Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2012 в 17:29, реферат
Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.
Подводится итог конкурса, подсчитываются фишки команды в целом, проводится награждение.
– Молодцы, ребята, вы оказались самыми смекалистыми, самыми ловкими, эрудированными, и внимательными. Такие качества нужны тем, кто работает пилотами, летает в космос, они получат призы – космические корабли. А другой команде я подарю корабли, вы будете капитанами.
Занятие по элементарному развитию логических представлений в старшей группе
Тема: Подбор родового понятия к видовым.
Цель: Продолжать учить детей устанавливать и графически отображать отношения между понятиями, использовать условные обозначения понятия. Продолжать закреплять умения классифицировать понятия по разным основаниям; развивать логическое мышление, воображение, память и наблюдательность.. Воспитывать в детях чувство коллектива, умение сопереживать друг другу, желание помочь товарищу при затруднении.
Материал:
Ход: Ребята, закройте глаза и послушайте. Что вы слышите? (Жужжание). Кто это может жужжать? (Жук, пчела, муха). Вы правильно назвали, но это к вам в гости прилетел веселый Карлсон. А почему он жужжит? Правильно, у него есть моторчик.
– Здравствуйте, ребята! Я очень люблю играть. Давайте поиграем.
Предлагает игру “Назови одним словом”, в проведении игры использует мяч.
– Ребята, я хотел посмотреть картинки, а они упали и перепутались. Помогите мне разобраться.
– Поможем Карлсону? (Да)
Работа с кругами Эйлера. дети делят картинки на две группы: цветы и животные. Группу животные делят на четыре группы: звери, птицы, насекомые, рыбы.
– А теперь давайте зарисуем схематично все разделенные группы, чтобы Карлсону было понятней. (Воспитатель рисует на доске, дети на листочках).
– Карлсон благодарит ребят и предлагает поиграть еще.
Игра “Что лишнее”.
– Карлсон такой шалун, он специально положил лишнюю карточку и хочет посмотреть какие вы наблюдательные. (Карлсон проверяет, как дети выполнили задание.)
– А еще Карлсон такой затейник, он очень любит играть. Он говорит, что он самый великий выдумщик и фантазер. Возьмите карточку с геометрической фигурой и найдите с такой же фигурой конверт. (Дети по всей группе ищут свои конверты).
– Затем сами фантазируют и выкладывают фигуры из геометрических фигур, а Карлсон угадывает.
Карлсон загадывает загадку:
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
– Правильно, ребята, это поезд. И Карлсон предлагает поиграть в игру “Логический поезд”: дети берут по порядку карточки и ставите в вагончики, но вы должны объяснить, почему ставите этот вагончик. Он будет правильно поставлен, если вы правильно объясните, какие признаки объединяют картинки.
Проводится игра “Логический поезд”.
Подводится итог занятия, Карлсон благодарит детей за то, как они играли, и дарит им конфетки “Загадка”.
– Ребята, Карлсону понравилось с вами играть, вы такие молодцы. Он принес вам гостинец с сюрпризом: конфетку вы съедите, а фантики мы соберем, а потом отгадаем загадки, которые на них записаны.
Занятие по элементарному развитию логических представлений в подготовительной группе
Тема: Подбор родового понятия к видовым.
Цель: Учить детей подбирать родовые понятия к видовым и наоборот.
Продолжать учить детей самостоятельному построению модели соотношения между понятиями. Познакомить детей с системой графического отображения классификации понятий в форме “Кругов Эйлера”. Познакомить с возможностью сравнения объемов понятий; развитие мышления, внимания. Воспитывать умение работать в коллективе.
Материал:
Ход:
I. Дети стоят в кругу, воспитатель с мячом в центре круга.
II. На столе лежит круг с изображением “мышь”. Дети подбирают родовое понятие к видовым. Другой круг с изображением “фартук”. Дети к этому понятию подбирают одежду. Третий круг с изображением кастрюли. К этому понятию подбирают посуду. Этот круг делят на три маленьких круга и сортируют на три вида: посуды кухонной, кофейной, столовой. Дети сравнивают понятия одного уровня обобщенности и родовые и видовые понятия.
III.
Дети рассматривают иллюстрацию и дают ответы.
В конце занятия подводят итог своей работы. Воспитатель говорит, что за активную работу ребята получают гостинец от Торопыжки и Фитиля. Как узнать, кто какую конфету подарил? (Торопыжка – длинную и узкую конфету. А Фитиль – маленькую и толстую).
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Игра рассчитана на группу из 2-3 детей,
но можно играть и с 1 ребенком.
На цветном принтере распечатать иллюстративный
материал. Мой принтер может печатать
на белом картоне или бумаге для черчения,
если ваш не справляется с этим, просто
наклейте картинки на картон. У вас получится
макет избы (склейте внешний вид и внутренний
друг с другом) и предметы интерьера. Я
делала макет разметом А3. (В свойствах
принтера есть печать постера, я выбрала
разбивку на 2), но можно и на А 4.
Сначала взрослый рассказывает о внешнем
виде русской избы, показывая фасад дома,
а затем переворачивает макет и перед
детьми оказывается пустая комната избы.
Задача детей расставить предметы интерьера.
Каждому ребенку раздается по 2-3 картинки.
Взрослый загадывает загадки, задает вопросы,
ребенок у кого оказывается загаданная
картинка, поднимает ее вверх (правила
игры в лото), а взрослый показывает, где
предмет интерьера стоял в русской избе
и коротко рассказывает о предназначении
этого предмета. Игра очень познавательная
и интересная.
Приобщайте своих детей к истории нашего
народа, пусть они знают, как он жил и обустраивал
свой быт. Удачи!
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
О
избе
Избы строились из сосны или ели.
Рубили прямые ровные деревья, обрубали
ветки, получались бревна, из них ставился
сруб (от слова рубить)
Избы строили, не используя гвозди.
Затем прорубали окна, крыли крышу, покрывали
ее соломой, зимой, когда не хватало корма
скоту, солома с крыши могла пойти на прокорм.
Далее шла отделка дома, на крышу ставили
конек, на окна навешивали ставни.
А что же там внутри дома? Мы проходим через
сени, это холодный не отапливаемый коридор,
заходим в избу, а там…. А там одна комната
– горница, она является и кухней, и гостиной,
и спальней. А что же в этой комнате есть?
Перед вами пустая горница, сейчас мы расставим
в комнате различные предметы, и получится
интерьер русской избы.
О
печке
А для чего нужна была печка? (чтобы готовить
пищу, отапливать избу, сушить валенки,
спать на ней.
Во многих избах она была обычно из глины
перемешанной с камнями - глинобитная
на деревянном основании.
И в наше время сохранилось много изб с
русской печью.
ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода,
лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный
персонаж, часто встречающийся в русских
сказках. Назовите сказку, которую вы знаете.
(Гуси-лебеди)
О
Божнице
Божница находилась в красном углу.
Это маленькая полочка (иногда двухъярусная),
божница, на которой одна, две небольшие
иконы, писанные на деревянных досках
или литые медные.
О
буфете, шкафах
Шкафы были различных размеров и видов,
были украшены резьбой, токарными деталями,
росписью. Часто в шкафчиках применяли
сквозную резьбу, что делалось для проветривания
продуктов.
О
лавке, скамье
Она была прибита к стене, и ее нельзя было
передвигать. Переносная лавка называется
– скамья.
Лавку мастерил сам хозяин из толстых
и широких досок. У каждого члена семьи
было свое место. Хозяин сидел под иконами,
а хозяйка с краю, чтобы никому не мешала,
подавая на стол.
Позже появились стулья, и табуретки для
сидения работника – коряки. Найдите их
среди предметов.
О столе
За столом собиралась вся семья, обсуждались
все вопросы.
Место хозяина дома называлось большим
местом. Остальные члены семьи садились
за стол в порядке старшинства.
О
сундуке
Сундуки — обязательная принадлежность
избы. В них хранили одежду, холсты и другую
домашнюю утварь. Сундуки делали большие
и маленькие.
О посуде
Посуда была глиняная и деревянная. Посуда
длинными, зимними вечерами украшалась
резьбой и росписью.
О прялке
Прядением, как правило, занимались девушки.
Прялка с колесом называлась – самопрялка.
Прялки до сих пор сохраняются во многих
деревенских домах. Из овечьей шерсти
вяжут, как и прежде, носки, рукавицы, валяют
валенки.
Об утюгах
Утюги были двух видов, в которые клали
раскаленные угли и которые ставились
на печь.
Об
ухвате
Им отправляли в жар горшки с пищей. Это
приспособление, представляло собой длинную
деревянную палку с металлической рогаткой
на конце.
Расположение
предметов:
ЗАГАДКИ
1.ПЕЧКА
Дом – белый.
Дверь – черная.
Хозяин красный.
Что в дом вошло –
Все в небо ушло.
То она печет блины,
То показывает сны.
Доскажите словечко:
- зимой нет теплей, а летом нет
холодней (загадка)… ПЕЧКА
2.- обогреватель в сельском
доме …ПЕЧКА
3.БОЖНИЦА
Полка, на которую ставились
иконы. (Подсказать название)
3.БУФЕТ, ШКАФ
Предмет мебели для хранения
посуды , одежды
4.ЛАВКА, СКАМЬЯ.
На ней люди спали, работали,
ели, готовили и встречали гостей. (лавка)
5.СТОЛ
Загадка
Под крышей - ножки,
На крыше – ложки,
А рядом с ними
С похлебкой плошки.
6.СУНДУК
* бабушкино хранилище
7.ПОЛКА
*доскажи словечко.
- Волк, смотри, - сказал он волку,
-
Станешь зубы класть на …
8.ПОСУДА
*Назовите одним словом
(показать картинки)
9.ПРЯЛКА
*с помощью нее получали нитки.
* Загадка
Чем дольше я верчусь,
Тем толще становлюсь.
10.УТЮГ
Загадка
Шипит недовольно, кусается
больно,
Опасно его оставлять одного.
С ним надо поладить,
И можете гладить,
Но гладить не стоит его.
11.ЧУГУНОК
В нем готовили пищу в печке.
12.СТУПА
В ней толкли зерно, очищая его
от шелухи.
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
МАТЕРИАЛ