Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:44, реферат
В последнее время в системе дошкольного образования Российской Федерации все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста. Само по себе использование диагностики является позитивным моментом образовательного процесса.
Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).
Виды диагностики:
медицинская (предмет диагностики – состояние здоровья и физического состояния ребёнка);
психологическая (предмет диагностики – психическое состояние ребёнка);
педагогическая (предметом диагностики является освоение ребёнком образовательной программы);
управленческая (предмет диагностики – деятельность образовательного учреждения).
Диагностика развития дошкольника.
Сущность, виды, критерии диагностики.
В последнее время в
системе дошкольного
Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).
Виды диагностики:
медицинская (предмет диагностики – состояние здоровья и физического состояния ребёнка);
психологическая (предмет диагностики – психическое состояние ребёнка);
педагогическая (предметом диагностики является освоение ребёнком образовательной программы);
управленческая (предмет диагностики – деятельность образовательного учреждения).
Внедрение диагностической
работы в деятельность дошкольных учреждений
обусловлено несколькими
Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе.
Тарифно – квалификационные
характеристики (требования) предполагают,
что воспитатель обязан «на основе
изучения индивидуальных особенностей,
рекомендаций психолога планировать
и проводить с воспитанниками
коррекционно-развивающую
Задачи педагогической деятельности: повышение качества методической работы; улучшение воспитательно – образовательного процесса; оценка педагогического процесса.
Направления диагностической работы:
- диагностическая работа с детьми;
- диагностическая работа с родителями;
- диагностическая работа с сотрудниками.
Формы проведения диагностики могут быть разные: групповые и индивидуальные, письменное выполнение заданий, устное на итоговых занятиях, в беседах, тестирование.
Так, зачастую используются технологически не проработанные, не апробированные, имеющие сомнительную научную и практическую ценность методы диагностики. Результаты такой диагностики не отражают реальной картины развития ребенка и, следовательно, не могут повысить эффективность образовательного процесса. В процесс диагностирования вовлекаются специалисты, не имеющие соответствующей квалификации. Это приводит к некомпетентной интерпретации диагностических данных, ошибкам в определении уровня развития ребенка, что может дезориентировать педагогов и родителей при взаимодействии с детьми.
Диагностика развития детей дошкольного возраста, будучи включена в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему педагоги и родители. Психолого-педагогическая наука безоговорочно признает тот факт, что реальные способности ребенка могут проявиться достаточно поздно, и то образование, которое он получает, в большой мере способствует их проявлению. В частности, введенное Л.С. Выготским понятие «зоны ближайшего развития» особым образом фиксирует именно этот известный факт. Поэтому, определяя индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста, предпочтительно в первую очередь иметь в виду его «склонности», выступающие основой дальнейшего развития способностей.
Эта специфика не позволяет
считать результаты диагностики (даже
в том случае, если они достоверны)
устойчивыми и определяющими
судьбу ребенка. Любое достижение ребенка
дошкольного возраста на каждом этапе
его развития является промежуточным
и служит лишь основанием для выбора
педагогом методов и технологий
для индивидуальной работы. Нельзя
допустить, чтобы данные тестирования
были основанием для навешивания
на ребенка «ярлыка». Особенно тяжелые
последствия могут иметь
Кроме того, обучение и воспитание
в дошкольном возрасте носит целостный
характер и может быть распределено
в образовательном процессе по предметным
областям (математические представления,
развитие речи, изобразительная и
музыкальная деятельность и т
п.) лишь условно. Образовательные программы
для детей дошкольного
Нормы не позволяют рассматривать ребенка как объект бесцеремонного исследования; путать его внезапными проверками («тест» в переводе значит «испытание»); тестировать без согласия родителей,
знакомить с результатами
диагностики (составляющими
Кроме того, проведение диагностики всегда связано с этапом интерпретации, т. е. объяснения полученных данных с точки зрения развития ребенка. Известно, что наиболее информативные диагностические методики допускают наибольшую свободу в интерпретации их результатов. В руках квалифицированного психолога эти методики являются инструментом получения Проведение любой диагностики всегда связано с вопросами: с какой целью она проводится? как будут использованы ее результаты? Данные диагностики позволяют педагогам и родителям следить за ходом развития ребенка и осуществлять индивидуальный подход. В этом заключается позитивная роль диагностики в системе дошкольного образования.
Однако некоторые
Система же образования должна
предоставить ребёнку наиболее благоприятные
условия для развития. Именно поэтому
предметом комплексной
Вместе с тем Министерство
общего и профессионального
ВИДЫ ДИАГНОСТИКИ
В работе педагогом-психологом образовательного учреждения последовательно используются следующие виды диагностики:
1. Скрининговая диагностика
Проводится с группой детей и направлена на выделение детей, обладающих той или иной группой характеристик, оценивает постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей.
2. Углубленная психологическая
диагностика, которая
3. Динамическое обследование,
с помощью которого
4. Итоговая диагностика.
Цель данного вида диагностики
– оценить состояние ребенка
по окончании курса
ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ
При проведении любого вида диагностики педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения должен соблюдать следующие принципы:
– комплексность и
– изучение детей в деятельности и отношениях, через деятельность и отношения;
– педагогическая направленность:
изучение, диагностирование не как
самоцель, а как средство, определяющее
направление коррекционной
– участие в изучении и оценке развития ребенка всех включенных в его судьбу и заинтересованных сторон (родителей, воспитателей, педагогов);
Для того чтобы результаты диагностики не были искажены, педагогу-психологу нужно принимать во внимание:
– физическое развитие и состояние ребенка;
– психофизиологические особенности его возраста;
– динамику физического развития (анамнез);
– состояние слуха, зрения;
– особенности развития двигательной сферы;
– нарушения общей моторики
(общая напряженность или
– координацию движений (особенности
походки, жестикуляции, затруднения
при необходимости удержать равновесие,
трудности регуляции темпа
– особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, переключаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу занятия или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль).