Федеральное агентство по образованию
Томский государственный
архитектурно-
строительный университет
Институт заочного
и дистанционного обучения
Кафедра философии
РЕФЕРАТ
КОНФОРМИЗМ, ЕГО ДОСТОИНСТВА
И НЕДОСТАТКИ
Выполнил:
Студент ОЗО
Группы 7141Б
Голованов М.В.
Проверил:
Жуйкова И.Н.
Белово 2014
Понятие «конформизм».
Конформное поведение.
Еще в древности философы
сходились в том, что человек не может
жить в социуме и не быть зависимым от
него. В течение всей жизни индивид имеет
непосредственные или опосредованные
связи с другими людьми, действуя на них
или подвергаясь социальным воздействиям.
Часто человек меняет поведение или мнение
под влиянием общества, соглашаясь с чужой
точкой зрения. Такое поведение обусловлено
способностью к конформизму.
Конформизм (от позднелат. conformis — подобный, сообразный) — морально-политическое
и морально-психологическое понятие, обозначающее приспособленчество,
пассивное принятие существующего социального
порядка, политического режима и т.д., а
также готовность соглашаться с господствующими
мнениями и взглядами, общими настроениями,
распространенными в обществе. В социально-психологической
литературе чаще говорят не о конформизме,
а о конформности или конформном поведении,
имея в виду чисто психологическую характеристику
позиции индивида относительно позиции
группы, принятие или отвержение им определенного
стандарта, мнения, свойственного группе,
меру подчинения индивида групповому
давлению.
По мнению Майерса, конформизм
– это «изменение поведения или убеждения…
в результате реального или воображаемого
давления группы».
Есть несколько разновидностей
конформизма. Рассмотрим две из них – уступчивость
и одобрение. Иногда
мы проявляем конформность, не веря по-настоящему
в то, что делаем. Мы повязываем галстук
или надеваем платье, хотя не любим ни
того ни другого. Подобный внешний конформизм
называется уступчивостью. Мы уступаем требованиям
окружающих, чтобы заслужить поощрение
или избежать наказания. Если наша уступчивость
представляет собой ответ на недвусмысленный
приказ, то её можно назвать подчинением.
Иногда мы и сами искренне верим
в то, что нас вынуждает делать группа.
Мы можем пополнить ряды миллионов пьющих
молоко людей, потому что считаем его полезным.
Этот внутренний, искренний конформизм
называется одобрением. Нередко одобрение
возникает после уступки. За исключением
тех случаев, когда мы не чувствуем себя
ответственными за свои поступки, мы обычно
проникаемся симпатией к тому, что нам
приходится отстаивать.
Понятие «конформизм»
приобрело специфический негативный оттенок
в политике как символ соглашательства
и примиренчества. В работах последних
лет часто употребляется термин
«социальное влияние». Противоположными
конформности понятиями являются понятия
«независимость», «самостоятельность
позиции», «устойчивость к групповому
давлению» и т.п. Напротив, сходными
понятиями могут быть понятия «единообразие», «условность», хотя
в них содержится и иной оттенок. Единообразие,
например, тоже означает принятие
определенных стандартов, но принятие, осуществляемое
не в результате давления.
Конформность констатируется
там и тогда, где и когда фиксируется наличие
конфликта между мнением индивида и мнением
группы и преодоление этого конфликта
в пользу группы. Мера конформности —
это мера подчинения группе в том случае,
когда противопоставление мнений субъективно воспринималось
индивидом как конфликт. Различают внешнюю
конформность, когда мнение группы принимается
индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему
сопротивляться, и внутреннюю (иногда
именно это и называется подлинным конформизмом),
когда индивид действительно усваивает мнение
большинства. Внутренняя конформность
и есть результат преодоления конфликта
с группой в ее пользу.
В исследованиях
конформности обнаружилась еще одна возможная
позиция, которую оказалось доступным
зафиксировать на экспериментальном уровне.
Это — позиция негативизма. Когда группа
оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется
этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне
независимую позицию, во что бы то ни стало
отрицая все стандарты группы, то это и
есть случай негативизма. Лишь на первый
взгляд негативизм выглядит как крайняя
форма отрицания конформности. В действительности,
как это было показано во многих исследованиях,
негативизм не есть подлинная независимость.
Напротив, можно сказать, что это есть
специфический случай конформности, так
сказать, «конформность наизнанку»: если
индивид ставит своей целью любой ценой
противостоять мнению группы, то он фактически
вновь зависит от группы, ибо ему приходится
активно продуцировать антигрупповое
поведение, антигрупповую позицию или
норму, т.е. быть привязанным к групповому
мнению, но лишь с обратным знаком (многочисленные
примеры негативизма демонстрирует, например,
поведение подростков). Поэтому позицией,
противостоящей конформности, является
не негативизм, а самостоятельность, независимость.
Впервые модель
конформности была продемонстрирована
в известных экспериментах С. Аша, осуществленных
в 1951 г. Эксперименты эти считаются классическими,
несмотря на то, что они подверглись весьма
серьезной критике. Группе студентов предлагалось
определить длину предъявляемой линии.
Для этого каждому давались две карточки
— в левую и правую руки. На карточке в
левой руке был изображен один отрезок
прямой, на карточке в правой руке — три отрезка, причем лишь один
из них по длине равный отрезку на левой карточке. Испытуемым
предлагалось определить, который из отрезков
правой карточки равен по длине отрезку,
изображенному на левой карточке. Когда
задание выполнялось индивидуально, все
решали задачу верно. Смысл эксперимента
состоял в том, чтобы выявить давление
группы на мнение индивидов методом
«подставной группы». Экспериментатор
заранее вступал в сговор со всеми
участниками эксперимента, кроме одного
(«наивного субъекта»). Суть сговора состояла
в том, что при последовательном предъявлении всем
членам «подставной» группы отрезка левой
карточки они давали заведомо неправильный
ответ, называя этот отрезок равным более
короткому или более длинному отрезку
правой карточки. Последним отвечал «наивный субъект»,
и было важно выяснить, устоит ли он в собственном
мнении (которое в первой серии при индивидуальном
решении было правильным) или поддастся
давлению группы. В эксперименте Аша более одной трети (37%)
«наивных субъектов» дали ошибочные ответы,
т.е. продемонстрировали конформное поведение.
В последующих интервью их спрашивали,
как субъективно переживалась заданная
в эксперименте ситуация. Все испытуемые
утверждали, что мнение большинства давит
весьма сильно, и даже «независимые» признавались,
что противостоять мнению группы очень
тяжело, так как всякий раз кажется, что
ошибаешься именно ты.
Существуют многочисленные
модификации экспериментальной методики
Аша (например, методика Р. Крачфилда),
но суть ее остается неизменной — это
метод «подставной группы», причем сама
группа набрана специально для целей эксперимента
в условиях лаборатории. Поэтому все попытки
дать объяснение как самому феномену,
так и степени конформности различных индивидов
должны учитывать эту существенную особенность группы. На основании
самоотчетов испытуемых и выводов, построенных
экспериментаторами, были выявлены многочисленные
зависимости. Хотя на основе собственных
оценок результатов эксперимента испытуемыми
причина податливости усматривались в
их личных особенностях (или в связи с
низкой самооценкой, или благодаря признанию
каких-то дефектов собственного восприятия),
в большинстве объяснений исследователями
было принято, что конформность не есть
строго личностная характеристика индивида.
Конечно, и эти показатели достаточно
значимы; например, было установлено, что
на степень конформности влияют и менее
развитый интеллект, и более низкий уровень
развития самосознания, и многие другие
обстоятельства подобного толка. Однако столь же определенным
был и другой вывод, а именно, что степень конформности
зависит и от таких факторов, как характер
ситуации эксперимента и
состав, структура группы. Однако роль
именно этих характеристик не
была выяснена до конца.
К важнейшим причинам
этого относится, прежде всего, лабораторный
характер группы, что не позволяет в полной
мере учесть такой фактор, как значимость
для индивида высказываемого мнения. Проблема
значимости ситуации вообще очень остро
стоит перед социальной психологией. В
данном контексте проблема значимости
имеет как минимум две стороны. С одной стороны, можно поставить
вопрос о том, значим ли для индивидов предъявляемый материал?
В экспериментах Аша — это отрезки разной
длины. Легко предположить,
что сравнение длин этих отрезков — мало
значимая задача. В ряде экспериментов
материал варьировался, в частности, вместо
длин отрезков сравнивали
площади геометрических фигур и т.д. Все
эти модификации могут, конечно,
способствовать тому, чтобы материал для сравнения был подобран
более значимый. Но проблема значимости
во всей ее полноте этим все равно не решается,
ибо она имеет и другую сторону.
Значимой в полном
смысле этого слова является для личности
ситуация, сопряженная с реальной деятельностью,
с реальными социальными связями этой личности. Значимость
в этом смысле нельзя вообще повысить перебиранием предметов для
сравнения. Конформность, выявленная при решении таких задач,
может не иметь ничего общего с тем, как
поведет себя индивид в каких-то значительно
более сложных ситуациях его реальной
жизни: можно легко уступить группе
при сравнении длины линий, площадей геометрических
фигур и пр., но сохранить независимость
мнения в случае, например, конфликта с
непосредственным начальником. Большинство
критиков справедливо отмечают, что результаты
экспериментов Аша вообще не могут быть
распространены на реальные ситуации,
поскольку «группа» здесь — не реальная социальная
группа, а простое множество людей, собранных специально для
эксперимента. Поэтому справедливо утверждать,
что здесь изучается не давление
группы на индивида, а ситуация присутствия совокупности лиц,
временно объединенных для выполнения
поставленной экспериментатором задачи.
Однако еще более
глубокие соображения, которые требуют
дальнейшего обсуждения экспериментов
по конформизму, высказаны в связи с тем,
что сама модель возможных вариантов поведения,
принимаемая Ашем, весьма упрощена, так как в ней фигурируют
лишь два типа поведения: конформное и
неконформное. Но такая модель допустима
лишь в лабораторной группе, которая является
«диффузной», не сплоченной значимыми
характеристиками совместной деятельности.
В реальных же ситуациях такой деятельности
может возникнуть третий, вообще не описанный
Ашем тип поведения. Он не будет простым
соединением черт конформного и неконформного
поведения (такой результат возможен и
в лабораторной группе), но будет демонстрировать
сознательное признание личностью норм
и стандартов группы. Поэтому в действительности
существуют не два, а три типа поведения: 1) внутригрупповая
внушаемость, т.е. бесконфликтное принятие
мнения группы; 2) конформность
— осознанное внешнее согласие при внутреннем
расхождении; 3) коллективизм, или коллективистическое
самоопределение, — относительное единообразие
поведения в результате сознательной солидарности личности
с оценками и задачами коллектива. Хотя
проблема коллективизма — специальная
проблема, в данном контексте необходимо
подчеркнуть, что феномен группового давления
как один из механизмов формирования малой
группы (точнее, вхождения индивида в группу)
неизбежно останется формальной характеристикой
групповой жизни до тех пор, пока при его
выявлении не будут учтены содержательные
характеристики групповой деятельности,
задающие особый тип отношений между членами
группы. Что же касается традиционных
экспериментов по выявлению конформности,
то они сохраняют значение как эксперименты,
позволяющие констатировать наличие самого
феномена.
Имея в виду именно этот момент,
целесообразно хотя бы вкратце остановиться
на некоторых выявленных в лабораторном
экспериментировании личностных, групповых
и деятельностных
факторах конформного поведения.
Что касается первых из них,
то речь пойдет о личностных характеристиках
членов группы, предрасполагающих их к
актам конформного поведения. В литературе
приводятся данные, свидетельствующие
об отрицательной зависимости между склонностью
членов группы к конформному поведению
и такими их личностными особенностями,
как интеллект, способность к лидерству,
толерантность к стрессу, социальная активность
и ответственность. Показано также, что
лица женского пола более конформны, чем
лица мужского пола.
Кроме того, изучались возрастные
колебания конформного поведения. Согласно
М. Шоу и Ф. Костанзо, между возрастом и
конформностью имеет место криволинейная
зависимость, причем своего максимума
конформность достигает к 12—13 годам, а
затем постепенно снижается (были взяты
четыре возрастные группы испытуемых:
7—9, 11—13, 15—17 лет, 19—21 год).
Несколько иные данные получены
А. П. Сопиковым (он работал с испытуемыми
в возрасте 7—18 лет): в его экспериментах
степень конформности с возрастом снижалась
и наименьшие ее проявления приходились
на 15—16 лет, после чего заметных изменений
в падении конформности не наблюдалось.
Приведенные различия, по-видимому, объясняются
как спецификой использовавшихся экспериментальных
процедур, так и социокультурными особенностями
испытуемых (в бывшем СССР и США). Подчеркнем,
что изложенные выше возрастные показатели
конформности получены в группах сверстников.
К числу изучавшихся исследователями групповых факторов
конформного поведения, судя по литературным
источникам, можно отнести величину группы,
структуру коммуникативных сетей, степень
групповой сплоченности, особенности
композиции группы. Так, показано, что
конформность возрастает с увеличением
единодушного в своих ответах группового
большинства (имея в виду экспериментальную
ситуацию, предложенную С. Ашем), как правило,
до 3—4 человек. Однако стоит в этом большинстве
хотя бы одному человеку проявить инакомыслие
(оно выражается в противоречии его ответа
мнению остального большинства), как процент
конформных реакций тотчас же резко падает
(с 33 до 5,5%, по данным М. Шоу).
Представляют, на наш взгляд,
интерес и данные, характеризующие зависимость
интенсивности конформного поведения
от некоторых особенностей деятельности
испытуемых. Мы уже упоминали о том,
что А. П. Сопиковым была выявлена высокая
степень конформности подростков-оркестрантов
(в среднем по оркестрам она равнялась
67,5%), более чем вдвое превысившей конформность
мальчиков того же возраста, не играющих
в оркестре. В то же время победители физико-математических
олимпиад имели довольно низкие показатели
конформности (всего лишь 23%). В опытах
А. В. Баранова, проведенных со студентами
педагогического и технического вузов,
оказалось, что будущие педагоги вели
себя в экспериментальных ситуациях более
конформно, чем будущие инженеры.
Дальнейшее развитие обсуждаемый
вопрос получает в уже упоминавшейся работе
В. Э. Чудновского, выделяющего два типа
конформного поведения: внешнее и внутреннее подчинение
индивида группе.
Внешнее подчинение проявляется в двух формах:
во-первых, в сознательном приспособлении
к мнению группы, сопровождающемся острым
внутренним конфликтом, и, во-вторых, в
сознательном приспособлении к мнению
группы без сколько-нибудь ярко выраженного
внутреннего конфликта. Внутреннее подчинение
состоит в том, что часть индивидов воспринимает
мнение группы как свое собственное и
придерживается его не только в данной
ситуации, но и за ее пределами.
Автором были выявлены два вида
внутреннего подчинения: бездумное принятие
неверного мнения группы на том основании,
что «большинство всегда право»; и принятие
мнения группы посредством выработки
собственной логики объяснения сделанного
выбора. По мнению автора, подобная логика
выполняет функцию примирения двух противоречивых
тенденций: стремления индивида быть в
согласии и с группой, и с самим собой.