Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 13:49, доклад
В последнее время проблема общения с "трудными" детьми стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных" детей неуклонно растет. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером, ничем не интересуясь и ничего не читая, путешествуют по Интернету или играют в компьютерные игры.
Духовные и психолого-
В последнее время проблема общения с "трудными" детьми стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных" детей неуклонно растет. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером, ничем не интересуясь и ничего не читая, путешествуют по Интернету или играют в компьютерные игры.
Если в былые годы "трудными" детьми становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 8-11 лет. В настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение: "трудный ребенок".
Стоит ребенку однажды попасть в список "трудных" детей, часто за ним по жизни тянется шлейф дурной репутации. С ним мучаются все: и родители, и воспитатели, и педагоги, и социальные работники, и даже священники. Никто не хочет такого ребенка принимать в детский сад или школу, в православную гимназию или воскресную школу, включать в коллектив или дружескую компанию. Перед ним везде и всюду возникает стена, запрет или отказ.
В связи с этим, встают вопросы: "Что мы знаем о "трудных" детях? Почему они становятся "трудными" для нас?"
Очевидно, что мы, взрослые,
не понимаем или не хотим их понять.
Мы привыкли действовать стереотипно,
подгоняя жизненные ситуации под
привычный стандарт. Мы пытаемся воздействовать
на них, а они постоянно воздействуют
на нас, заставляя думать, подбирать
нешаблонные решения и
Существует ли какой-то иной путь работы и общения с "трудными" детьми?
Чтобы найти другой способ
духовного и психолого-
Формирование "эгоистической
индивидуальности" (см. статью о. Евгения
Ефремова в этом выпуске - И.М.) в сознании
ребенка приводит его к духовной
катастрофе. Он перестает быть человеком,
открытым для общения с Богом,
другими людьми и окружающим миром.
Он замыкается в скорлупе своего самолюбия,
теряя способность к
Для того, чтобы действительно помочь "трудным" детям, требуется совсем иной педагогический подход. Мы называем его "жизнедеятельностным", т.к. для его реализации требуется не просто "призыв ко спасению души", а совместное проживание педагогом и воспитанником, родителями и ребенком подлинно христианской жизни, основанной на духовной любви. Соответственно, для общения с "трудными детьми и подростками" требуются особые люди, способные к душепопечению, к состраданию, пониманию, терпению и бережному выхаживанию истощенных душевных сил воспитанников. Не случайно Святитель Василий Великий говорил: "Если хочешь воспитывать других, - воспитай сначала самого себя в Боге". Личный опыт духовного преодоления собственных грехов и несовершенств с помощью Божией помогает воспитателю отыскать правильную тональность общения с "трудными детьми и подростками". Не педагогическим назиданием о том, как нужно себя вести, а любовью и терпением воспитателя будут преодолеваться болезненные изломы их души.
Прежде всего, воспитатель должен привнести в жизнь "трудного" ребенка созидательную силу, разрешающую его глубинный конфликт, он должен уметь выполнить функцию "правдивого зеркала", в которое воспитанник может всмотреться, не испытывая тех болезненных неудобств, которые доставляет ему его внутреннее самосозерцание. Он должен прийти в жизнь своего воспитанника как Друг, имея заведомо доброе отношение к нему самому и сострадательное отношение к его состоянию. Воспитатель должен вникнуть в сущность внутренних переживаний "трудного" ребенка, без осуждения и насмешки, подсказать конструктивный выход из разлада с самим собой через обращение ко Христу как своему личному Спасителю и поддержать его на трудном пути становления новой христианской жизни. Дружелюбное отношение воспитателя к своему воспитаннику возможно лишь при условии, что он сможет узреть в структуре его личности едва уловимый Образ Божий, который вопреки всем несуразным внешним и внутренним проявлениям человека еще продолжает в нем действовать и в перспективе может проявиться и преобразить его. Относясь к своему воспитаннику как к развивающейся личности, воспитатель может по-настоящему ему помочь только тогда, когда он сможет побудить его решиться на тяжкий нравственный труд, направленный на преодоление внутреннего конфликта с самим собой. Тогда со временем ребенок, опираясь на помощь своего старшего Друга, перестанет обороняться от ощущения "внутренней неполноценности" и начнет понуждать себя к постоянному нравственному совершенствованию.
Душепопечение о "трудных" детях и подростках предполагает спокойное, ровное, окрашенное в сочувственные тона отношение воспитателя к своим воспитанникам. Готовность дать полезный совет или подставить свое плечо в трудную минуту, помочь словом и делом постепенно выводит воспитанников из состояния болезненной ущемленности самолюбия, боязни неудачи и недоверия взрослым людям. Первые удачные шаги в новом направлении возвращают "трудным" детям ощущение радости и надежды на позитивные перемены в жизни, укрепляют их уверенность в своих силах и формируют чувство признательности к своему помощнику. Однако сам воспитатель не должен обольщаться бурными проявлениями ответной благодарности, любви и симпатии. Напротив, духовно зрелый воспитатель всегда преобразует эту человеческую благодарность в благодарение Богу, сотворившему его руками чудо пробуждения души своих воспитанников.
"Жизнедеятельностный" подход к общению и воспитанию "трудных детей и подростков" в настоящее время проходит апробацию на территории Районной Управы "Царицыно" г. Москвы. Четырехлетняя совместная деятельность Православного центра, Воскресной школы "Живоносный Источник" в Царицыно и Царицынского центра социального обслуживания (ЦСО), направленная на укрепление семьи и оказание помощи родителям в духовно-нравственном воспитании детей, привела к тому, что сложился единый социально-профилактический и реабилитационный комплекс, в котором могут получить поддержку и деятельную помощь "трудные" дети и подростки.
Главным звеном этого комплекса
является семейная Воскресная школа, в
которой проходят духовное обучение
родители, дети от 5 лет и старше,
подростки и молодежь. Дополнительно
к изучению духовных дисциплин, которые
не преподаются в
Отрадно видеть, что "трудные"
дети и подростки, посещающие Воскресную
школу и Отделение социальной
и психолого-педагогической помощи
семье и детям в Царицынском
ЦСО, благодаря правильно
Информация о работе Духовные и психолого-педагогические аспекты работы с трудными детьми