном в системе
проверки следует считать
Одним из видов такой
Чтобы иметь представление
о личностном развитии каждого
ребенка, необходимо вести наблюдения
за его продвижением
Цель такой проверки – диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса.
Младший школьный возраст. К 7 годам ребенок достигает такого уровня развития, который определяет его готовность к обучению в школе. Физическое развитие, запас представлений и понятий, уровень развития мышления и речи, желание идти в школу — все это создает предпосылки того, чтобы систематически учиться.
Информация о работе Диагностика младшего и школьного возраста