Дидактическая игра как средство развития произвольной памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Развитие произвольной памяти у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Гипотеза исследования: дидактические игры способствуют развитию произвольной памяти у детей среднего дошкольного возраста, при соблюдении следующих условий: если при проведении игр целенаправленно проводить обучение приёмам запоминания (проговаривание, припоминание, анализ, группировка); если игры будут проводиться последовательно, от простых к более сложным, вначале проводить игры на развитие произвольной зрительной памяти, а затем игры на развитие произвольной слуховой памяти.

Файлы: 1 файл

Курс.работа.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

 

По результатам методики «Пиктограммы» были получены следующие результаты:

Низкий уровень от 0 до 5 баллов показало 35%: Бектур А., Боря М., Настя В., Леня М., Максим М., Вика Г., Вика Ч. Дети смогли правильно воспроизвести только от 1 до 2 слов.

Средний уровень от 6 до 7 баллов показало 65%: Вадим К., Данил Н., Ксюша Ч., Настя Щ., Гриша С., Саша О.,  Яна О., Влад Я., Алексей Н., Олеся З., Алексей К., Алина О., Даша К. Дети правильно восстановили по памяти 3 слова.

Высокого уровня из детей  не показал ни кто.

Для наглядности представим результаты диагностики по методике «Пиктограммы» на рисунке 2.

 

Рис. 2 Результаты диагностики по методике «Пиктограммы»

 

«Повтори движения». Воспитатель, переходя из одного места комнаты в другое, принимает в этих местах разные позы (таких мест и поз должно быть 4-5). Затем ребенок должен обойти те же места и повторить те же позы сначала в том порядке, в котором они были показаны, а потом - в обратном.

Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов — ребенок  правильно за отведенное время  воспроизвел 5 поз в нужных  местах.

8-9 баллов — ребенок  безошибочно воспроизвел 4 позы.

6-7 баллов — ребенок  правильно восстановил по памяти 3 позы.

4-5 баллов — ребенок правильно воспроизвел 2 позы.

0-3 балла — ребенок  смог правильно воспроизвести  только 1 позу.

Выводы об уровне развития двигательной памяти ребенка:

8-10 баллов — высокий. 

6-7 баллов — средний. 

0-5 баллов — низкий.

Результаты диагностики  по методике «Повтори движения» на констатирующем этапе представлены в таблице 3.

 

Таблица 3

Результаты диагностики  по методике «Повтори движения»

Методика

Двигательная  память

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

«Повтори движения»

35%

55%

10%


 

По результатам диагностики по методике «Повтори движения» были получены следующие результаты:

Низкий уровень показало 35%: Бектур А., Боря М., Настя В., Леня М., Ксюша Ч., Влад Я., Вика Ч. Дети смогли правильно воспроизвести только 1-2 позы.

Средний уровень показало 55%: Вадим К., Данил Н., Максим М., Настя Щ., Гриша С., Саша О.,  ., Вика Г., Алексей Н., Олеся З., Алексей К., Алина О. Дети со средним уровнем правильно восстановили по памяти 3 позы.

Высокий уровень показало 10%: Даша К., Яна О. Дети с высоким уровнем правильно, безошибочно, за отведенное время воспроизвели 5 поз в нужных местах.

Для наглядности представим результаты диагностики по методике «Повтори движения» на рисунке 3.

 

Рис. 3 Результаты диагностики по методике «Повтори движения»

В результате проведенной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что 31% всех испытуемых имеют низкий уровень развития памяти, исходя из критериев, определенных в начале эксперимента, 64 % испытуемых показали средний уровень и лишь 5% детей имеют высокий уровень развития памяти.

          Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что большая часть детей имеет средний и низкий уровень развития памяти и нуждается в коррекции. Следовательно, результаты констатирующего этапа исследования требуют проведения формирующего этапа эксперимента в соответствии с предложенной гипотезой.

    1. Система игр на развитие памяти

Игры на развитие зрительной памяти

          Для игры «Вспомнить все» потребуется поднос или небольшой столик, большой платок или покрывало, а также шесть-семь различных предметов (ручка, расческа, зеркальце, игрушечная машинка, кубик, конфета и т.д.). Сложите все предметы на поднос, и пусть ребенок рассматривает эти предметы в течение одной минуты, затем накройте поднос платком или покрывалом так, чтобы не было возможности разглядеть предметы. Пусть ребенок перечислит все предметы, которые запомнил. Постепенно число запоминаемых предметов можно увеличивать, а время запоминания - уменьшать.

«Вспомни фигуру»

          Для этой увлекательной игры понадобится 10-30 палочек (можно спичек или счётных палочек). Играть лучше вдвоём. Ведущий складывает из палочек фигуру (домик, ёлочку, звёздочку), даёт рассмотреть и через 2-4 секунды закрывает фигуру листом бумаги. Другой участник игры должен за это короткое время запомнить фигуру, а затем по памяти выложить её из палочек в точном соответствии с образцом. По окончании игры фигуры сверяются, если есть расхождения, исправляются. Если палочка пропущена или положена неправильно – это считается ошибкой. Задание можно усложнить, предложив выложить сразу несколько фигурок или сократив время запоминания до 1-2 секунд.

 «Игрушки-непоседы»

          На столе расставляются в любом порядке 10 игрушек или предметов. Попросите ребёнка внимательно посмотреть на них в течение 10-20 секунд, а затем отвернуться. Вы в это время переставляете игрушки в другом порядке, можно даже убрать 1-2 игрушки, и после этого предложите ребёнку расставить всё, как было раньше. Если он вспомнил 6 и меньше предметов, нужно ещё поупражнять память и внимание, если вспомнил 7 или больше – прекрасный результат!

«Художник»

          В эту игру можно играть без подготовки и дополнительного реквизита. Ребенку внимательно предлагается рассмотреть какой-нибудь предмет, а затем он должен отвернуться в другую сторону и нарисовать словесный портрет выбранного предмета. В такую простую, но эффективную игру можно поиграть даже на прогулке. 

«Что изменилось»

          Взрослый предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинку и постараться запомнить, что на ней нарисовано (время одна минута). Затем картинку убирают, а ребенку предлагают  вторую картинку и спрашивают, что изменилось на картинке. Приложение 3.

Игры на развитие слуховой памяти.

«Вместительный  чемодан»

          В эту игру можно играть и вдвоём, но лучше – компанией из 3-5 человек. Взрослый начинает игру вот такой фразой: «Бабушка укладывает в свой чемодан… расчёску», следующий игрок должен повторить уже сказанное, добавив следующий предмет: «Бабушка укладывает в свой чемодан расчёску и… тапочки» и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока ряд предметов, укладываемых в бабушкин чемодан, не становится таким длинным, что его уже нельзя воспроизвести. У детей это может быть 18-20 предметов. Если кто-то в процессе игры забывает один из предметов, ему вручается фант и даётся задание нарисовать бабушку, посчитать все расчёски и тапочки в доме и т.д.). 

«Угадай, что  делать»

         Ребенку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо - держит руки на коленях.

«За покупками»

          Из различных предметов организовать несколько «магазинов». Или один, но с различными отделами. Дать задание ребёнку, «купить» необходимое, например, для похода в гости. Это могут быть сладости, подарки, игрушки и так далее. Ребёнок должен запомнить и принести всё названное. Постепенно, удлиняйте список покупок.

«Чудесные слова».

         Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.

Игры на развитие двигательной памяти

«Делай как  я»

         На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом – поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения.  На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.

«Выполни движения»

         Детям, показывают комплекс двигательных действий и просят повторить движения в той же последовательности, в которой они были показаны. Игроки, допустившие ошибку делают шаг вперед. Выигрывают дети, не сдвинувшиеся с места (комплексы упражнений в приложении 4).

«Кукловод»

          Вариант 1. Воспитатель-"кукловод" завязывает глаза ребенку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д.

Затем ребенку развязывают  глаза и просят самостоятельно найти  исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая  свои движения.

          Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один человек - "кукловод", другой - "кукла".

          Вариант 3. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить "куклу", согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.

Игры на развитие тактильной памяти

«Узнай предмет»

              Ребенку завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание. 

«Чудесный мешочек».

          В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. И малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки. 

«Узнай предмет  по контуру»

          Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

«Догадайся  что за предмет».

         На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

 

 

 

 

Заключение

Проведя анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, мы можем  отметить, что память представляет собой процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное воспроизведение. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивает единство его психики, придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку, действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт. К концу дошкольного возраста память приобретает произвольный характер. Произвольная память – это особая мнемическая деятельность, специально направленная на запоминание, какого- либо материала. Произвольная память предполагает обязательное присутствие мнемической задачи, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Произвольная зрительная и слуховая память в развитии детей дошкольного возраста имеет немаловажное значение, так как преимущественно на основе данных видов памяти строится процесс обучения в школе.

Проводить дидактические  игры, соблюдая следующие условия: процесс  запоминания должен начинаться со специально организованного восприятия, направленного  на вычленение свойств объекта –  цвет, форма, величина, должно быть усложнение дидактических игр, заключающееся в усложнении содержания материала, в увеличении деталей у запоминаемых объектов, важным условием запоминания является использование мнемических приёмов, инструкцию необходимо повторять несколько раз.

Проведённое нами исследование по развитию произвольной у детей среднего дошкольного возраста подтвердило ранее выдвинутую гипотезу.

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Аткинсон В., Скот Дж. Познай себя: Развитие памяти и интеллекта. – СПб.: Респекс, 1994. – с.384
  2. Блонский И.П. Память и мышление. М.: «Просвещение» 1974-245с.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.:1991.- 176с.
  4. Возрастные и индивидуальные различия памяти. /Под ред. А.А. Смирнова – М: Просвещение, 1967. – с.300
  5. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М: ЧеР, 1998. – с. 816
  6. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии. – М.: 1979.-367с.
  7. Выготский Л.С. Развитие детской памяти // Собрание сочинений в шести томах – Т.2 М.: 1982
  8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Вопросы психологии 1966, № 6
  9. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч. 2, – М.: 1981
  10. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. – М.: 1987.-248с.
  11. Немов Р.С. Общие основы психологии: Кн.1. – М.: Просвещение,1994, – 235с.
  12. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн.2: Психология образования – 608с.
  13. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М: ЧеР, 1998. – с. 816
  14. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. М.: 1976.-128с. №40
  15. Официальный сайт факультета психологии МГУ: http://www.psy.msu.ru
  16. Интернет ресурс "Psychology.ru": http://www.psychology.ru
  17. Неофициальный сайт факультета психологии МГУ "Флогистон": http://www.flogiston.ru
  18. Электронная библиотека портала Auditorium.ru: http://www.auditorium.ru
  19. Интернет ресурс http://www.refsru.com. «Дидактические игры как средство развития произвольной памяти у детей»

Информация о работе Дидактическая игра как средство развития произвольной памяти