Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 01:35, контрольная работа
Цель исследования: выявить уровень когнитивного развития дошкольника 6 лет.
Основные характеристики когнитивного развития дошкольника: ведущим психическим процессом становится память. Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте 4-5 лет.
Также происходит развитие действий восприятия. У детей 5-6 лет появляется стремление более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет. На протяжении дошкольного периода складываются три основных вида действий восприятий: действие идентификации, действие отнесения к эталону и моделирующие действия.
Диагностика возрастного развития ребенка
(контрольная работа по
дисциплине «Психология
Омск – 2014
Объект исследования: уровень возрастного развития дошкольника (мальчик 6 лет).
Предмет исследования: когнитивная сфера.
Цель исследования: выявить уровень когнитивного развития дошкольника 6 лет.
Основные характеристики когнитивного развития дошкольника: ведущим психическим процессом становится память. Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте 4-5 лет.
Также происходит развитие действий восприятия. У детей 5-6 лет появляется стремление более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет. На протяжении дошкольного периода складываются три основных вида действий восприятий: действие идентификации, действие отнесения к эталону и моделирующие действия.
Развитие речи идёт
в нескольких направлениях: совершенствуется
её практическое употребление
в общении с другими людьми,
вместе с тем речь становится
основой перестройки
В мышлении происходит
переход от наглядно-
Познавательное развитие детей дошкольного возраста в существенной связи с речью активно развивает воображение как способность видеть целое раньше частей. Воображение опирается на реальный опыт ребенка, на реальные предметы и действия, но допускает легкий отлёт от действительности. Оно максимально разворачивается в сюжетно-ролевой игре: условные функции предметов, символическое значение действий, «воображаемая ситуация», образ роли. Познавательное воображение помогает создать целостный образ события или явления, достроить схему или картину. Аффективное воображение выполняет функцию защиты «я» путем проигрывания негативных переживаний или создания воображаемых компенсаторных ситуаций.
Показатели развития когнитивной сферы дошкольника:
Диагностический инструментарий:
Суть проведения методики: Ребёнку показывается картинка. Во время рассматривания ребёнок получает инструкцию: «Посмотри внимательно на эту картинку и скажи, всё ли здесь находится на своём месте и правильно ли нарисовано. Если что – то не так, то укажи на это и объясни, почему это не так; объясни, как должно быть». Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребёнок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как должно быть на самом деле. Время показа картинки и выполнения задания – 3 минуты. За это время ребёнок должен показать и назвать как можно больше нелепиц.
Интерпретация результатов:
10 баллов (очень высокий
уровень развития) – если за
отведённое время ребёнок
8 – 9 баллов (высокий уровень
развития) – ребёнок заметил и
отметил все имеющиеся
6 – 7 баллов (норма) – ребёнок
заметил и отметил все
4 – 5 баллов (средний уровень развития) – заметил все нелепицы, не успел объяснить 5 – 7 нелепиц.
2 – 3 балла (низкий уровень развития) – не успел заметить 1 – 4 имеющиеся на картинке нелепиц, до объяснения дело не дошло.
0 – 1 балл (очень низкий
уровень развития) – за отведённое
время ребёнок успел
Суть проведения методики: Ребёнку дают инструкцию: «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке». Слова зачитываются ребёнку четко и не спеша. Далее, ребёнку говорят: «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».
Текстовый материал: Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.
Интерпретация результатов: На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладывается число повторений, по вертикали — число правильно воспроизведенных слов. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если ребенок сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если ребёнок воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.
Суть проведения методики: Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.
Интерпретация результатов:
10 баллов (очень высокий уровень) – ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 секунд.
8-9 баллов (высокий уровень) – ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 секунд.
6-7 баллов (средний уровень) – ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 секунд.
4-5 баллов (средний уровень) – ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 секунд.
2-3 балла (низкий уровень) – ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 секунд.
0-1 балл (очень низкий уровень) – за время, большее, чем 60 секунд, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, "спрятанных" в трех частях рисунка.
Краткое описание диагностической процедуры: В детском саду «Солнышко» Шербакульского района 16 мая 2014 года я проводила вышеперечисленные методики на Давиде Г., возраст которого 6 лет. Диагностика ребёнка проходила в тихой и спокойной обстановке.
Анализ результатов диагностики.
Продиагностировав
образно-логическое мышление
О процессах памяти:
при неоднократных повторениях
слов (4), Давид всё же правильно
назвал большинство слов (7). Это
говорит о хорошем уровне
При оценке восприятия был выявлен высокий уровень развития. Мальчик назвал все 14 предметов, затратив на их поиск 29 секунд (8 баллов).
Диагностическое заключение.
Итак, завершив диагностику когнитивного развития дошкольника и проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, о том что образно-логическое мышление и процессы памяти развиты на среднем уровне, а уровень развития восприятия развит на высоком уровне.
Литература:
http://testoteka.narod.ru/
Информация о работе Диагностика возрастного развития ребенка