Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 14:27, доклад
Память — это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении. Пожалуй, именно проблема памяти является местом пересечения всевозможных дисциплин и подходов как в истории культуры, так и в экспериментальной психологии.
При рассмотрении памяти в контексте когнитивной переработки существует несколько способов квалификации ее собственных продуктов в зависимости оттого, как понимается процесс переработки. Если допустить, что этот процесс имеет стадиальный характер, то правомерна попытка отыскания мнемических продуктов, специфичных для каждой стадии, и
определения границ каждой стадии по этим продуктам.
31.Якорный эффект. Данный эффект имеет непосредственное отношение к народному выражению «плясать от печки». Наши оценочные суждения зависимы от точки отсчета, от исходного пункта.
Якорный эффект имеет место не только в искусственно созданных экспериментальных ситуациях, но и в реальной жизни; не только по отношению к оценке вероятностей (точнее, частот, как в эксперименте с оценкой частоты встречаемости африканских стран в ООН), но и по отношению к оценке ценностей в прямом и переносном значении этого слова.
Якорный эффект может проявиться в самых разнообразных ситуациях. Характерными примерами являются переговоры и оценка личностных свойств другого человека. В случае ведения переговоров на нас может повлиять то, какие условия условия выдвинуты противоположной стороной: эти условия могут служить якорем, исходным моментом торга. На нашу оценку другого человека могут оказать воздействие отзывы о нем других людей и плохо проверенные слухи, даже если мы стараемся быть беспристрастными и не полагаться на чужое мнение.
Якорный эффект может сослужить нам плохую службу в тех случаях, когда сам якорь — исходная информация, на которой мы основываем свои оценки, существенно искажает представление об объекте оценки или (что того хуже) не имеет к нему никакого отношения. И наоборот, если якорь представляет собой некоторую квинтэссенцию, сжатую и неискаженную характеристику оцениваемого объекта, то процесс и результат оценки могут быть весьма эффективными. Представьте себе, что вы руководитель, и перед вами стоит задача определить несколько сотрудников для выдвижения на руководящие должности. Если у вас работает грамотный менеджер по персоналу, имеющий точную, объективную информацию (полученную, например, по результатам тестирования) на каждого сотрудника, то вы быстро и точно определите наиболее приемлемых кандидатов. Вам не нужно будет проводить длительные беседы с сотрудниками, опрашивать их непосредственных руководителей и коллег и т. д. Информация от менеджера по персоналу будет для вас надежным и полезным якорем. Вы сэкономите массу времени и когнитивных усилий. Скорее всего, стремление к такого рода экономии и является основной причиной якорного эффекта.
Эффект стереотипизации. Стереотипом наз-ся некоторое обобщенное и упрощенное представление об особенностях представителей некоторой социальной группы. Такой социальной группой могут быть, например, представители определенной национальности,лица определенной профессии и т.п. Каждый из нас ежедневно пользуется в своем поведении многочисленными стереотипами. Они помогают нам эффективно строить свое поведение, а также предсказывать поведение окружающих. Последнее высказывание может вызвать некоторое недоумение, поскольку обычно о стереотипах говорят и пишут как о явлении нежелательном, как о феномене социального восприятия, неизбежно ведущем к ошибкам в оценочных суждениях, являющимся основой предубеждений и даже межнациональной розни. Во-первых, в стереотипе нет, как указывалось выше, ничего, кроме обобщения и упрощения. Имея дело с представителем некоторой социальной группы, мы распространяем на него наше общее представление о психологических особенностях членов этой группы. Если у нас сложилось представление о бухгалтерах как о людях педантичных, дотошных и добросовестных, то при поверхностном знакомстве с любым бухгалтером мы будем ожидать от него этих качеств и соответстветственно вести себя с ним. Например, мы семь раз проверим документацию, которую собираемся давать ему на подпись, запасемся всеми необходимыми справками и т. п. В большинстве случаев наше представление о бухгалтерах будет срабатывать. Вполне возможно, что основная часть бухгалтеров действительно обладает теми психол-ми харак-ми, к-е мы им приписываем. Такова уж профессия. Она накладывает отпечаток. А если мы в своем оценочном суждении правы по отношению к большинству бухгалтеров, то от этого уже довольно много пользы. Другое дело, что одних стерео типов недостаточно. Когда требуется индивидуальный подход к человеку, глубокое знание его уникальных особенностей, тогда стереотип неизбежно огрубляет картину, делает нас социально близорукими и даже примитивными. Стереотипы сущ-ют не столько ради истины, точности отражения реальности, сколько ради оперативности социального познания. В принятых нами терминах можно сказать, что стереотипизация выполняет функцию экономии или минимизации когнитивных усилий.
30.Эвристика доступности и эффект наглядности.
Другим хорошо изученным эффектом оценки вероятности событий является эвристика доступности. Эвристикой называется творческий прием решения задачи в отличие от алгоритмизированного, заданного, «прописанного» способа решения. Суть этого эффекта состоит в том, что человек оценивает вероятность событий в зависимости оттого, насколько легко примеры этих или подобных событий приходят на ум, всплывают в памяти.
Обычно эта эвристика работает
достаточно хорошо, так как при
прочих равных условиях часто происходящие
события легче вспомнить или
представить, нежели редко встречающиеся.
Но в некоторых случах эвристика
доступности (и соответственно, стремление
минимизировать когнитивные усилия) приводит
к систематическим ошибкам. Некоторые
события легче приходят на ум не потому,
что они более вероятны, а в силу других
факторов. Мы лучше помним событие, если
оно случилось недавно, если оно имело
сильное эмоциональное воздействие, если
оно часто освещается в прессе и т.д. Таким
образом мы оцениваем событие как более
вероятное,
зачастую не имея на это никаких реальных
оснований.
В ходе одного эксперимента американских студентов спрашивали, что является более вероятной причиной смерти в США: погибнуть под обломками падающего самолета или быть съеденным акулой. Большинство оценивали нападение акулы как более вероятное событие. Однако статистика показывает, что реальные шансы погибнуть под обломками самолета в 30 раз больше, чем вероятность быть съеденным акулой.
Другим близким к эвристике
доступности эффектом, связанным
с восприятием и оценкой
По мнению авторов эксперимеримента, эффект наглядности можно объяснить более эффективным хранением яркой, живой информации в памяти по сравнению с информацией, лишенной черт наглядности. Таким образом, наглядная информация при прочих равных условиях легче приходит на ум, а поэтому связанные с ней события оцениваются как более вероятные. По сути дела и данном случае мы имеем дело с влиянием на оценочные суждения стремления (как правило неосознанного) упростить процедуру вынесения суждения, сэкономить когнитивные усилия, заменяя детальный анализ информации менее трудоемким приемом — опорой на живость информации, на свежесть ее следа в памяти.
Информация о работе Дискретный и континуальный подход к изучению памяти