Диагностика развития дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:44, реферат

Описание работы

В последнее время в системе дошкольного образования Российской Федерации все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста. Само по себе использование диагностики является позитивным моментом образовательного процесса.
Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).
Виды диагностики:
медицинская (предмет диагностики – состояние здоровья и физического состояния ребёнка);
психологическая (предмет диагностики – психическое состояние ребёнка);
педагогическая (предметом диагностики является освоение ребёнком образовательной программы);
управленческая (предмет диагностики – деятельность образовательного учреждения).

Файлы: 1 файл

Диагностика развития дошкольника.docx

— 20.67 Кб (Скачать файл)

 

                      Диагностика развития дошкольника.

               

Сущность, виды, критерии диагностики.

В последнее время в  системе дошкольного образования  Российской Федерации все большее  распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста. Само по себе использование диагностики  является позитивным моментом образовательного процесса.

Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).

Виды диагностики:

медицинская (предмет диагностики – состояние здоровья и физического состояния ребёнка);

психологическая (предмет диагностики – психическое состояние ребёнка);

педагогическая (предметом диагностики является освоение ребёнком образовательной программы);

управленческая (предмет  диагностики – деятельность образовательного учреждения).

Внедрение диагностической  работы в деятельность дошкольных учреждений обусловлено несколькими обстоятельствами:

Реализация в образовании  личностно – ориентированного подхода  предполагает построение педагогического  процесса на диагностической основе.

Тарифно – квалификационные характеристики (требования) предполагают, что воспитатель обязан «на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планировать  и проводить с воспитанниками коррекционно-развивающую работу», «изучать индивидуальные особенности, интересы и склонности детей».

Задачи педагогической деятельности: повышение качества методической работы; улучшение воспитательно – образовательного процесса; оценка педагогического процесса.

Направления диагностической  работы:

- диагностическая работа  с детьми;

- диагностическая работа  с родителями;

- диагностическая работа  с сотрудниками.

 

 

 

 

Формы проведения диагностики  могут быть разные: групповые и  индивидуальные, письменное выполнение заданий, устное на итоговых занятиях, в беседах, тестирование.

Так, зачастую используются технологически не проработанные, не апробированные, имеющие сомнительную научную и  практическую ценность методы диагностики. Результаты такой диагностики не отражают реальной картины развития ребенка и, следовательно, не могут  повысить эффективность образовательного процесса. В процесс диагностирования вовлекаются специалисты, не имеющие  соответствующей квалификации. Это  приводит к некомпетентной интерпретации  диагностических данных, ошибкам  в определении уровня развития ребенка, что может дезориентировать педагогов  и родителей при взаимодействии с детьми.

Диагностика развития детей  дошкольного возраста, будучи включена в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям  ребенка правильно строить с  ним педагогическое общение. Специфика  дошкольного возраста заключается  в том, что все психические  процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени  зависит от того, какие условия  для этого развития создадут ему  педагоги и родители. Психолого-педагогическая наука безоговорочно признает тот  факт, что реальные способности ребенка  могут проявиться достаточно поздно, и то образование, которое он получает, в большой мере способствует их проявлению. В частности, введенное Л.С. Выготским  понятие «зоны ближайшего развития»  особым образом фиксирует именно этот известный факт. Поэтому, определяя  индивидуальные особенности ребенка  дошкольного возраста, предпочтительно  в первую очередь иметь в виду его «склонности», выступающие основой  дальнейшего развития способностей.

Эта специфика не позволяет  считать результаты диагностики (даже в том случае, если они достоверны) устойчивыми и определяющими  судьбу ребенка. Любое достижение ребенка  дошкольного возраста на каждом этапе  его развития является промежуточным  и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы. Нельзя допустить, чтобы данные тестирования были основанием для навешивания  на ребенка «ярлыка». Особенно тяжелые  последствия могут иметь недостоверные  результаты тестирования. Они могут  оказать негативное влияние как на развитие личности, так и на дальнейшую образовательную траекторию ребенка.

Кроме того, обучение и воспитание в дошкольном возрасте носит целостный  характер и может быть распределено в образовательном процессе по предметным областям (математические представления, развитие речи, изобразительная и  музыкальная деятельность и т  п.) лишь условно. Образовательные программы  для детей дошкольного возраста, в отличие от школьных программ, обычно не только включают в себя содержание, связанное с обучением, но и достаточно подробно расписывают всю жизнь  ребенка в детском саду. Именно поэтому диагностика в дошкольном возрасте не может в полной мере опираться на выявление знаний, умений и навыков. Для ребенка этого  возраста в первую очередь важно  не столько каким объемом предметных знаний определенной образовательной области он владеет, сколько то, каким способом эти знания были ребенком освоены. Таким образом, определенный набор знаний, которым обладает дошкольник, далеко не всегда указывает на реальные результаты его образования, не говоря уже о том, что уравнивает всех детей в их пути развития. Это еще усложняет методы диагностики, соответствующей именно этому возрасту, поскольку для определения реального уровня развития ребенка требуются не простые «экзаменационные» вопросы, а очень тонкий, специальный психологический инструментарий.

 

 

Нормы не позволяют рассматривать  ребенка как объект бесцеремонного исследования; путать его внезапными проверками («тест» в переводе значит «испытание»); тестировать без согласия родителей,

знакомить с результатами диагностики (составляющими конфиденциальную информацию) людей, не имеющих непосредственного  отношения к обучению и воспитанию данного ребенка. В реальной практике тестирования эти нормы часто  нарушаются. Педагог, не будучи специалистом-диагностом, из лучших побуждений может сообщить результаты тестирования (например, что  у ребенка низкий балл по тесту) родителям  ребенка, не подготовив их соответствующим  образом, или администрации дошкольного  образовательного учреждения. Если эта  информация дойдет до самого ребенка  или до других детей, это может  нанести существенный вред его психическому здоровью.

Кроме того, проведение диагностики  всегда связано с этапом интерпретации, т. е. объяснения полученных данных с  точки зрения развития ребенка. Известно, что наиболее информативные диагностические  методики допускают наибольшую свободу  в интерпретации их результатов. В руках квалифицированного психолога  эти методики являются инструментом получения Проведение любой диагностики  всегда связано с вопросами: с какой целью она проводится? как будут использованы ее результаты? Данные диагностики позволяют педагогам и родителям следить за ходом развития ребенка и осуществлять индивидуальный подход. В этом заключается позитивная роль диагностики в системе дошкольного образования.

Однако некоторые образовательные  учреждения используют систему тестирования уровня развития детей для отбора их в определенное образовательное  учреждение, в каждом из которых  реализуется особая образовательная  программа. Тестирование развития ребенка  «на входе» в определенную образовательную  программу с целью его отбора вольно или невольно исходит из презумпции, что одни дети «способны» к ее освоению, а другие – нет. Тем самым делается заявка на тестирование способностей детей в очень раннем возрасте, что буквально противоречит основным законам развития личности и психики. Кроме того, производя такого рода отбор, педагог закрывает ребенку  возможность для развития в этом направлении и, возможно, навязывает ему менее перспективный путь образования, исходя из собственных  представлений об уровне его развития, а не из реальных интересов ребенка.

Система же образования должна предоставить ребёнку наиболее благоприятные  условия для развития. Именно поэтому  предметом комплексной экспертизы деятельности дошкольного образовательного учреждения в процессе его аттестации выступают психолого-педагогические условия воспитания и обучения –  содержание и методы, характер взаимодействия педагогов с детьми и построение развивающей среды.

Вместе с тем Министерство общего и профессионального образования  Российской Федерации отмечает, что  возможность использования психолого-педагогической диагностики на основе наблюдения за динамикой психического и физического  развития ребенка с целью осуществления  индивидуального подхода в образовательном  процессе не вызывает сомнения. Результаты такого диагностирования должны использоваться педагогом в ходе планирования его  деятельности, при постановке и реализации педагогических задач. Однако в условиях вариативности программно-методического  обеспечения современной системы  дошкольного образования психологическая  или педагогическая диагностика  ребенка может выступать только в качестве контроля за эффективностью конкретной образовательной программы, реализуемой детским садом. В этом случае диагностические методики применяются для того, чтобы проследить за динамикой продвижения ребенка в освоении данной программы, ее влияния на развитие ребенка, а также за эффективностью результатов педагога по данной программе.

 

 

ВИДЫ ДИАГНОСТИКИ

В работе педагогом-психологом образовательного учреждения последовательно  используются следующие виды диагностики:

1. Скрининговая диагностика

Проводится с группой  детей и направлена на выделение детей, обладающих той или иной группой характеристик, оценивает постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей.

2. Углубленная психологическая  диагностика, которая проводится  уже после выделения детей,  имеющих какие либо особенности  развития и нуждающихся в дополнительной  развивающей или коррекционной  работе, т. е. в специальной  психологической помощи. Как правило,  проводится индивидуально или  в малых группах.

3. Динамическое обследование, с помощью которого прослеживается  динамика развития, эффективность  обучения, развивающих и/или коррекционных  мероприятий. Может проводиться  несколько раз в течение одного  коррекционного курса.

4.  Итоговая диагностика.  Цель данного вида диагностики  – оценить состояние ребенка  по окончании курса коррекционной  работы.

ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ

При проведении любого вида диагностики педагог-психолог дошкольного  образовательного учреждения должен соблюдать  следующие принципы:

– комплексность и разносторонность в изучении ребенка, стремление к  максимальному учету в оценке развития всех его значимых характеристик;

– изучение детей в деятельности и отношениях, через деятельность и отношения;

– педагогическая направленность: изучение, диагностирование не как  самоцель, а как средство, определяющее направление коррекционной помощи ребенку в преодолении его  проблем;

– участие в изучении и  оценке развития ребенка всех включенных в его судьбу и заинтересованных сторон (родителей, воспитателей, педагогов);

Для того чтобы результаты диагностики не были искажены, педагогу-психологу  нужно принимать во внимание:

– физическое развитие и  состояние ребенка;

– психофизиологические особенности  его возраста;

– динамику физического развития (анамнез);

– состояние слуха, зрения;

– особенности развития двигательной сферы;

– нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений; параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);

– координацию движений (особенности  походки, жестикуляции, затруднения  при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений);

– особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, переключаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу занятия или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль).


Информация о работе Диагностика развития дошкольника