Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 09:29, реферат
Дифференциальная психология - раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики, а также количественно оценивает эти различия в разных сферах.
Введение.
1. Задачи дифференциальной психологии и ее взаимосвязь с другими областями психологии.
2. Предмет дифференциальной психологии и исследовательские приемы
3. Индивидные и личностные отличия людей
4. Факторные теории темперамента
5. Сравнительный анализ теорий темперамента
6. Дифференциация психосоматических "факторов риска"
7. Список литературы.
Содержание
Введение.
2. Предмет дифференциальной психологии и исследовательские приемы
Дифференциальная психология - раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики, а также количественно оценивает эти различия в разных сферах.
Уильям Штерн был одним из первых учёных, разработавших концепцию психологии индивидуальных различий на основе сбора современных ему представлений о различиях между людьми, позже, к концепции им были добавлены текущие знания о групповых различиях. Термин дифференциальная психология был введен Штерном в 1900 году, однако, как самостоятельная дисциплина, дифференциальная психология сложилась сравнительно недавно.
В бывшем СССР, а также в России, проблемы дифференциальной психологии развивает школа Теплова- Небылицына (основные представители в советский период - Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, казанская и пермская школы В. С. Мерлина - Е.А. Климова , К. М. Гуревич, Э. А. Голубева и др.) и ряд других исследователей.
Дифференциальная психология решает 2 задачи: выделение индивидуальных различий; объяснение их происхождения.
Методы дифференциальной психологии: Эксперименты, Тесты
Дифференциальная психология занимает обширную часть области психологических знаний и связана со следующими разделами психологии:
Разнообразие и отличие людей, даже по внешности, известно еще с давних времен. Хотя человеческое лицо состоит лишь из десяти частей, но и среди многих тысяч не существует двух лиц, которые нельзя было бы отличить одно от другого. Люди отличаются не только строением лица, или строением тела (конституцией). Они отличаются поведением, действиями, поступками, желаниями, смыслом жизни. Люди живут в разных исторических, общественных и государственных условиях, а последние, как разумеется, накладывают свой отпечаток на личность. Все это составляет разнообразие индивидуальных отличий людей. Но люди не только отличаются один от другого, они похожи друг на друга. Так у каждого человека, в его психическом составе существуют познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Познавательные процессы проявляются в поведении, которое позволяет человеку адаптироваться к окружающему миру.
По всей видимости, наличием познавательных
процессов в психическом
Индивидуальные отличия
Таким образом, дифференциальная психология,
как составная
К = Г(Р,8), где К - реакция, движение, действие, поступок; 8 - стимул, раздражитель, а Р - индивид с собственными психическими свойствами. В границах дифференциальной психологии была принята принципиальная схема психодиагностического метода, который является основным. Суть этого метода состоит в следующем. Если действовать раздражителем на индивида, то его реакция зависит от модальности (специфического качества) самого раздражителя. Кроме того, реакция, как внешнее проявление психических свойств зависит и от самого индивида, то есть от его собственного психического состава. Зависимость К = Г(8) выясняется в границах экспериментальной психологии, а в границах дифференциальной психологии исследователя интересует зависимость К = Г(Р), раздражитель (8) остается неизменным, а исследователь варьирует индивидами (Р). Реализация метода может проводиться в полном соответствии с требованиями к эксперименту (основной метод в психологии), или с использованием вспомогательных методов (опросники, тесты). В вспомогательных методах сами опросники и тесты, вернее задачи и вопросы, которые в них входят, выполняют роль стимулов. Задачи и вопросы делятся на два типа: "А-тип" и "В-тип". В задачах "А-типа" надо дать правильный ответ, а в задачах "В-типа" правильного ответа не существует. Задача "А-типа" используются для дифференциации задатков, способностей, интеллекта. Задача "В-типа" используются для выяснения свойств темперамента индивида и степень их выразительности в баллах. Методики исследования делятся на вербальные и невербальные. Первые нуждаются в понимании задачи (вопроса) и формулировании словесного ответа с использованием резервов памяти и воображения. Вторые нуждаются в принятия задачи в форме инструкции, а выполнение задачи строится на сенсорно-перцептивних и моторных возможностях субъекта. Невербальные методы чаще реализуются с использованием разной аппаратуры. В последнее время, благодаря появлению персональных компьютеров, психолог может быть минимально задействован в процедуру с аппаратурной реализацией дифференциального метода. Необходимо также принять ко вниманию, что существуют вербальные методики, диалогического типа, в которых психолог максимально включен во взаимодействие с субъектом в дифференциальной процедуре. Это метод клинической беседы, поэтому результаты во многом зависят от умения психолога "вытянуть" из души субъекта ту или другую особенность и степень ее проявления.
Обязательно должен быть подготовлен психодиагностический инструментарий. Имеется в виду, что любой аппаратурный метод, опросник или тест должны быть проверены на большой выборке на репрезентативность, стойкость, надежность и валидность. Обработка результатов должна вестись на основе статистических норм с расчетом среднего значения, математического ожидания, квадратического отклонения и коэффициентов корреляции между вымеренными составными психики индивида. Данные об индивидуальных свойствах субъекта накапливаются в банк данных психолога, которыми он пользуется, руководствуясь "Международным этическим кодексом психолога".
Принадлежность человека к биологическому виду "Ноmо sаріеns" обобщается в понятии индивид. Эта принадлежность закреплена на уровне генетической памяти вида и характеризуется своеобразным строением тела (конституцией). Этот уровень индивидных отличий называется конституциональным уровнем. Так, на конституциональном уровне мы говорим о половых отличиях, разделяя вид "Ноmо sаріеns" на мужской и женский пол. В границах как мужского, так и женского пола существуют конституциональные отличия по весу, росту и определенным геометрическим соотношениям разных частей тела. Можно дополнить эти отличия цветом кожи и другими конституциональными атрибутами в строении тела, или его частей, которые определяют расовую принадлежность Индивида.
Каждый индивид, начиная с момента
рождения, испытывает действия раздражителей
внешней среды. Эти раздражители
преломляются на уровне сенсорной системы,
которая характеризуется
Человеческий индивид
Но на протяжении определенного
периода жизни в психике
В дифференциальной психологии важным является вопрос о соотношении наследственного и приобретенного в психике индивида и личности. На сегодняшний день, некоторые исследователи считают, что наследственное важно на 100% и приобретенное важно на 100%. Конечно, такой ответ вряд ли кого-то удовлетворит, так как, исходя из взглядов отечественных исследователей С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова необходимо рассматривать соотношение между наследственным, врожденным и приобретенным в организации психики индивида и личности. В соответствии с взглядами С.Л. Рубинштейна приобретенное в психике личности возникает благодаря преломлению внешнего через внутреннее. Внутреннее, в соответствии с взглядами Б.М. Теплова, обусловлено врожденными свойствами психики, а не наследственными (генетическими) механизмами. Благодаря усилиям этих ученых еще раз было подтверждено положение о том, что все наследственное есть врожденное, но не все врожденное есть наследственное. Это последнее дало ключ к пониманию индивидных отличий в психике людей в границах дифференциальной психологии.
В конце ХIX и в начале ХX в. появились исследования, которые сводилось к описанию проявления свойств темперамента людей в повседневных обстоятельствах. Так, К. Юнг разделил людей на экстравертов и интровертов, в зависимости от внешних или внутренних причин активности психики. Нидерландские психологи Г. Хейманс и Э. Вирсма разработали опросник, с помощью которого старались определить главные свойства темперамента в поведении индивидов. По их мнению к таким свойствам следует отнести:
Как выяснилось в дальнейших исследованиях (например, в исследованиях Г. Айзенка), существует аналогия между преобладанием первичной функции и экстраверсией и между преобладанием вторичной функции и интроверсией в поведении индивидов. В отличие от гуморальной и конституциональной теории, в границах этих исследований было высказано утверждение, что каждое свойство, которое входит в темперамент, имеет индивидуальную степень выраженности. Поэтому в человеческой популяции существуют индивиды с разной степенью выраженности того или другого свойства.