Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 17:52, доклад
Предлагаемые задания для диагностики развития памяти можно использовать и в качестве развивающих упражнений для занятий с детьми. В заданиях не приводятся количественные критерии для оценки памяти. В зависимости от того, справляется ребенок или нет с каким-либо видом заданий, надо подбирать ему упражнения подобного типа для развивающих занятий.
1. Десять слов. А.Р. Лурия. Испытуемому зачитывают десять одно-двухсложных слов, затем он их повторяет в любом порядке 5 раз. Данные вносят в таблицу. Спустя 20-30 минут просят воспроизвести слова для проверки ретенции. (Например:лес, хлеб, стол, окно, вода, брат, гриб, конь, игла, мед. Или: гора, роза, кошка, часы, вино, пальто, книга, окно, пила).
2. Пиктограммы А.Р. Лурия. Испытуемый должен запомнить 15 слов. Для облегчения воспроизведения он должен сделать карандашом рисунок, имеющий смысловую связь со стимульным словом. Никаких записей, пометок делать не разрешается. После окончания работы можно попросить повторить слова, затем повторить их через 20-30 минут. Использовать методику можно для исследования памяти у детей, а также лиц с невысоким интеллектом.
3. Воспроизведение рассказов. Испытуемому читают рассказ, он воспринимает
его на слух или читает рассказ сам. Затем
он воспроизводит рассказ устно или записывает.
Психолог при анализе учитывает, все ли
смысловые звенья воспроизведены, что
опущено, не отмечается ли конфабуляций,
интерферирующего эффекта. Для запоминания
наиболее предпочтительны рассказы: "Галка
и голуби", "Муравей и голубка",
"Логика", "Колумбово яйцо", "Вечный
король"
Диагностика развития
памяти у детей в возрасте от 3 до 6 лет
Предлагаемые задания для диагностики
развития памяти можно использовать и
в качестве развивающих упражнений для
занятий с детьми. В заданиях не приводятся
количественные критерии для оценки памяти.
В зависимости от того, справляется ребенок
или нет с каким-либо видом заданий, надо
подбирать ему упражнения подобного типа
для развивающих занятий.
Занятия по диагностике и тренировке памяти желательно проводить с детьми дошкольного возраста в игровой форме, чтобы детям было интересно. Занятия не должны быть слишком продолжительными, чтобы ребятишки не уставали.
1. Запоминание картинок и предметов (диагностика кратковременной памяти). Разложить перед ребенком на столе 5-6 картинок или настоящих предметов (игрушек). Дать 30 секунд, чтобы запомнить. Потом ребенок должен по памяти перечислить, какие предметы (или их изображения) разложены на столе. Можно попросить его описать детали предметов. Как вариант данной методики: изменить расположение каких-то предметов, убрать (добавить) или заменить какой-либо предмет, после чего попросить ребенка определить, что изменилось.
2. Рисование по памяти
(диагностика кратковременной памяти): ребенку предъявляется для запоминания
на 1 минуту несложная картинка, затем
взрослый ее убирает, и малыш должен нарисовать
картинку по памяти. Как вариант данного
задания: дорисовать по памяти недостающие
части, детали рисунка.
3. Срисовывание картинки
(диагностика кратковременной памяти):
4. Составление картинки по памяти из кусочков (диагностика кратковременной памяти) . Для этого задания необходимы две одинаковые картинки. Одну из картинок показывают ребенку в течение 30 секунд для запоминания. Вторую картинку надо предварительно разрезать на несколько частей (чем сложнее картинка и больше количество частей, тем труднее задания). После этого образец убирают, и ребенок должен по памяти составить картинку из предложенных ему отдельных фрагментов.
5. Исследование долговременной памяти. В этих заданиях также определяется запас знаний ребенка, его эрудиция.
Чтобы определить, насколько развита у ребенка долговременная память, можно также использовать следующий прием: побывав с ребенком в каком-нибудь месте, попросить его на следующий день описать, что он там видел, что делал и т.д. Заодно здесь исследуется и его наблюдательность, уровень развития речи.
6. Исследование двигательной памяти: взрослый просит ребенка повторить за ним определенную последовательность движений, например, дотронуться левой рукой правого уха, улыбнуться, присесть и т.д. Или скопировать определенное положение пальцев:
Важно отметить, что потому, насколько развита у ребенка тонкая моторика рук, можно судить о степени развития у него речи. Это связано с тем, что центры, отвечающие за речь и мелкую моторику расположены рядом в мозгу. Развивая пальцы рук ребенка (рисование, вырезание ножницами, лепка, нанизывание бусинок на нитку и т.д.), вы также развиваете его речь.
7. Диагностика ассоциативной памяти:
Информация о работе Диагностика развития памяти у детей в возрасте от 3 до 6 лет