Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 18:20, реферат
В целом, категория развития является одной из важнейших методологических проблем психологической науки. На протяжении более чем полутора веков, начиная с середины ХI века, когда впервые был поднят вопрос о необходимости онтогенетического подхода, идеи развития получали новое содержание, уточнялись и обогащались в рамках различных отраслей психологии. Работами Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. В. Брушлинского эти идеи превратились в стройное учение, раскрывающее общие закономерности развития, проблемы его детерминации, источников и движущих сил, фаз и уровней.
Вступление
Диагностика психологического развития.
Определение двух задач диагностики.
Предмет диагностики – критерий уровня психического развития.
Выводы.
Список литературы.
ПЛАН
Список литературы.
Вступление
Тема моего реферата «Диагностика возрастного развития ребенка». Запросы современной психологической практики потребовали участия психологов не только в школьном образовании, но и в возрастном развитии ребенка.
На мой взгляд, целью диагностической деятельности психолога, работающего с детьми – является выявление уровня актуального развития ребенка и специфики его развития, на основе анализа которых возможна постановка психического диагноза и определения вероятностного прогноза дальнейшего развития ребенка с выходом на адекватные для него вид, форму и режим обучения, и, следовательно, предложения различных рекомендаций по развивающейся о коррекционной работе.
В целом, категория развития является одной из важнейших методологических проблем психологической науки. На протяжении более чем полутора веков, начиная с середины ХI века, когда впервые был поднят вопрос о необходимости онтогенетического подхода, идеи развития получали новое содержание, уточнялись и обогащались в рамках различных отраслей психологии. Работами Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. В. Брушлинского эти идеи превратились в стройное учение, раскрывающее общие закономерности развития, проблемы его детерминации, источников и движущих сил, фаз и уровней.
Методологический аппарат, необходимый для психологического обследования разрабатывался А. Н. Берштейном, С. Я. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия.
Столкновение ребенка с миром, других детей, взрослых и самых разнообразных предметов далеко не всегда проходит для него безболезненно. Причины возникновения осложнений психического развития связаны не только с самими ребенком. Во многом они определяются влиянием семьи, детского сада и социального окружения.
Современная жизнь со сложным уровнем социально-экономического развития, быстрыми изменениями социального статуса сообществ, предъявляет высокие требования к адаптивным возможностям современных детей.
Одной из важнейших задач современной психологии является психологическая коррекция отклонений детского развития и вневрачебная помощь трудным детям.
Вопрос о диагностике развития был впервые сформулирован Л.С.Выготским и фактически остается сегодня в том же виде. И не потому, что он потерял свою актуальность. Как справедливо отмечал Л. С. Выготский, «проблема возраста не только центральная для всей детской психологии, но и ключ ко всем вопросам практики»1. Колоссальный практический смысл состоит в том, чтобы мы имели возможность ставить диагноз психического развития ребенка. Тем самым появлялась бы реальная основа для проведения работы по формированию психического здоровья ребенка.
Разрабатывая теорию развития, Выготский решал «центральную для всей детской психологии» проблему, не только представляющую значительный научный интерес, но и дающую «ключ ко всем вопросам практики». Это – «проблема возраста», которая «непосредственно и тесно связана с диагностикой возрастного развития ребенка». Последняя представляет собой «систему исследовательских приемов, имеющих задачей определение реального уровня развития, достигнутого ребенком». Этот уровень определяется «возрастом» (стадией развития) и «той фазой внутри данного возраста, которую сейчас переживает ребенок»2. Иными словами – психологическими признаками стадий и фаз в реконструированной периодизации. Тем самым – и соответствующих им ЗБР в периодической системе возрастных зон ближайшего развития.
Однако воз и ныне там. Чтобы понять трудности, разберемся в сути диагностики развития.
Диагностикой развития называют систему исследовательских приемов, задача которых – определение реального уровня развития, достигнутого ребенком. При определении реального уровня развития мы фиксируем плоды развития, т.е. то, что уже созрело и завершило свой рост. Нам уже известны такие закономерности развития, как неравномерность и гетерохронность (разновременность) вызревания отдельных сторон личности и ее свойств. Поэтому важно оценить не только то, что уже созрело, но и то, что еще только созревает. Это особенно важно именно для ребенка, у которого очень немногие психические функции завершают процесс своего созревания в детском и подростковом периоде.
Для того чтобы осветить используемые при этом критерии экспертной оценки, необходимо коснуться содержания понятия «возраст» в психологии. «Мы могли бы предварительно определить психологический возраст, — писал Л. С.Выготский, — как определенную эпоху, цикл или ступень развития, как известный относительно замкнутый период развития...»3.
Такое понимание возраста полностью сохранено современной психологией. Дальнейшая эволюция учения о возрастной периодизации психического развития показала незыблемость также намеченных Л. С. Выготским положений о диалектическом, кризисном характере развития ребенка, протекающего в виде закономерно повторяющихся периодов относительно медленного количественного нарастания возрастных изменений («стабильных возрастов») и быстрого формирования качественно новых личностных образований («кризисных возрастов»).
Таким образом, в советской психологии
под «психологическим возрастом» понимают
качественно определенный возрастной
период психического развития человека
как индивида и как личности. Темп психического
развития и возрастные границы периодов
имеют конкретно-исторический характер.
Они достаточно изменчивы, во многом зависят
от социально-экономических условий развития
личности, особенностей воспитания, характера
деятельности и общения, в которые вовлекается
ребенок в процессе социализации. Интериоризация
(усвоение и внутреннее закрепление) и
смена этих ведущих деятельностей — непосредственно-эмоционального
общения со взрослыми, предметно-манипулятивной
деятельности, интимно-личностного общения,
учебно-профессиональной деятельности
— приводит к формированию у ребенка базовых
психических структур и последовательной
смене периодов возрастного развития:
младенческого, раннего детства, дошкольного,
младшего школьного, младшего подросткового
и старшего подросткового. Согласно Д.
Б. Эльконину, в одни периоды происходит
преимущественное становление мотивационно-потребностной
сферы личности, в другие — «формирование
интеллектуально-
Определение не созревших на сегодняшний день, но находящихся в периоде созревания процессов и функций, и составляет вторую, самую главную и трудную задачу диагностики развития.
Эта задача решается нахождением зоны ближайшего развития.
Мы сталкиваемся с двумя задачами диагностики психического развития:
- определение реального уровня психического развития ребенка;
- определение зоны ближайшего развития.
Проиллюстрируем сказанное примером. С целью диагностики интеллектуального развития ребенку предлагают ряд задач нарастающей трудности, стандартизированных по годам (месяцам) жизни. Определяется предел трудности задач, доступных для него, и соответствующий стандартный возраст. Тем самым устанавливается реальный умственный возраст.
Если при этом мы хотим установить зону ближайшего развития ребенка, мы должны предложить ему следующую по уровню трудности задачу и, поскольку ребенок уже не в состоянии ее решить самостоятельно, мы (взрослые) либо показываем, либо сами начинаем решать задачу, а далее смотрим, сможет он самостоятельно закончить ее решение или нет. К примеру, реальный уровень умственного развития двух детей соответствует 8 годам. Но, определяя зону ближайшего развития, мы установили, что один ребенок с помощью взрослого решает задачи, приуроченные к 12 годам, а другой в состоянии продвинуться в сотрудничестве с взрослым лишь до 9-летнего стандартного возраста.
Следовательно, в первом случае зона ближайшего развития составляет 4 года, а во втором случае только 1 год.
Разработка на этом основании стандартизированных диагностических процедур не входит в задачи настоящего исследования5. Приведем еще один пример информации, которая может оказаться при этом полезной. Для диагностики начала «дошкольного возраста» могут представлять интерес протоколы экспериментов, в которых экспериментатор, включаясь в игру, трижды предпринимал попытки побудить других участников игры (детей 3-5 лет) к нарушению последовательности действий, заданной сюжетом6. Дело в том, что проявившийся при этом «второй уровень развития игры» связан с признаком начала «дошкольного возраста».
Следует также отметить, что способ установления уровня актуального развития может приближаться по своему характеру не только к эксперименту, но и к наблюдению. Например, определение начала «кризиса новорожденности» может быть осуществлено простой констатацией факта рождения. Наблюдение у ребенка поведения, аналогичного описанному Л. И. Божович у «мальчика 1 года 3 месяцев», свидетельствует о том, что «ранний возраст» закончился, а «кризис 1 года» начался. Очевидно, есть смысл готовить к осуществлению подобных наблюдений людей, повседневно общающихся с ребенком (родителей, педагогов). Если они и не диагностируют развитие ребенка самостоятельно, то, во всяком случае, проинформируют психолога о появлении определенного признака в поведении ребенка (подростка)7.
Диагностировав уровень актуального развития, можно определить возрастную ЗБР ребенка, ведущий вид деятельности, максимально эффективный8 сейчас метод практической психологии, главную развивающую задачу обучения (воспитания) ребенка на данном этапе развития, а также соответствующие ЗБР содержание и максимально эффективный метод обучения.
Есть ли еще причины, побуждающие к определению зоны ближайшего развития? Одна из важнейших состоит в определении оптимальных сроков обучения детей. Нам уже знакомо понятие сенситивного периода, чтобы организовать полноценное и здоровое развитие ребенка, необходимо знать средне границы этих периодов для освоения различных видов деятельности. Однако границы сенситивности весьма индивидуальны и для полноценного и здорового развития ребенка знание их обязательно. Важно при этом помнить, что обучение опирается не столько на уже созревшие психические процессы, сколько на созревающие.
Развитие личности каждого ребенка индивидуализировано. Вместе с тем единство социальных законов психики определяет типичные психологические особенности, общие для людей одного возрастного периода. Это позволяет диагностировать «психологический возраст» на основании знания общих закономерностей развития психики и сопоставления с ними «реального уровня» развития несовершеннолетнего.
Однако при этом возникают два принципиальных методологических ограничения. Во-первых, критерии такого сопоставления могут носить лишь качественный характер, так как развитие ребенка есть «единый, но не однородный, целостный, но не гомогенный процесс»9. Во-вторых, на основании такого качественного сопоставления можно диагностировать только сам период возрастного развития, иногда его фазу, но никак не паспортный возраст. Иными словами, принятое в советской психологии понятие «психологический возраст», эквивалентное периоду возрастного развития, принципиально не равноценно паспортному возрасту, существенно шире его границ
Итак, определение актуального или реального уровня развития ребенка и зоны ближайшего развития вместе составляют то, что принято называть нормативной возрастной диагностикой. Что же составляет предмет диагностики развития ребенка?
Предметом диагностики являются показатели психического развития.
К показателям психического развития ребенка относят:
- развитие познавательной сферы ребенка (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
- формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации, направленность и т. д.);
- овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельности.
А что должно стать предметом психологического изучения?
Это - психологический факт. Однако психологические факты разнообразны по содержанию, форме, объему и сложности10. Это может быть и ошибка, допущенная учеником, и его проступок, и новое собственное слово, скажем, «нырьба» - превосходное, энергичное, звонкое, по мнению К.Чуковского, слово. Есть же, кстати, слово «ходьба» от «ходить» или «стрельба» от «стрелять».
Истинность методологических положений Л. С. Выготского подтверждена современными исследованиями. Как указывает Ю. В. Карпов, в настоящее время нет ни одной теоретически обоснованной методики, позволяющей определить, на ка«кой стадии развития интеллекта находится тот или иной ребенок11. На основании собственных данных Ю. В. Карпов, а также А. Я. Иванова доказывают продуктивность использования для целей диагностики и оценки состояния умственного развития детей специального подхода — так называемого обучающего эксперимента по Л. С. Выготскому. Этот принцип диагностики возрастного развития был предложен Л. С. Выготским с целью определения «зоны ближайшего развития». Диагностика «зоны ближайшего развития», как мы уже выяснили позволяет установить состояние еще не созревших, но находящихся уже в периоде созревания психических структур и процессов. Этим не только существенно расширяется охват психологического материала, но и определяется потенциальная динамика личности, интеллекта.
Информация о работе Диагностика возрастного развития ребенка