Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 18:11, контрольная работа
Усилия коллектива Л.В. Занкова были направлены на разработку системы обучения младших школьников, при которой достигался бы гораздо более высокий уровень развития младших школьников, чем при обучении по традиционным методикам. Такое обучение имело комплексный характер: содержанием эксперимента являлись не отдельные предметы, методы и приемы, а "проверка правомерности и эффективности самих принципов дидактической системы".
В целом в российской педагогике существует ряд концепций развивающего обучения. В этой связи целью нашей работы является анализ современной дидактической концепции Л.В. Занкова.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Становление экспериментальной системы обучения Л.В. Занкова………4
2. Общая характеристика системы развивающего обучения по Л.В. Занкову……………………………………………………………………………..12
3. Дидактические принципы системы Л.В. Занкова…………………………15
Заключение…………………...................................................................................23
Библиографический список……………………………………………………..26
Главная идея этого принципа заключается в создании атмосферы интеллектуальной активности учащихся, в предоставлении им возможности максимально самостоятельно (при тактичной направляющей помощи учителя) не только решать поставленные учебные задачи, но и видеть и понимать возникающие в процессе учения трудности и находить способы их преодоления. Такой род деятельности способствует активизации всех имеющихся у учеников знаний о предмете изучения, воспитывает и развивает наблюдательность, произвольность (сознательное управление деятельностью), самоконтроль. Вместе с этим повышается и общий эмоциональный фон процесса учения. Кому же не нравится чувствовать себя умным и умеющим добиваться успеха!
Однако обучение на высоком уровне трудности должно осуществляться с соблюдением меры трудности "применительно к классу в целом, а также и к отдельным школьникам, соответственно индивидуальному своеобразию усвоения учебного материала". Мера трудности применительно к каждому ребёнку определяется учителем на основании данных педагогического изучения ребёнка, которое начинается с момента его зачисления в школу и проходит в течение всего времени обучения.
Современная педагогика
понимает индивидуальный подход не только
как предъявление учебного материала
на разных уровнях сложности или
оказание ученикам индивидуально дозированной
помощи, но ещё и как право каждого
ребёнка усваивать тот объём
предлагаемого ему учебного материала,
который соответствует его
Такое понимание
индивидуализации обучения отвечает как
требованию соблюдения меры трудности,
так и принципу развития всех учеников,
независимо от уровня их школьной зрелости.
Наиболее полно этот принцип реализуется
в методике преподавания. Например,
преобладание коллективных форм работы
позволяет слабоуспевающим
Принцип включения изучаемых дидактических единиц в многообразие функциональных связей раскрывается следующим образом. Активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать одну и ту же единицу учебного материала, выполнять однотипные мыслительные операции (например, подбирать проверочные слова путём изменения формы слова). Известно, что детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития.
Чтобы избежать "топтания на месте", система Л. В. Занкова рекомендует в процессе изучения той или иной единицы учебного материала исследовать её связи с другими единицами. Сравнивая содержание каждой части учебного материала с другими, находя сходства и различия, определяя степень зависимости каждой дидактической единицы от других, ученики осмысливают материал как взаимодействующую логическую систему.
Другой аспект этого принципа заключается в повышении ёмкости учебного времени, коэффициента его полезного действия. Достигается это, во-первых, за счёт комплексного изучения материала, во-вторых, за счёт отсутствия отдельных периодов для повторения ранее изученного.
Учебный материал компонуется в тематические блоки, куда входят тесно взаимодействующие и зависящие друг от друга единицы. Их одновременное изучение позволяет, с одной стороны, экономить учебное время, а с другой стороны, даёт возможность изучать каждую единицу в течение большего количества уроков. Например, если на изучение каждой из двух единиц материала традиционным планированием отводится по 4 часа, то, соединив их в тематический блок, учитель получает возможность изучать каждую на протяжении 8 часов. При этом за счёт наблюдения их связей с другими схожими единицами происходит повторение ранее изученного материала.
В прежней редакции
принципа всё это и было названо
"быстрым темпом". Этот подход
в органичном сочетании с обучением
на высоком уровне трудности и
соблюдением меры трудности делает
процесс обучения комфортным и для
сильных, и для слабоуспевающих
учеников, т. е. он выходит и на реализацию
принципа развития всех учеников. Помимо
этого, он способствует реализации четвёртого
принципа — принципа осознания школьниками
процесса учения, потому что, наблюдая
взаимосвязь и взаимодействие всех
единиц материала, а каждую единицу
в многообразии её функций, ученики
осознают и содержание учебного материала,
и сам процесс добывания
Для более полного и эффективного обеспечения подобных наблюдений в учебные программы системы Л. В. Занкова включён ряд тематических единиц из основной школы, но не для изучения, а только для ознакомления.
Выбор добавленных единиц не случаен и предпринят не для увеличения нагрузки с целью повышения трудности учения. Они призваны расширить поле деятельности учеников, оттеняя существенные признаки материала, который традиционно изучается в начальной школе, и тем самым углубляя его понимание детьми.
Возможность видеть
более широкое действие изучаемого
понятия формирует у детей
умение анализировать материал, воспринимать
его как взаимодействующую
Суть принципа сочетания
чувственного и рационального познания
заключается "в познании взаимозависимости
явлений, их внутренней существенной связи".
Для того чтобы материал способствовал
развитию у ребёнка умения самостоятельно
постигать явления окружающей его
жизни, продуктивно мыслить, необходимо,
чтобы работа с ним строилась
на понимании всех терминов и понятий.
Залог понимания кроется в
правильном формировании понятий, которое
осуществляется сначала на основании
интуитивно-практического
Заключение
Сложный путь в практику прошла дидактическая система Л.В. Занкова. Значимость педагогических положений (выводов, рекомендаций), вытекающих из его эксперимента, признавалась многими учеными и руководителями народного образования, и результаты исследования как бы послужили основанием для реформы начального обучения в 70-х годах ХХ в., когда оно стало трехлетним. Фактически же тогда идеи Л.В. Занкова в массовой практике использованы не были. Изменения в школе выразились лишь в уплотнении учебных программ и сокращении срока начального обучения до трех лет, а дидактические характеристики остались прежними.
Однако педагогические
идеи Л.В. Занкова о том, каким
должно быть обучение детей в школе,
не остались лишь в истории. Они нашли
свое отражение при разработке современных
концепций среднего образования. Это
в первую очередь относится к
концепции, представленной в конце
80-х годов ХХ в. Временным научно-
Принятие названной концепции на официальном уровне резко изменило положение системы Л. В. Занкова. Она оказалась готовой к тому, чтобы через ее реализацию воплощать новые идеи в массовую школьную практику. В 90-х годах она (равно как и система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова) признается Министерством образования РФ в качестве государственной наряду с традиционной системой обучения.
Таким образом, ведущая роль в развитии принадлежит обучению: изменение построения обучения влечет за собой изменение психического облика школьника.
Обучение действует, преломляясь через внутренние особенности ребенка, в результате чего каждый ребенок под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих ступеней развития.
Цели обучения:
- общее психическое развитие личности;
- создание основы для всестороннего гармоничного развития.
Содержание образования:
Богатое содержание начального образования, которое дает учащимся общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства.
Дидактические принципы системы:
- обучение на высоком уровне трудности;
- изучение программного материала быстрым темпом;
- ведущая роль теоретических знаний;
- осознание школьниками процесса учения;
- общее развитие всех учащихся, в том числе и наиболее сильных, и наиболее слабых.
Свойства методической системы: многогранность; процессуальность познания; разрешение коллизий; вариативность.
Особенности организационных форм:
Урок - основная форма организации обучения, но более динамичен, гибок; меняется его содержание.
Список литературы
1. Горностаев П. Проблемы воспитания в педагогической системе Л. В. Занкова /П. Горностаев // Воспитание школьников. - 2002. - № 3. - С. 54-58.
2. Еремеева В.Д. Дидактические
принципы системы Л.В. Занкова глазами
нейропсихолога /В.Д. Еремеева //http://nsc.1september.ru/
3. Занков Л.В. Дидактика и жизнь /Л.В. Занков. - М., 1968.- 252 с.
4. Занков Л. В. Избранные педагогические труды /Л.В. Занков.- М.: Дом педагогики, 1999.- 378 с.
5. Зверева М.В. Проблема
обучения и развития в исследованиях Л.
В. Занкова /М.В. Зверева // http://zankov.com/works/works-
6. Концептуальные положения
системы Л. В. Занкова с точки зрения современной
педагогики / http://zankov.com/konseption.
7. Мигеева Л.Г. Система Л. В. Занкова в практике обучения / Л.Г. Мигеева // Начальная школа. - 2002. - № 1. - С. 83-85.
8. Нечаева Н.В. Система Л. В. Занкова в XXI веке / Н.В. Нечаева // Вестник образования России. - 2007. - № 17. - С. 53-57.
9. Обучение и развитие / Под ред. Л.В.Занкова. - М., 1975.- 354 с.
10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие /Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
11. Чуприкова Н.И. Система Л.В. Занкова. Взгляд психолога /Н.И. Чуприкова // Начальная школа. - 2007. - № 7. - С.7-12.
12. Чуракова Р.Г. Развивающее обучение на пороге XXI века / Р.Г. Чуракова // Начальная школа. - 2001. - № 5. - С. 16-19.
13. Чутко Н.Я. Занков вчера, сегодня, завтра / Н.Я. Чутко // Начальная школа. - 2003. - № 6. - С. 70-76.
14. Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский в поисках новой психологии /М.Г. Ярошевский.- СПб: Изд-во Международного фонда истории науки, 1993.- 378 с.
Информация о работе Дидактические принципы системы Л.В. Занкова