Дидактика как теория обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:33, контрольная работа

Описание работы

Дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения. Это особая часть педагогики, которая изучает закономерности общего процесса образования и воспитания в обучении. Целью дидактики является разрешение целого ряда проблем в теории.
Выделяют два вида дидактики:
1.Общая - понятие преподавание, учение; факторы, влияющие на процесс обучения; условия, в которых осуществляется обучение и результаты.
2.Частная - методика преподавания учебных предметов, учебный предмет, который имеет свою специфику преподавания.

Содержание работы

1.Охарактеризовать содержание дидактики как теории обучения и образования.
2. Назвать принципы дидактики
3. Определить вид научений по их признакам:
а) вербальное
б) оперантное
в) условно-рефлекторное
Приобретение нового опыта через словестные воздействия
Приобретение опыта конкретных действий по методу проб и ошибок
Возникновение новых форм поведения по механизму условных рефлексов

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 34.74 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа по психологии и педагогике на тему :

Дидактика как теория обучения  
 
                                                                      Вариант 25  
 
План: 
1.Охарактеризовать содержание дидактики как теории обучения и образования.  
2. Назвать принципы дидактики  
3. Определить  вид научений по их признакам:  
а) вербальное  
б) оперантное  
в) условно-рефлекторное 

  1. Приобретение нового опыта через словестные воздействия
  2. Приобретение опыта конкретных действий по методу проб и ошибок
  3. Возникновение новых форм поведения по механизму условных рефлексов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Охарактеризуйте  содержание дидактики как теории обучения и образования.  
Дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения. Это особая часть педагогики, которая изучает закономерности общего процесса образования и воспитания в обучении. Целью дидактики является разрешение целого ряда проблем в теории.  
Выделяют два вида дидактики: 
1.Общая - понятие преподавание, учение; факторы, влияющие на процесс обучения; условия, в которых осуществляется обучение и результаты.  
2.Частная - методика преподавания учебных предметов, учебный предмет, который имеет свою специфику преподавания. 

Предметом исследования дидактики являются цели, содержание, закономерности и принципы обучения

Основные задачи дидактики:  
1. Воспитывающее влияние обучения на формирование нравственных и волевых качеств личности;  
2. Формирование познавательной активности и самостоятельности;  
3. Активизация общего уровня развития младших школьников;  
4. Развитие и формирование умственных способностей;  
5. Проблемный характер изложения учебного материала;  
6. Индивидуализация и дифференциация обучения;  
7. Демократизация и гуманизация обучения;  
8. Межпредметная связь, опора на жизненный опыт учащихся;  
9. Програмирование и компьютеризация обучения;  
10. Работа с одарёнными детьми;  
11. Формирование личностных взаимоотношений, высокая культура общения;  
Функции дидактики : 
1. обучающая – передача системы ЗУНов на каждом возрастном этапе развития личности;  
2.развивающая – формирование и развитие психических качеств личности, их изменение;  
3. воспитательная – связь между знаниями и отношениями к окружающему миру, к себе и другим людям.  
Дидактика занимается общими проблемами обучения, не затрагивая особенностей каждого отдельно взятого предмета.  
За основу дидактики берется основные положения, сформулированные в рамках педагогики в общей теории образования. Почему она основывается на уже изученных фактах?  
Во–первых, потому что они считаются основополагающими для всех воспитательно–образовательных наук. Но это не единственные задачи, стоящие перед дидактикой. Ко всему прочему цель дидактики – самостоятельное исследование проблем образования и воспитания, а значит, и обучения. В связи с этим ее начинают рассматривать не как часть педагогики, а в качестве самостоятельной педагогической дисциплины.  
Самой главной функцией дидактики остается научное обоснование практики обучения. В тесной связи с дидактикой находятся методики преподавания, цель которых – конкретное обучение по отдельным учебным дисциплинам. С одной стороны, методики берут за основу обучения какие–то теоретические наработки дидактики, а с другой стороны, дидактика использует исследования методик в качестве материала для своей работы.  
Дидактика тесно взаимосвязана с другими науками, например с философией, социологией, логикой, психологией, кибернетикой, математикой и пр. Методологическую основу дидактики представляет теория познания, занимающаяся источниками, закономерностями, формами и методами познания окружающей действительности. Этим занимается и философия. С социологией дидактику роднит то, что первая изучает законы функционирования и развития общества, социальные отношения – все то, что интересует дидактику.  
К основным категориям дидактики относятся:  
1. преподавание – упорядоченная деятельность педагога по передаче ЗУНов, их осознании и практическом применении;  
2. учение – процесс, в ходе которого на основе ЗУНов, упражнений и социального опыта возникают новые формы поведения и деятельности;  
3. обучение – систематический целенаправленный специальноорганизованный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на передачу ЗУНов и развитие творческих способностей;  
4. образование – результат обучения, система объема ЗУНов полученных в процессе обучения;  
5. знания – понимание, сохранения в памяти и умение воспроизвести основные факты науки и вытекающие их них теоретические обобщения;  
6. умения – овладение способами применения знаний на практике, которая проявляется в деятельности;  
7. навык – автоматическое умение безошибочно и быстро выполнять действия на основе имеющихся знаний (в результате многократного выполнения определенного действия);  
8. учебный предмет – область научных знаний;  
9. учебный материал – содержание учебного предмета, которое определяется ГОСТом;  
10. цель обучения – то, к чему стремится обучение и на что направлены его усилия;  
11. содержание обучения – система научных знаний, практических умений и навыков, способов мышления и деятельности, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения;  
12. метод обучения – способ достижения цели;  
13. средства обучения – предметная поддержка учебного процесса (голос учителя, классное оборудование, ТСО);  
14. результаты обучения – то к чему приходит обучение, конкретная реализация намеченных целей.  
Движущими силами обучения являются противоречия – столкнувшиеся в конфликте противоположные мнения:  
а) противоречия между интересом учащихся и учебным предметом;  
б) противоречие между преподаванием и учением;  
в) противоречие между уровнем прежних знаний и новыми знаниями;  
противоречия между требуемым и достигнутым уровнем отношений учащихся к учению, т.е. мотивом учения и практически усвоенных знаний.  
2. Назовите принципы дидактики  
Принципы дидактики очень тесно связаны друг с другом и в этом смысле образуют некую комплексную систему из взаимно дополняющих и взаимно выводимых положений. Другими словами, эта система не является минимальной, когда каждый принцип является базисным и не выводится из оставшихся.  
Система дидактических принципов скорее может характеризоваться как избыточная, она не является полной и законченной, список ее положений будет развиваться и дополняться, как минимум, по мере развития методов, способов и систем обучения.  
1)Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Данный принцип требует, чтобы для усвоения обучаемым предлагались подлинные, прочно установленные наукой знания (объективные научные факты, концепции, теории, учения, законы, закономерности, новейшие открытия в разных областях человеко-знания) и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки. В основе принципа научности лежит ряд закономерностей: мир познаваем, и объективно верную картину развития мира дают знания, проверенные практикой; наука в жизни человека играет все более значимую роль; научность обучения обеспечивается прежде всего через содержание образования.  
2)Принцип доступности. Принцип доступности требует, чтобы содержание, объем изучаемого и методы его изучения соответствовали уровню интеллектуального, нравственного, эстетического развития учащихся, их возможностям усвоить предлагаемый материал.  
При слишком усложненном содержании изучаемого материала у учащихся понижается мотивационный настрой на учение, быстро ослабевают волевые усилия, резко падает работоспособность, появляется чрезмерное утомление.  
Вместе с тем принцип доступности не означает, что содержание обучения должно быть упрощенным, предельно элементарным. Исследования и практика показывают, что при упрощенном содержании снижается интерес к учению, не формируются необходимые волевые усилия, не происходит желаемого развития учебной работоспособности. В процессе обучения слабо реализуется его развивающая функция.  
3)Принцип сознательности и активности. Принцип сознательности и активности в обучении требует осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности. Сознательность в обучении - это позитивное отношение обучаемых к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний. Сознательное усвоение знаний обучаемыми зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности, организации учебного процесса, применяемых методов и средств обучения и т. д. Активность обучаемых - это их интенсивная умственная и практическая деятельность в процессе обучения. Активность выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.  
В основе данного принципа лежат: ценность человеческого образования, которые дают глубокие и осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности. Собственная познавательная активность обучаемых оказывает определяющее влияние на прочность, глубину и темп овладения учебным материалом, является важным фактором.  
4) Принцип наглядности. Одним из первых в истории педагогики стал оформляться принцип наглядности. Установлено, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность давно нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности.  
Наглядность в дидактике понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Она включает в себя и восприятие через моторные, тактильные, слуховые, вкусовые ощущения.  
Принцип наглядности в обучении реализуется путем демонстрации изучаемых объектов, иллюстрации процессов и явлений, наблюдений за происходящими явлениями и процессами в кабинетах и лабораториях, в естественных условиях, в трудовой и производственной деятельности.  
Средствами наглядности служат:  
• натуральные объекты: растения, животные, природные и производственные объекты, труд людей и самих учащихся;  
• объемные наглядные пособия: модели, макеты, муляжи, гербарии и др.;  
• изобразительные средства обучения: картины, фотографии, диафильмы, рисунки;  
• символические наглядные пособия: карты, схемы, таблицы, чертежи и др.;  
• аудиовизуальные средства: кинофильмы, магнитофонные записи, телевизионные передачи, компьютерная техника;  
• самостоятельно изготовленные "опорные сигналы" в виде конспектов, схем, чертежей, таблиц, зарисовок и др.  
Благодаря использованию средств наглядности у обучаемых появляется интерес к учебе, развивается наблюдательность, внимание, мышление, знания приобретают личностный смысл.  
5)Принцип систематичности и последовательности. Принцип систематичности и последовательности в обучении предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.  
В основе принципа систематичности и последовательности лежит ряд закономерностей: человек только тогда обладает действенным знанием, когда в его сознании отражается четкая картина существующего мира; процесс развития обучаемых замедляется, если нет системы и последовательности в обучении; только определенным образом организованное обучение является универсальным средством формирования системы научных знаний.  
6)Принцип прочности. Принцип прочности усвоения знаний предполагает их стойкое закрепление в памяти учащихся. В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: прочность усвоения учебного материала зависит от объективных факторов (содержания материала, его структуры, методов преподавания и др.) и субъективного отношения обучаемых к данным знаниям, обучению, преподавателю; память носит избирательный характер, поэтому прочнее закрепляется и дольше сохраняется важный и интересный для обучаемых учебный материал.  
7) Принцип воспитывающего обучения. Принцип воспитывающего обучения отражает объективную закономерность процесса обучения. Не может быть обучения вне воспитания. Даже если учитель и не ставит специальной цели оказать воспитательное воздействие на учащихся, он их воспитывает через содержание учебного материала, своим отношением к сообщаемым знаниям, применяемыми методами организации познавательной деятельности учащихся, своими личностными качествами. Это воспитательное воздействие значительно усиливается, если учитель ставит соответствующую задачу и стремится эффективно использовать в этих целях все имеющиеся в его распоряжении средства.  
8) Принцип связи теории с практикой. Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. В этом случае у обучаемых вырабатывается подлинно научный взгляд на жизненные явления, формируется научное мировоззрение.  
В основе этого принципа лежат закономерности: практика - критерий истины, источник познания и область приложения теоретических результатов; практикой проверяется, подтверждается и направляется качество обучения; чем больше приобретаемые учащимися знания взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.  
9) Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых. Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям (принцип личностного подхода в обучении) требует, чтобы содержание, формы и методы обучения соответствовали возрастным этапам индивидуальному развитию обучаемых. Уровень познавательных возможностей и личностного развития определяет организацию учебной деятельности. Важно учитывать особенности мышления, памяти, устойчивость внимания, темперамент, характер, интересы учащихся.  
Системная реализация всего комплекса дидактических принципов призвана на практике создавать условия для высокоэффективного обучения, проходящего с использованием максимальных интеллектуальных, творческих, мотивационных и эмоциональных возможностей каждой личности. Именно этот эффект представляет собой важнейший критерий наличия в коллективе педагогов и учащихся атмосферы творчества.  
3. Определите вид научений по их признакам:  
а) вербальное  
б) оперантное  
в) условно-рефлекторное.

  1. Приобретение нового опыта через словестные воздействия
  2. Приобретение опыта конкретных действий по методу проб и ошибок
  3. Возникновение новых форм поведения по механизму условных рефлексов

1. а)

2. б)

3.в)

а)Вербальное научение дает человеку возможность приобретать новый опыт через язык и речевое общение. Благодаря ему человек может передавать другим владеющим речью людям и получать от них необходимые знания, умения и навыки. Для этого они должны быть выражены в словах, понятных обучающемуся, а значение непонятных слов нуждается в разъяснении. Если говорить шире, то средством вербального научения служит не только словесная речь, но и другие знаковые системы, одной из которых является язык. К знаковым системам также относятся символика, используемая в математике, физике, химии, графическая символика, используемая в технике, искусстве и других областях деятельности. Усвоение языка и других символических систем, приобретение способности оперировать ими освобождают человека от необходимости реального столкновения с объектом изучения и его познания с помощью органов чувств. Научение становится возможным в абстрактной, отвлеченной форме на основе высших психических функций – сознания, мышления и речи. Вербальное научение в простейших формах становится возможным для ребенка с того момента, когда он начинает демонстрировать понимание того, что ему говорят окружающие взрослые, т. е. еще до достижения годовалого возраста. Но полностью возможности вербального научения начинают использоваться ребенком только тогда, когда он заговорит сам и будет демонстрировать стремление выяснять значение непонятных для него слов.

Приведем примеры вербального  общения учительницы с классным коллективом, направленного на организацию  учащихся на учебную деятельность:

Учительница заходить в класс:

- Здравствуйте!

Ученики садятся Учительница  что-то ищет в своей сумке Поднимает голову

- Мартыненко!

Открывает журнал

- Дежурный, кто сегодня  отсутствует в классе?

- Костенко Галя, Швец Андрей  Андрей уже третий день болеет

- Опять Швец со своими  болезнями Нашел когда болеть Конец четверти Как старик с радикулит Все?

- Да, только двух Есть

- Доставайте тетради Будем писать словарный диктант Уже приготовились?

-Диана Анатольевна, а  дату писать?

- А ты что с Луны  упал?

Ученики начинают записывать под диктовку слова Учительница ходит между рядами парт

- А где Софронов Николай?

- Он в школе Книги  его здесь Наверное, опоздает, - отвечают хором ученики

открывается дверь Сначала появляется голова, а затем и весь Софронов приветствуется

- Ты опять опоздал?

- Я, я Бегаль к - пробует объяснить ученик

- Садись!

 

б) Оперантное научение. В этом случае индивидуальный опыт приобретается «методом проб и ошибок». Задача или ситуация, с которыми сталкивается индивид, порождают у него множество разнообразных поведенческих реакций, с помощью которых он пытается эту задачу решить. Каждый из вариантов решения последовательно пробуется на практике и автоматически оценивается достигаемый при этом результат. Та реакция или сочетание реакций, которые приводят к наилучшему результату, обеспечивая наилучшее приспособление к ситуации, выделяются среди остальных и закрепляются в опыте. Впоследствии при столкновении с подобной ситуацией эта реакция будет использована в первую очередь. Ребенок начинает использовать научение методом проб и ошибок уже в младенчестве, когда учится манипулировать с предметами. Этот вид научения используется человеком в основном в сфере практических действий: обращения с предметами, физических упражнений.  

Например, у голубя в клетке имеется  кружок, удар по которому приводит к  появлению кормушки с зерном. Голодный голубь активно ходит по клетке, клюет разные объекты и при  случайном попадании клювом в  кружок получает пищу. Через некоторое  количество повторов голубь для получения  пищи будет уже направленно бить кружок клювом. Выработку оперантных условных рефлексов можно направлять, подкрепляя какие-то промежуточные этапы, нужные для достижения цели (например, выложить для голубя дорожку из зернышек по направлению к кружку и приклеить к кружку еще одно зернышко). Этот метод обучения называется методом формирования реакций, он широко используется при дрессировке, частично — при воспитании детей и в разных видах психотерапии. Используется животными при воспитании молодых особей — например, когда кошка воспитывает котят.

- Американский ученый Э. Торндайк (1890), видный представитель направления бихевиоризма (от англ. behaviour – поведение) помещал голодных кошек в так называемые проблемные клетки, которые открывались в том случае, если кошка предпринимала какие-то определенные действия: тянула за веревку, приподнимала запорный крючок и т. д. Когда кошка выходила из клетки, она получала пищу. По мере повторения процедуры выхода из клетки (увеличения числа проб и ошибок) скорость выполнения задачи возрастала.  

 

в)  Условно-рефлекторное научение. Название этого вида научения говорит само за себя: в его рамках жизненный опыт приобретается за счет формирования условных рефлексов. Начало его исследования было положено работами выдающегося русского физиолога И. П. Павлова. В результате формирования условного рефлекса у организма вырабатывается реакция на биологически безразличный стимул, не вызывавший такой реакции ранее. Классические примеры формирования условных рефлексов в исследованиях И. П. Павлова: при кормлении лабораторной собаки рядом с миской зажигалась лампочка, и через некоторое время безусловные пищевые рефлексы у этой собаки стали проявляться только лишь при виде зажженной лампочки даже в отсутствие еды. Также на базе пищевых рефлексов условный рефлекс вырабатывался у лабораторных мышей: их кормили в сопровождении звона колокольчика, и после нескольких таких ситуаций они начали сбегаться уже только на звон этого колокольчика, еще даже не получив еды.

Пример: эксперимент Уотсона и  Рейна - выработка обусловленной  реакции страха у 11месячного ребенка (маленький Альберт). Ребенку предъявляли УС - белую крысу, и за спиной раздавался удар гонга БС. На седьмой удар гонга у ребенка реакция сильного страха УР наступала уже просто на предъявление белой крысы. Через пять дней было отмечено, что реакция страха УР возникала на все стимулы УС, которые были белые и пушистые (кролик, мех, борода деда Мороза, волосы).

Еще один простой пример: игра на музыкальном инструменте, езда на велосипеде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Список используемой литературы 

 
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. -СПб.: Питер 2000.

2. Кроль В.Н. Психология и педагогика. - М.: Высшая школа, 2001.

3. Крысько В. Психология и педагогика. - М.: ЮНИТИ, 2004.

4. Островский Э.В., Чернышёва Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под. Ред. Э.В. Островского. – М.: Вузовский учебник, 2005.

5. http://mazahaker-ncux.narod.ru

   6. http://www.e-reading.biz/chapter.php/98425/12/Tkacheva_-_Pedagogicheskaya_psihologiya__konspekt_lekciii.html

7. http://psyche.biznet.ru « Психологический портал»  


Информация о работе Дидактика как теория обучения