Диалогические программы развития младших школьников в России и мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 11:52, доклад

Описание работы

Философствование, диалоги с детьми на философско-мировоззренческие темы – деятельность сложная, проявляющая комплексное влияние на подрастающего человека. В этом качестве философствование осуществляет множество разнообразных целей и задач. Общим способом реализации целей и задач программ диалогического воспитания и развития детей «Воспитательный диалог» и «Философия для детей» является организация особой формы взаимодействия детей между собой и с взрослыми – воспитательного, мировоззренческого, философского диалога.

Файлы: 1 файл

494975_Диалогические_программы_развития_младших_школьников_в_России_и_мире..docx

— 26.08 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1Диалогические  программы развития младших школьников  в России и мире.

 

Философствование, диалоги с детьми на философско-мировоззренческие темы – деятельность сложная, проявляющая комплексное влияние на подрастающего человека. В этом качестве философствование осуществляет множество разнообразных целей и задач. Общим способом реализации целей и задач программ диалогического воспитания и развития детей «Воспитательный диалог» и «Философия для детей» является организация особой формы взаимодействия детей между собой и с взрослыми – воспитательного, мировоззренческого, философского диалога. Анализ наличествующих на нынешний день образовательных программ для детей старшего дошкольного возраста («Золотой ключик», «Развитие» и др.) показывает, что все эти программы в основном устремлены на когнитивное формирование дошкольников (знакомство с сенсорными эталонами; обучение навыкам письма, счета; формирование символической деятельности; развитие внутреннего плана действий и т.д.).  
Ни одна из нынешних образовательных программ для старших дошкольников и младших школьников не ставит в качестве центральной собственно воспитательной цели созидание основ мировоззрения детей. Вместе с тем отрицательная тенденция в последнее время набирает силу, которую с беспокойством замечают педагоги, психологи, родители: к школьной жизни многие дошкольники (до 30%) не способны адаптироваться, присвоить учебную деятельность, стать ее субъектом.  Причина этого на мой взгляд явления – психологическая, личностная незрелость дошкольников. Для удачного обучения поведение детей должно перестать быть «полевым», неосознаваемым, самопроизвольным, прямым, «реактивным». Между желанием и действием, поступком ребенка, по словам Л.С. Выготского, «интеллектуальный момент должен вклиниться», качественно преобразующий поведение ребенка, производящий поведение опосредствованным нормами морали и этики, произвольным, осмысленным и рефлексивным [3].

Ребенок испытывает возрастной кризис (кризис 7 лет) вступая в школьную жизнь. Изменяет социальная ситуация развития ребенка. Для усвоения позиции ученика, субъекта учебной деятельности, ребенку нужно «научиться управлять собой», «подчинить себе свои собственные психические функции.

Преодолевая возрастной кризис, применяясь к школьной жизни, ребенок учится употреблять слово, знаки языка «в качестве психологического орудия управления собственным поведением».

Программы «Воспитательный диалог» и «Философия для детей» направлены, в первую очередь, на развитие и формирование мировоззренческих представлений старших дошкольников[3].

Вслед за Л.С. Выготским развитие значений этих слов и развитие мировоззренческих представлений мы понимаем, «как один и тот же процесс» – процесс речевого (языкового) мышления.

В качестве макрорегуляторов деятельности ребенка выступают  абстрактные слова повседневного языка, вместе с их психологическим эквивалентами, [3].

 
Образовательные цели и задачи программ «Воспитательный диалог»

 
Перечислим главные образовательные цели и задачи программ диалогического воспитания и формирования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста « Воспитательный диалог» и «Философия для детей». 

  1. Развитие основ мировоззрения и личности; основание психолого-педагогических условий для осознанного принятия детьми норм этики и морали; воспитание уважительного отношения к старшим поколениям, традиционным для нашей Родины ценностям. 
  2. Разрушение личностного и познавательного эгоцентризма детей.
  3. Привитие вкуса, основание мотивации к философствованию; освоение философствования как деятельности по постановке и построению вариантов преодоления мировоззренческих (эстетических, этических, гносеологических, онтологических, морально-нравственных) проблем. 
  4. Всемерное развитие логических, рефлексивных и творческих компонентов мышления детей, умения рассуждать, доказательно и последовательно излагать свои мысли; формирование способности соотносить, координировать разнообразные познавательные позиции; корректировать, творчески преобразовывать собственную точку зрения.
  5. Выработка коммуникативных навыков, способности слушать и слышать партнёра по общению, доноситься взаимопонимания, сотрудничать, проявлять терпимость к иным ценностям и мировоззренческим ориентирам. 
  6. Поддержка ребёнку в преодолении возрастного кризиса, связанного с началом систематического обучения; минимизация отрицательных последствий кризиса; личностная подготовка к школе. 
  7. Психотерапевтическая поддержка ребёнку в позволении его личностных проблем[3]. 

 

 Список литературы

 

  1. Букичева, О.А. Коммуникативно-ориентированный подход при обучении диалогической речи на начальном этапе [Текст] /
  2. О.А. Букичева // Иностранные языки в школе. - 2006. - № 5. - С. 13-15.
  3. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: МГППУ, 2006. 
  4. Пассов, Е.И. Коммуникативная методика [Текст] / Е.И. Пассов. - М.: АРКТИ, 2005. - 493с.

 

 


Информация о работе Диалогические программы развития младших школьников в России и мире