Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:07, реферат
Описание работы
Цель исследования: Изучить особенности формирования образа психолога, адаптационные способности и смысложизненные ориентации студентов очного отделения факультета психологии с разным базовым образованием, проживающих в Северо-Кавказском регионе.
В сознании будущих профессионалов наблюдается разрыв между актуальным Я-образом и идеальным образом психолога. Ведущее значение в Я – образе студенты придают ролевым критериям самооценки – социальному и конвенциональному, а из группы регулятивных критериев – эмоциональному. Критерии оценки психолога-профессионала не совпадают с критериями самооценки. Направление профессионального развития студентов факультета психологии определяется ими как сочетание поведенческих, волевых и интеллектуальных качеств.
Подобие критериев самооценки с критериями оценки психолога снижается по мере усиления социально-психологической составляющей в базовой профессиональной подготовке, фиксируя степень осознания направления профессионального развития.
Во всех представленных группах повышено стремление к осознанию смысла своей жизни, подкреплённое, по-видимому, необходимостью самоорганизации, которая, в свою очередь, играет роль детерминирующего начала в собственной активности студентов. Общая особенность индивидуально-психологических свойств студентов третьего курса - присутствие выраженных пиков по шкалам пессимистичности, импульсивности, психастении, индивидуалистичности и гипертимичности.
Выявлены факторы, объясняющие взаимосвязь структуры Я - образа и образа психолога в сознании студентов с их адаптационными способностями, индивидуально-психологическими свойствами и смысложизненными ориентациями. Рассмотрение позиций групп в поле ведущих ортогональных факторов «Дезадаптация» и «Критерии самооценки» позволяет сделать выводы об особенностях мотивации студентов с различным базовым образованием к получению квалификации «психолог»: мотив собственного развития, мотив «спасения» и мотив сохранения социальной позиции.
В ходе лонгитюдного исследования установлено, что содержание и структура Я-образа, адаптационные способности и смысложизненные ориентации к пятому курсу не претерпели статистически значимых изменений. Отмечены позитивные личностные изменения: снижение уровня эмоциональной лабильности, невротического сверхконтроля, гипертимичности и повышение маскулинности и социальной интроверсии. Структура и содержание образа психолога в сознании студентов пятого курса заметно изменились - интеллектуальные и поведенческие характеристики вышли на первое и второе место, отодвинув социальные и эмоциональные характеристики.