Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 11:21, реферат
Духовный мир человека - это состояние его внутреннего Эго или Суперэго. Это понимание самим человеком слов и мыслей, взаимосвязи своих желаний, ощущений и поступков, в начале для себя и внутри себя, т.е. осознание и ощущение состояния своего собственного Духа, состояния Души и физического тела.
Духовный мир человека, это не просто частичка общественного сознания, он характеризуется относительной самостоятельностью и с точки зрения структуры, и с точки зрения особенностей функционирования.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Находка
2010
Определение
Духовный мир человека
- это состояние его внутреннего
Духовный мир человека, это не просто частичка общественного сознания, он характеризуется относительной самостоятельностью и с точки зрения структуры, и с точки зрения особенностей функционирования.
Духовный мир человека – это индивидуально неповторимая форма проявления существования, функционирования духовной жизни общества. Формирование духовной жизни это сложный процесс становления человека, он формируется под воздействием целого ряда факторов:
1. под влиянием объективных природных и социальных условий, в которых живет человек.
2. это целенаправленное воспитательное воздействие на человека, личность.
3. приобщение формирующейся личности к участию в практической деятельности.
4. САМОвоспитание, САМОсовершенствование, САМОконтроль и многие другие САМО.
Под воздействием этих объективных и субъективных факторов происходит процесс формирования духовного мира человека.
Элементы духовного мира человека
Началом формирования духовного мира, исходной посылкой и его фундаментом являются знания. Знания – это способ существования сознания. Это система отраженных в голове человека и закрепленных в памяти сведений об окружающем мире и о самом человеке. Знаниями являются только те сведения, которые закрепляются в памяти. Знания приобретаются двумя основными путями:
1. непосредственный контакт формирующейся личности с условиями существования при помощи органов чувств;
2. усвоение опыта человечества, закрепленного в языке.
На основе знаний, их усвоения и обобщения формируется второй очень важный структурный элемент духовного мира личности – ум.
Ум – это способность к самостоятельному логическому анализу, к проникновению в сущность вещей, способность исследовать сложные явления и процессы, делать выводы, имеющее теоретическое и практическое значение. Ум не сводится к количеству знаний. Еще древне–греческий мыслитель Гераклит высказал мысль, которая может считаться крылатой фразой: «многознание уму еще не научает».
На основе знаний и ума формируется рассудок. Рассудок - это присущая человеку способность анализировать, оценивать явления действительности, определять свое отношение к ним, характер поступков и действий в соответствии с потребностями и интересами личности, потребностей и интересов личности, группы, класса, общества. На уровне рассудка человек руководствуется, прежде всего, потребностями и интересами, которые выражают субъективное отношение человека к миру и к себе.
Очень важным структурным элементом духовного мира личности является разум. Разум - это способность согласовывать, соотносить свои желания, цели, и результаты деятельности не только с потребностями и интересами, но, прежде всего, с требованиями объективных законов действительности. Разумно поступает тот, кто в определении целей своей деятельности исходит из целесообразности этой деятельности, как с точки зрения личных интересов, так и с точки зрения интересов общества и согласует свою деятельность с требованиями самой жизни, с задачами, которые жизнь ставит перед человеком, с объективными законами действительности.
Знания, ум, рассудок и разум составляют содержательный фундамент духовного мира человека.
Завершающим этапом формирования духовного мира личности и проявления человека как субъекта социальной деятельности является социальная активность. Социальная активность - это:
1. способ реализации человеком своей сущности;
2. она есть показатель степени социальной зрелости личности;
3. это сфера, в которой происходит процесс САМОсовершенствования, САМОвоспитания, САМОконтроля…
О человеке судят не по его словам, а по делам. В народе говорят, что человек учится на своих собственных и на чужих ошибках.
Высказывания о духовном мире человека
И. Кант: «Две вещи наполняют душу постоянно новым и возрастающим удивлением и благоговением и тем больше, чем чаще и внимательнее занимается ими размышление: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне. То и другое, как бы покрытые мраком или бездною, находящиеся вне моего горизонта, я не должен исследовать, а только предполагать; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования».
А. А. Фет: «Два мира властвуют от века, два равноправных бытия:// один объемлет человека, другой - душа и жизнь моя».
И. А. Ильин: «Человеку от природы присуща способность распознавать и отличать духовное, а также склонность принимать дух и включать его в свою жизнь. Из этой способности и из этого тяготения исходили все великие воспитатели человечества; на них они строили, к ним они взывали, их старались оживить и укрепить».
С. Кьеркегор: «Человек есть дух. Но что же такое дух? Это Я. Но тогда - что же такое Я? Я - это отношение, относящее себя к себе самому, - иначе говоря, оно находится в отношении внутренней ориентации такого отношения, то есть Я - это не отношение, но возвращение отношения к самому себе».
В. Франкл: «Духовность, свобода
и ответственность — это три
экзистенциала человеческого
Э. и Ж. Гонкуры: «Говорят, физически человек обновляется каждые семь лет. А духовно не обновляется ли человек еще чаще? Сколько человек умирает в одном человеке, прежде чем сам он умрет?».
Л. Н. Толстой: «Если человек - только телесное существо, то смерть есть конец чего-то ничтожного. Если же человек - существо духовное, и душа только временно жила в теле, то смерть - только перемена».
Духовный мир и здоровье человека
Несмотря на наличие многочисленных
скептиков, среди которых