Диагностика памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2014 в 16:53, доклад

Описание работы

Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагностируется не только память, но и другие психологические характеристики человека. В этой связи в практической психодиагностике памяти приходится ограничиваться только некоторыми ее видами. В нашем случае среди них находится узнавание, воспроизведение и запоминание, в частности объем кратковременной зрительной и слуховой памяти (зрение и слух – основные органы чувств человека), а также динамика процесса заучивания. Описываемые далее четыре частные методики предназначены для психодиагностики этих характеристик памяти человека.

Файлы: 1 файл

диагностика памяти.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ

Память человека многообразна. Все  ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагностируется  не только память, но и другие психологические  характеристики человека. В этой связи  в практической психодиагностике памяти приходится ограничиваться только некоторыми ее видами. В нашем случае среди них находится узнавание, воспроизведение и запоминание, в частности объем кратковременной зрительной и слуховой памяти (зрение и слух – основные органы чувств человека), а также динамика процесса заучивания. Описываемые далее четыре частные методики предназначены для психодиагностики этих характеристик памяти человека.

 

Методика «Узнай фигуры»

Эта методика на узнавание. Данный вид  памяти появляется и развивается  у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.

В методике детям предлагаются картинки, изображенные на рис 1, в сопровождении  следующей инструкции:

«Перед вами 5 картинок, расположенных  рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех  картинок, расположенных в ряд  справа от нее. Необходимо как можно  быстрее найти и указать на похожую картинку».

Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем –  после того, как экспериментатор  убедился в том, что ребенок все  понял правильно, предоставляют  возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том  случае, если ребенок к этому времени  не справился со всеми задачами.

Оценка результатов

10 баллов

– ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек.

8-9 баллов

ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.

6-7 баллов

– ребенок справился со всеми  предложенными задачами в течение  периода времени от 50 до 60 сек.

4-5 баллов

– ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.

2-3 балла

– ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.

0-1 балл

– ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.


Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий. 

8-9 баллов  – высокий. 

4-7 баллов – средний.

2-3 балла  – низкий.

0-1 балл  – очень низкий.


Рис 1.

 

Методика  «Запомни рисунки»

Данная методика предназначена  для определения объема кратковременной  зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на рис. 2 А. Им дается инструкция примерно следующего содержания:

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 2 Б), которую я  тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки (рис. 2 А) составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку – рис. 2 Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов

10 баллов

– ребенок узнал на картинке 13 Б все девять изображений, показанных ему на картинке 13 А, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов

– ребенок узнал на картинке 13 Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов

– ребенок узнал 5-6 изображений  за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов

– ребенок узнал 3-4 изображения  за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла

– ребенок узнал 1-2 изображения  за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл

– ребенок не узнал на картинке 13 Б ни одного изображения в течение 90 сек и более.


Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий. 

8-9 баллов – высокий. 

4-7 баллов – средний. 

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.


Рис 2. Набор  фигур к методике «Запомни рисунки»

 

Методика  «Запомни цифры»

Эта методика предназначена для  определения объема кратковременной слуховой памяти ребенка. В задании к ней ребенок получает инструкцию следующего содержания:

«Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после  того, как я скажу слово "повтори"».

Далее экспериментатор последовательно  зачитывает ребенку сверху вниз ряд цифр, представленных на рис. 3 А. с интервалом в 1 сек между цифрами. Послe прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.

Рис 3

Если ошибка допущена, то экспериментатор  повторяет соседний ряд цифр, находящийся  справа (рис. 3 Б) и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в  котором была допущена ошибка, и  просит ребенка его воспроизвести. Если ребенок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного, и переходят к за-читыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке – убывающем (рис. 4 А, Б).

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.    8-9 баллов – высокий. 

4-7 баллов – средний.  2-3 балла  – низкий.

0-1 балл – очень низкий.

Рис. 4.

В заключение определяется объем кратковременной слуховой памяти ребенка, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и во второй попытках.

Оценка результатов

10 баллов

– ребенок правильно воспроизвел  в среднем 9 цифр.

8-9 баллов

– ребенок точно воспроизвел  в среднем 7-8 цифр.

6-7 баллов

– ребенок безошибочно смог воспроизвести  в среднем 5–6 цифр.

4-5 баллов

– ребенок в среднем воспроизвел 4 цифры.

2-3 балла

– ребенок в среднем воспроизвел 3 цифры.

0-1 балл

– ребенок в среднем воспроизвел от 0 до 2 цифр.


 


Информация о работе Диагностика памяти