Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 13:16, контрольная работа
1.Возникновение и развитие малых групп.
2.Лидерство и руководство в группе.
3.Нормативное поведение в группе.
4. Сплоченность и совместимость.
5.Принятие группового решения
6. Эффективность групповой деятельности
Система групповых норм контролируется самой группой. Нормы и ценности группы должны принимать и соблюдать все. На тех, кто им не подчиняется или игнорирует их, оказывается психологическое или иное воздействие, которое проявляется как групповое давление.
Давление - важный механизм поддержания внутренней однородности и целостности малой группы. Осуществляется групповое давление в форме санкций, применяемых к тем членам группы, которые не соблюдают общепринятых норм или ведут себя вызывающе, конфликтно по отношению ко всем другим. Санкции обычно бывают двух видов - поощрительные и запретительные.
Процесс образования групповых норм раскрывается через понятия нормативное влияние большинства и нормативное влияние меньшинства.
Феномен влияние большинства получил в психологии название – конформизм. Конформизм – это изменение позиций (поведения) индивида под влиянием группы. О конформизме можно говорить только тогда, когда есть конфликт между мнением индивида и мнением группы и этот конфликт решается в пользу группового мнения.
Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства.
В зависимости от реакции на групповое давление, людей принято делить на конформистов, нонконформистов и независимых. Конформисты изменяют свое поведение в направлении группового давления, т.е. соглашаются с требованиями группы. Нонконформисты - стремятся во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем.
Независимые избирательно реагируют на воздействие группы, соглашаясь с групповым мнением, если оно соответствует их собственному мнению, и отвергают это мнение, если оно не соответствует их взглядам (самостоятельная позиция).
В экспериментах были выявлены индивидно-личностные характеристики участников группы, поддерживающие конформное поведение. Обнаруживается отрицательную зависимость между склонностью членов группы к конформному поведению и такими их личностными чертами, как интеллект, способность к лидерству, толерантность к стрессу, социальная активность и ответственность. Между возрастом и конформностью имеет место криволинейная зависимость, причем своего максимума конформность достигает к 12—13 годам, затем постепенно снижается.
Впервые явление конформизма было изучено в экспериментах Аша.
Влияние меньшинства. В исследованиях С.Московичи было показано, что влияние меньшинства наиболее заметно, если оно: 1) категорично заявит о принятом решении; 2) продемонстрирует отказ изменить свою точку зрения; 3) проявит волю к действию, но так, чтобы его поведение не могло быть истолковано как проявление упрямства и негибкости.
4. Сплоченность и совместимость.
Сплоченность как черта психологии группы, выражающая степень единомыслия и единодействия ее членов, является обобщенным показателем их духовной общности и единства.
Групповая сплоченность – устойчивость внутригрупповых связей, обеспечивающих стабильность жизнедеятельности группы.
Существует несколько подходов к пониманию сплоченности.
Феномен возникновения и проявления групповой сплоченности, имеет старую традицию исследования, в русле социометрического направления Я. Морено.
В социометрии сплоченность связывается с числом выборов членами группы друг друга, основанных на взаимной симпатии (сколько пар симпатичны друг другу).
Другой когнитивный подход к исследованию групповой сплоченности предложен Л. Фестингером и Д.Картрайтом. Сплоченность оценивалась ими на основе частоты и прочности коммуникативных связей, проявляющихся в группе. При этом сплоченностью считалась либо привлекательность группы для индивида, либо удовлетворенность членством в ней. И в том и в другом случае основанием являлись чисто эмоциональные отношения группы.
Основными свойствами сплоченной группы являются:
1) привлекательность членов группы друг для друга (т.е. степень симпатии, испытываемой к ним окружающими);
2) сходство между участниками группы (чаще всего в ценностях, установках, стереотипах поведения и т.п.);
3) особенности групповых целей (их соответствие потребностям членов группы, четкость постановки, успех группы в их достижении)}
4) удовлетворенность групповой деятельностью (как часть общей удовлетворенности трудом);
5) групповая атмосфера (особенности межличностных отношений, складывающихся между членами группы);
Наиболее весомый вклад в решение проблемы групповой сплоченности в отечественной психологии внес академик А.В. Петровский, разработавший «теорию деятельностного опосредования межличностных отношений в группе» (стратометрическая концепция сплоченности). Структура психологии малой группы с позиций этой теории представляется как состоящая из трех основных слоев («страт»):
• центральное звено (страта А) образует сама групповая деятельность, ее содержательная общественно-экономическая и социально-политическая характеристика;
• первый слой (страта А) фиксирует отношение каждого члена группы к групповой деятельности, ее идеям, задачам, принципам, на которых она строится, мотивацию деятельности, ее социальный смысл для каждого участника;
• второй слой (страта Б) характерен межличностными отношениями членов группы, опосредованными именно содержанием совместной деятельности (ее целями и задачами, ходом выполнения), а также принятыми в группе принципами, идеями, ценностными ориентациями;
• третий слой (страта В) — поверхностный слой таких межличностных отношений, которые не связаны с деятельностью и носят примущественно эмоциональный характер, определяемый индивидуальными особенностями личностей.
В данном подходе сплоченность рассматривается как «ценностно-ориентационное единство» (ЦОЕ). Таким образом, сплочение малой группы (в теории А.В.Петровского) - это процесс формирования такого типа связей и отношений между ее членами, которые позволяют достигать ценностно-ориентационного единства, наилучших результатов в совместной деятельности, избегать конфликтов и конфронтации.
Кроме понятия «сплоченность» социальные психологи используют и такой термин как «совместимость». Совместимость — это прежде всего оптимальное сочетание свойств участников взаимодействия, возможность группы в данном составе взаимодействовать бесконфликтно и согласованно, что создает условия для эффективной совместной деятельности.
К. К Платонов выделяет 4 уровня совместимости: физиологический, психофизиологический, психологический и социально-психологический. На первых двух совместимость представлена сочетанием особенностей темперамента, динамических характеристик психофизиологических реакций, потребностей, биоритмов, основных психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, внимание), психофизиологической выносливостью и эмоционально-волевой устойчивостью к работе в экстремальных условиях. Психологический уровень предполагает соответствие характера, мотивов. Социально-психологический уровень основывается на согласовании социальных ролей, интересов, ценностных ориентации, культурного и общеобразовательного уровней развития.
Феномен, противоположный совместимости — несовместимость людей, когда их потребности не находят удовлетворения во взаимодействии, действия и поведение взаимоисключают друг друга. Психологическая несовместимость — неспособность в критических ситуациях понять друг друга, несинхронность психомоторных реакций, различия во внимании, мышление другие врожденные и приобретенные свойства личности, которые препятствуют совместной деятельности.
5.Принятие группового решения.
Принятие единого решения по определенным важным для группы вопросам — актуальная и сложная проблема для любой реальной малой группы. Группа не может существовать как целое, не вырабатывая общих подходов и мнений по различным насущным или принципиальным вопросам. К тому же необходимо не только найти такое общее решение, но и добиться его высокой эффективности.
Можно выделить ряд последовательных этапов данного процесса. Прежде всего, это этап информационно-поисковый, включающий выявление и уяснение истинной сущности возникшей проблемы. В это время осуществляется сбор дополнительной информации, ее соответствующая подготовка и осмысление. На промежуточном этапе формулируется возникшая задача, ставятся цели, выявляются альтернативные действия для ее достижения. На третьем этапе - оценочно-прогностическом - осуществляется обмен мнениями, включающий всестороннее обсуждение способов решения поставленной задачи, выработка общей точки зрения, путей достижения намеченной цели. Он может проходить в разных формах — дискуссии, «мозгового штурма», интервью и т.д. На заключительном этапе происходит окончательный выбор и принятие такого решения, которое получило бы наивысшую оценку и признательность всех членов малой группы.
Важное значение для принятия группового решения имеет групповая дискуссия. Данное явление впервые было изучено в лаборатории К.Левина. Групповая дискуссия – это групповое обсуждение проблемы, в результате которого группа принимает определенное решение.
Существуют различные формы проведения групповой дискуссии: совещание, групповое интервью, брейнсторминг, метод синектики и др.
Совещание — метод коллективной выработки решений или передачи информации, основанный на данных, полученных непосредственно от участников групповой работы. Цель совещания — обмен мнениями, координация планов, намерений, мотивов, жизненного и профессионального опыта. Существенным недостатком совещания является неконструктивность некоторых позиций, занимаемых участниками совещания в силу своих личностных особенностей, часто неосознанно, например: «вздорный» нигилист — выходит за тематические рамки обсуждения, много спорит, эмоционален, нетерпелив.
Групповое интервью — это средство для сбора мнений членов группы по конкретному вопросу и оценки сложившейся ситуации.
Брейнсторминг (мозговой штурм) — средство для свободного поиска новых решений проблемы (или решений новой проблемы). То есть основной задачей мозгового штурма является продуцирование идей. Поиск и продуцирование идей — сложный творческий процесс.
Различают 3 фазы мозгового штурма. На вступительной фазе, длящейся примерно 15 минут, ведущий сообщает метод и правила игры, четко и ясно излагает вопрос, требующий решения. Группа делится на участников и наблюдателей, являющихся, по существу, секретарями. Задача наблюдателей — фиксировать все идеи закрепленных за ними участников обсуждения. Задача участников — высказывать все приходящие им в голову идеи. Важнейшим условием является отсутствие внутренней и особенно внешней критики всех предложений.
Вторая, узловая фаза длится около часа. Это творческая часть процесса. Она должна проходить в комфортной и непринужденной обстановке. Итогом второй фазы должен стать полный список предложенных идей.
На третьей фазе, осуществляется критика идей по критериям, представляющим собой возможность.
Синектика — «соединение разнородного» за счет включения в группу разнородных специалистов (по профессии, квалификации, опыту, личностным особенностям, стажу и характеру выполняемой работы).
В ходе коллективного принятия решений могут возникать различные социально-психологические явления: групповая поляризация, сдвиг к риску, феномен огруппления мышления.
Феномен групповой нормализации. Групповая нормализация – это сглаживание в результате групповой дискуссии первоначально разнородных позиций участников, достижение группой единого, разделяемого всеми мнения.
Феномен групповой поляризации. Суть этого феномена в том, что в процессе дискуссии, направленной на выработку значимого для группы решения, происходит своеобразная экстремизация групповых мнений: они начинают тяготеть к определенному выбору, крайним значениям шкалы предпочтений. Количество средних, промежуточных решений существенно сокращается.
Частным случаем групповой поляризации является феномен сдвига к риску. Его суть: групповое решение оказывается более рискованным по сравнению со средним индивидуальных решений, принятых до проведения группового обсуждения.
В различные годы было выдвинуто несколько гипотез, объясняющих происхождение феномена сдвига к риску, и получена дополнительная экспериментальная информация. Согласно одной гипотезе, групповое обсуждение проблемы порождает у членов группы ощущение общей ответственности (и следовательно, личной безответственности. Другая гипотеза в качестве основного «виновника» экстремальных решений рассматривает лидера: он в процессе обсуждения убеждает в своей правоте остальных. Наконец, есть и гипотеза риска как ценности: готовность рисковать повышает статус человека в группе, а следовательно, в процессе группового обсуждения члены группы будут стремиться демонстрировать наличие у себя такой способности.
Исследования показывают, что в ряде ситуаций (например, гипотетически связанных с угрозой здоровью и жизни участников) наблюдается обратный эффект: сдвиг группового решения к осторожности.
Огруппление мышления – феномен, который был описан в в 70-е гг. XX в. И. JI. Дженисом. Высокая степень групповой сплоченности мешает принятию правильного решения.