Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 15:02, реферат
Смеховой мир следует понимать как био-социо-культурное явление (исходя из определения человека как биосоциокультурного существа). Смеховой мир содержит в себе практически все аспекты смеха: от зарождения в недрах первобытных общностей, развитой системы народной культуры и вершины своего развития — смеховой культуры. Его качествами являются: синкретичность,4 природность, импульсивность, относительная статичность, архаичность первоначальных смыслов. Смеховой мир содержит в себе зачатки всех форм смеховой культуры, которая, в свою очередь, предстает более структурированным и профессионально обусловленным явлением культуры. Смеховой мир является пред-эстетическим в культуре.
Смеховой мир следует понимать как био-социо-культурное явление (исходя из определения человека как биосоциокультурного существа). Смеховой мир содержит в себе практически все аспекты смеха: от зарождения в недрах первобытных общностей, развитой системы народной культуры и вершины своего развития — смеховой культуры. Его качествами являются: синкретичность,4 природность, импульсивность, относительная статичность, архаичность первоначальных смыслов. Смеховой мир содержит в себе зачатки всех форм смеховой культуры, которая, в свою очередь, предстает более структурированным и профессионально обусловленным явлением культуры. Смеховой мир является пред-эстетическим в культуре.
Смеховая культура является
структурным элементом
Понятие «народная смеховая культура», не является тождественным «смеховой культуре». Оно представляет собой промежуточное переходное звено между смеховым миром и смеховой культурой. В целом ее можно обозначить как социокультурный феномен, внехудожественное эстетическое в культуре. Особенности народной смеховой культуры: природность, синкретичность, нормативность, миросозерцательность, относительная статичность, традиционность, характерная для народной культуры в целом. Отличительной чертой является постепенный отход от архаических первоначальных смыслов смехового мира, их постепенная трансформация на протяжении достаточно длительного времени и появление «полупрофессионального искусства».
В исследовании мы обратились к смеху как фактору культурной идентификации и сохранения культуры (на примере народов ханты и манси), предварительно выявив общечеловеческое и особенное в смеховых мирах разных народов через универсальность смеха в культуре.
Смех является универсальным культурообразующим смыслом: верха и низа, жизни и смерти, плодородия и бесплодия и так далее во всех культурах без исключения. Он способен выступать в качестве универсального культурного паттерна, изменяться во времени, но не исчезать.
Смех выявляет способности человека адаптироваться к любым культурно-историческим формам в короткие временные сроки. И, наконец, его сущность раскрывается не только посредством социализации, но и инкультурации человека.
Во всех этнокультурах
существуют начала, характерные для
всего человечества, что имеет
большое значение в современном
мире с его возрастающими
Актуальность темы исследования
определяется, во-первых, тем, что изучение
феномена смеха, возникшего на стыке
различных срезов человеческого
бытия (прежде всего, духовной и телесной
его сторон), открывает новые возможности
для понимания сущности человека
и социума в аспекте
Во-вторых, смех имеет актуальное значение
для осмысления истории этики в целом,
а в конечном итоге - и для теории морали.
Обличая моральное зло, освещая обширные
пласты человеческой жизни, модели поведения,
типы личности, смеховая культура не только
описывает современное ей общество, но
и дает ему нравственную оценку, важную
для понимания сущности морали в целом.
В-третьих, актуален нормативный аспект
смеха - поиск и утверждение нравственных
идеалов и ценностей. С этой точки зрения
крайне значительна его социально-нравственная
регулятивная функция, показывающая отношение
между сущим и должным, что становится
важным в настоящую эпоху кризиса норм
и установлений морали. Ценным представляется
и то, что смеховая культура утверждает
именно общечеловеческие жизненные ценности,
наполненные древними смыслами нравственного
очищения и возрождения, единения, оптимизма,
полноты жизни, любви к родной земле, которые
противостоят нежизнеспособным идеологическим
и политическим догмам и постулатам. В
здоровом смехе сублимируется положительная
энергетика, столь необходимая обществу
на фоне негативной общественно-политической
и социально-психологической обстановки
современности.
В-четвертых, смех, как многоаспектное
явление, основан на различных представлениях
о человеке и его сущностных проявлениях,
его отношении к миру и другим людям (мировоззренческая
установка личности). Если первая традиция
в смехе основана на телесных, пластических
интуициях и пытается охватить глубины
человеческого бытия, основываясь на представлении
о человеке как онтологической ценности,
то вторая - на рациональном подходе к
морали и истории.
Таким образом, смех, проникающий во все
сферы человеческой жизни, представляет
собой междисциплинарный объединяющий
феномен, приобретая универсальный мировоззренческий
характер, что делает его одним из ценных
свидетельств нравственной истории человечества.