Дискурс смеха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 15:02, реферат

Описание работы

Смеховой мир следует понимать как био-социо-культурное явление (исходя из определения человека как биосоциокультурного существа). Смеховой мир содержит в себе практически все аспекты смеха: от зарождения в недрах первобытных общностей, развитой системы народной культуры и вершины своего развития — смеховой культуры. Его качествами являются: синкретичность,4 природность, импульсивность, относительная статичность, архаичность первоначальных смыслов. Смеховой мир содержит в себе зачатки всех форм смеховой культуры, которая, в свою очередь, предстает более структурированным и профессионально обусловленным явлением культуры. Смеховой мир является пред-эстетическим в культуре.

Файлы: 1 файл

Смеховой мир следует понимать как био.docx

— 15.08 Кб (Скачать файл)

Смеховой мир следует  понимать как био-социо-культурное явление (исходя из определения человека как биосоциокультурного существа). Смеховой мир содержит в себе практически все аспекты смеха: от зарождения в недрах первобытных общностей, развитой системы народной культуры и вершины своего развития — смеховой культуры. Его качествами являются: синкретичность,4 природность, импульсивность, относительная статичность, архаичность первоначальных смыслов. Смеховой мир содержит в себе зачатки всех форм смеховой культуры, которая, в свою очередь, предстает более структурированным и профессионально обусловленным явлением культуры. Смеховой мир является пред-эстетическим в культуре.

Смеховая культура является структурным элементом эстетической культуры и, следовательно, культуры в  целом. Смеховую культуру можно представить  как культурный феномен, для которого характерны целостность и универсальность  культурных смыслов, сформировавшихся на базе обширного смехового мира, народной смеховой культуры. В нем  выражается способность человека к  комической оценке действительности. Смеховую культуру мы представляем как  художественно-эстетическое в культуре. Смеховой мир и смеховая культура не могут пониматься тождественно.

Понятие «народная смеховая культура», не является тождественным  «смеховой культуре». Оно представляет собой промежуточное переходное звено между смеховым миром и  смеховой культурой. В целом ее можно  обозначить как социокультурный феномен, внехудожественное эстетическое в культуре. Особенности народной смеховой культуры: природность, синкретичность, нормативность, миросозерцательность, относительная статичность, традиционность, характерная для народной культуры в целом. Отличительной чертой является постепенный отход от архаических первоначальных смыслов смехового мира, их постепенная трансформация на протяжении достаточно длительного времени и появление «полупрофессионального искусства».

В исследовании мы обратились к смеху как фактору культурной идентификации и сохранения культуры (на примере народов ханты и  манси), предварительно выявив общечеловеческое и особенное в смеховых мирах  разных народов через универсальность  смеха в культуре.

Смех является универсальным  культурообразующим смыслом: верха и низа, жизни и смерти, плодородия и бесплодия и так далее во всех культурах без исключения. Он способен выступать в качестве универсального культурного паттерна, изменяться во времени, но не исчезать.

Смех выявляет способности  человека адаптироваться к любым  культурно-историческим формам в короткие временные сроки. И, наконец, его  сущность раскрывается не только посредством  социализации, но и инкультурации человека.

Во всех этнокультурах  существуют начала, характерные для  всего человечества, что имеет  большое значение в современном  мире с его возрастающими тенденциями  к противоречивости. Смех помогает выявлению и развитию общечеловеческих начал в культуре и может привести к сглаживанию многих конфликтов в глобальном мире. И в тоже время  он является фактором культурной идентификации  народа, способом выживания и сохранения его культуры.

 

Актуальность темы исследования определяется, во-первых, тем, что изучение феномена смеха, возникшего на стыке  различных срезов человеческого  бытия (прежде всего, духовной и телесной его сторон), открывает новые возможности  для понимания сущности человека и социума в аспекте нравственной истории. В современном состоянии  российского общества, которое характеризуется  отсутствием общепринятых положительных  ценностных ориентиров и моральным  релятивизмом, важность диалога со смеховой культурой перспективна: сохраняя духовное здоровье нации во времена  тоталитаризма и реакции, смех сохранял исконные человеческие несвободе личности. Понимание этих идеалов как нельзя более важно и ценно именно сейчас. 
Во-вторых, смех имеет актуальное значение для осмысления истории этики в целом, а в конечном итоге - и для теории морали. Обличая моральное зло, освещая обширные пласты человеческой жизни, модели поведения, типы личности, смеховая культура не только описывает современное ей общество, но и дает ему нравственную оценку, важную для понимания сущности морали в целом. 
В-третьих, актуален нормативный аспект смеха - поиск и утверждение нравственных идеалов и ценностей. С этой точки зрения крайне значительна его социально-нравственная регулятивная функция, показывающая отношение между сущим и должным, что становится важным в настоящую эпоху кризиса норм и установлений морали. Ценным представляется и то, что смеховая культура утверждает именно общечеловеческие жизненные ценности, наполненные древними смыслами нравственного очищения и возрождения, единения, оптимизма, полноты жизни, любви к родной земле, которые противостоят нежизнеспособным идеологическим и политическим догмам и постулатам. В здоровом смехе сублимируется положительная энергетика, столь необходимая обществу на фоне негативной общественно-политической и социально-психологической обстановки современности. 
В-четвертых, смех, как многоаспектное явление, основан на различных представлениях о человеке и его сущностных проявлениях, его отношении к миру и другим людям (мировоззренческая установка личности). Если первая традиция в смехе основана на телесных, пластических интуициях и пытается охватить глубины человеческого бытия, основываясь на представлении о человеке как онтологической ценности, то вторая - на рациональном подходе к морали и истории. 
Таким образом, смех, проникающий во все сферы человеческой жизни, представляет собой междисциплинарный объединяющий феномен, приобретая универсальный мировоззренческий характер, что делает его одним из ценных свидетельств нравственной истории человечества. 


Информация о работе Дискурс смеха