Дневные и ночные страхи у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 15:58, реферат

Описание работы

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх — такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости страхам, зависимости от них меняется поведение человека, он становится неуверенным в себе, а временами его может даже разбить "эмоциональный паралич". Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно.

Файлы: 1 файл

Захаров А.И., Дневные и ночные страхи у детей.doc

— 1.59 Мб (Скачать файл)

13 Зак № 409

386

Ночные страхи

мально раскрывается творчество ребенка. В конце он награждается рукопожатием, приветливыми словами, произносимыми хором всеми присутствующими (подобно тому, как актеры выходят на "бис" после окончания спектакля). Да и перед началом игры каждый из участников лечебной игры (а это могут быть двое, трое и четверо, но не больше, детей) представляется всем остальным, объявляя во всеуслышание, как его зовут и сколько ему лет. Если ребенок не хочет быть вначале собой в более раннем периоде своей жизни, то ему предоставляется возможность выбрать любую роль, но с условием, что в одном из вариантов игры он проиграет свои прежние переживания.

Если страх  возник раньше под влиянием пси-хотравмирующей ситуации и сохраняется до настоящего времени, необходимо, чтобы ребенок побывал в роли как себя, так и угрожающего образа, неважно, в каком соотношении, следует также обратить большее внимание на другие, столь же упорно державшиеся страхи. Обычно это говорит о неврозе страха, нарушенной системе саморегуляции и психической защиты.

Приведем еще  несколько примеров игровой нейтрализации  прошлых страхов. Повторяем, что все рассматриваемые ниже игры проводились после психотерапии страхов из 15 тематических игр и ролевой драматизации страхов, снявших актуальность их воздействия в настоящем. Чтобы страхи не повторились в снах и ослабло общее нервно-психическое напряжение у детей, используется игро-

Как помочь аетям  пучше спать ночью_____387

вая нейтрализация  травмирующих эпизодов из прошлой жизни."

Мальчик 4 лет  с неврозом страха никак не мог  родиться, как большинство сверстников. Воды отошли задолго до начала родовой деятельности, в результате пришлось неоднократно использовать стимуляцию. Из-за ослабленности принесли матери только на третий день, с трудом взял грудь, был вялым, раздражительным, капризным. Из 29 страхов в четыре года у него было 18 — высокий, в 2,5 раза больший, чем у сверстников, средний балл страхов. Ночью вскрикивал, плакал, метался. После четырех игровых занятий по преодолению дневных страхов была проиграна ситуация травмирующих родов. Были поставлены в непрерывный ряд столы, стулья, банкетки. Везде у них было отверстие внизу, не очень большое, но позволяющее пролезть с некоторым напряжением. Взрослые стояли наверху и шумно реагировали на продвижение мальчика давлением ногами, присаживанием, раскачиванием столов, стульев, стуком по ним и т. п. В конце пути стоял отец, радостно принявший сына в свои объятия.

Через несколько  дней мальчик поехал с матерью в переполненном, как всегда, автобусе, уже без слез и истерик. Через две недели стал спать более спокойно и перестал жаловаться на страшные сны, из которых он не мог выйти (проснуться), как и свободно родиться раньше.

*  Методика  не имеет аналогов в научной  литературе.

388

Ночные страхи

У девочки 4 лет  мать долго не могла разрешиться от бремени, пока не было произведено кесарево сечение. В дальнейшем развились весьма нечастые в этом возрасте страхи смерти, проявляемые бесконечным мытьем рук. Замечен был и панический страх неожиданных, внезапных воздействий, а страшные сны шли сериалами. То, что она могла" погибнуть, не родившись, было более чем вероятно, и ее столь рано появившийся страх смерти   с   защитными   ритуалами   —   следствие внутриутробно испытанного инстинктивного страха. Нож акушера, внезапность извлечения из матки, мгновенное отсечение пуповины — тоже ощущения не из приятных. Отсюда страх неожиданного воздействия, страх новых ситуаций, скованность и напряженность при общении с незнакомыми людьми  и  заикание  —  как  результат  этих запредельных стрессов.

В игре она согласилась  быть девочкой, которая пыталась вылезти из круглых отверстий детских столов, поставленных друг на друга так, что образовалась своего рода башня, имитирующая, как можно догадаться, матку. Для девочки же это было очередное игровое занятие, как всегда привлекающее новизной, неизвестностью и одновременно  возможностью проявить себя,  заслужить одобрение и похвалу, быть эмоционально принятой. Постройка для игры не была создана заранее, как декорация, а осуществлялась как начальный этап игры. Девочка играла с куклами, в то время как вокруг нее росла башня, закрытая сверху банкеткой, так что в конце концов образовалось замк-

Как помочь сетям  лучше спать ночью          389

нутое пространство, а сам процесс строительства  ассоциировался с развитием эмбриона и плода в полости матки. После  завершения постройки девочка пыталась вылезти из отверстий внизу, но остальные участники игры вталкивали ее обратно — она же не могла родиться естественным путем. Тогда открылся верх, и отец девочки, нагнувшись внутрь башни, поднял ее руками, к восхищению и облегчению остальных участников игры. Повторимся: и до этого были игры по преодолению страхов смерти и страхов неожиданных ситуаций. В результате заикание быстро пошло на убыль, и через несколько дней от него остались только "рожки да ножки".

Мальчик 5 лет, тоже с неврозом страха, на дух не переносил собак, любых — от карманных до бульдогов, догов и овчарок. Прижимался при виде их к матери, дрожал, плакал и главное, перестал с тех времен нормально спать ночью. В те "времена", в полтора года, он испытал сильный испуг, когда ожидал лифт вместе с мамой. Дверь лифта внезапно открылась, и выскочил спаниель, решивший, что он уже на улице, а хозяин, не державший его на поводке, ему не указ. От громкого, радостного лая собаки наш мальчик опешил, закричал от испуга, затрясся от плача. Опять же мы проиграли все предшествующие страхи мальчика, тем не менее чувствовалось, что он еще напряжен, скован и застенчив в новой, непредсказуемой ситуации общения. И хотя находился в самом активном возрасте для развития умения принимать и играть роли, не мог воспользоваться этим, предпо-

39О

Ночные страхи

читая крайне ограниченный круг контактов, в основном со взрослыми.

В первом действии драмы Саша (так его назовем) остался собой, как и мать. Автор играл роль хозяина злополучной собаки, а последнюю изображала одна из психологов, проходящая у нас обучение. Остальные участники игры, включая отца, образовали сцепленными руками стенки лифта. Лифт затрясся, поехал, Саша "нажал кнопку", и лифт остановился. Двое взрослых как дверь подняли руки, и "спаниель" вырвался наружу, пытаясь наброситься на мальчика. Все получилось, как и тогда, Саша задрожал и пытался убежать от преследующей его "собаки".

Во втором действии он изображал объект страха, то есть собаку. Ее хозяином остался автор, а отец был мальчиком. Как только собака вырвалась на волю, "мальчик", в отличие от предыдущей сцены, никуда не убегал, а стоя, как монолит, громко, глядя прямо в глаза собаке, приказал: "Стой!" Собака остановилась, как вкопанная, завизжала, забурчала и вернулась к хозяину. Урок должного поведения был преподнесен.

В третьем действии мальчик снова в своей роли повторил предыдущее поведение отца в роли "мальчика", приказав собаке остановиться. Затем он вошел в лифт вместе с матерью, и все благополучно доехали до первого этажа и отправились по своим делам. После игры родители отметили уменьшение страхов собак до обычной в этом случае настороженности при их появлении. Ночь у

Как помочь нетям  лучше спать ночью           391

нашего пациента стала спокойной и из снов исчезли чудовища, словно их и не было на свете.

Итак, метод игровой  нейтрализации последствий психических травм, в данном случае ночных испугов, подразумевает ролевое вовлечение в игровое действие детей и родителей; перемену ролей агрессора и жертвы; позитивное (конструктивное) решение ранее травмирующей ситуации через противоположную аффекту страха эмоциональную проработку сценария игры; и, конечно же, эмоциональный контакт с ребенком и родителями, веру с обеих сторон в положительные, видимые результаты психотерапии.

В заключение приведем основные факторы, указывающие на достоверную  вероятность возникновения КС у детей.

1. Затрудненное  с рождения засыпание с последующим беспокойным сном и плохим самочувствием днем.

2. Наличие КС  у родителей того же пола, особенно у матерей девочек.

3.    Невротическая   привязанность   (зависимость) детей к чрезмерно опекающей, боязливой и тревожно-мнительной  матери,  что  максимально выражено при недостаточной роли отца в семье в сочетании с его жестокостью.

4. Плохая переносимость  ожидания, неизвестности;   страхи   при   контактах   с   незнакомыми людьми, при ответах и выступлениях.

5.  Повышенная  внушаемость в сочетании с  магическим настроем и низкой  самооценкой.

392

Ночные стоахп

6. Превышающее  возраст количество дневных страхов, прежде всего: нападения, заболевания (заражения), смерти себя и смерти родителей, животных (особенно змей), стихии, высоты, как и глубины, огня, пожара и войны. Страхи перед засыпанием, в том числе выявленная нами триада страхов  —  одиночества,  темноты  и  замкнутого пространства. Дополним дневными страхами Волка, Бабы Яги, Бармалея, Кощея, Змея Горыныча в дошкольном возрасте; Пиковой Дамы, Черной Руки, Скелетов, призраков, чертей в более старшем возрасте.

7.  Невротическое расстройство личности  у матерей и детей.

У девочек следует  добавить ряд факторов:

A.  Токсикозы  беременности у матери.

Б. Страхи неожиданных, внезапных ситуаций.

B.  Открытость  в характере (правополушар-ность).

Г. Конфликтные  отношения с отцом и физические наказания с его стороны.

Уже известные  нам положения представим в виде следующих выводов:

1. Кошмарные  сны — это "ночная реальность" как отражение страхов и переживаний  детей и родителей при развитой эмоциональной, образной памяти, впечатлительности и воображении.

2.  Кошмарные  сны — один из существенных  способов отреагирования негативного  жизненного опыта, связанного  с угрозой семейного и социального неприятия, осуждения и наказания.

Как помочь аетям  лучше спать ночью

393

3.  Кошмарные  сны являются иррациональ-I ным способом переработки страхов, несущих угрозу для жизни, а также невротического состояния

I детей и матерей.

4.  Больше  всего кошмарных снов в старшем Iдошкольном возрасте, где максимум страхов, мотивированных страхом смерти.

5.  Переживание смерти впервые происходит во сне, опережая дневные страхи сказочных персонажей, но сохраняя их в дальнейшем в виде страхов чудовищ и внезапного воздействия.

6. Более выраженный  инстинкт самосохранения у девочек находит отражение в большей частоте и повторах КС, как и в более раннем переживании смерти во сне.

7.  Психологическими  механизмами заражения мальчиков страхами и, соответственно, кошмарными снами является невротическая привязанность к матери, подчеркнутая отсутствием отца, недостаточным влиянием или жестокостью. В большей степени это наблюдается в младшем дошкольном возрасте. У девочек ведущее значение в трансмиссии кошмарных снов имеет механизм полоролевой идентификации с тревожно-мнительной и невротичнои матерью в старшем дошкольном возрасте.

Мы убедились, подтверждая исходную гипотезу об отражении в КС возрастных проблем развития детей, нарушенных семейных отношений, неадекватности воспитания и неблагоприятных личностных особенностей родителей, что ввиду своей диагностической функции и отрицательного

394

Ночные страхп

влияния на психическое  здоровье КС заслуживают самого внимательного изучения и как можно более раннего устранения с целью предупреждения появления неврозов как психогенного заболевания формирующейся личности ребенка. При уже развившемся неврозе кошмарные сны помогают лучше понять переживания детей, их внутренний, психологический конфликт и эффективно использовать современные методы психотерапии неврозов, нарушенных отношений в семье и неправильного воспитания.

Приложение

"УСТАМИ МЛАДЕНЦА  ГЛАГОЛЕТ ИСТИНА"

396

Приложение

Приведем рисунки  детей, отражающих переживания страха в дневных и ночных снах.

Дневные страхи у детей

Особое внимание один мальчик 8 лет обращал на себя в новых, незнакомых ситуациях. Пройти по улице или площади, где нет людей, для него было просто невозможно. Можно было потеряться, исчезнуть без личного телохранителя-матери и это объяснимо по крайней мере в дошкольном возрасте. Но чтобы быть неспособным преодолеть ряд открытых пространств по дороге в школу и вцепляться в руку матери, как последнюю надежду — это явно отличалось от поведения сверстников. Суть в том, что дома он психологически один среди ссорящихся взрослых. Все его попытки открыться, наладить контакт не увенчались успехом, до него никому не было дела в семье, которая то рушилась, то восстанавливалась и остановить этот процесс было не в его силах. Учится мальчик в очень суровой английской школе, что для него синоним неврастении, раз он не такой быстрый (флегматик), да еще переученный (насильно) левша. Дали мы задание нарисовать страх открытого пространства. На рисунке изображена безжизненная территория, где нет ни души, кричи — не докричишься; дома, люди так далеко, почти за горизонтом, в другой галактике. Эффект от такого рисования был нулевым, но начало положено уже тем, что мальчик отва-

Приложение

397

жился нарисовать свой страх, за что и заслужил одобрение и похвалу автора и работающих с ним ассистентов. Через неделю был принесен другой рисунок с предварительной установкой нарисовать себя небоящимся. На рисунке мальчик изобразил себя с собакой на поводке (чтобы не сбежала и он не остался один). Восприятие стало менее тревожным, что заметно по внесению цветового разнообразия в изображение домов и фонарей. Другой, более благополучный мальчик нарисовал бы на месте собаки кого-нибудь из сверстников или членов семьи. Но как раз с ними и нет эмоциональной близости у автора рисунка. И собачки у него нет, только воображаемая. Тем не менее "мечтать не вредно" и легче ему стало переносить страх одиночества, а именно он и закодирован в социально-опосредованном страхе открытого пространства. Для сравнения, в страхе замкнутого пространства, как обратной стороны страха открытого пространства, скрыт инстинктивно обусловленный страх смерти, что и подтвердили приведенные ранее данные ЭВМ анализа страхов. В свою очередь страх одиночества предопределен отсутствием эмоциональной поддержки в семье и конфликтами родителей, поэтому и может пройти окончательно только после налаживания внутрисемейных отношений.

Информация о работе Дневные и ночные страхи у детей