Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 10:18, реферат
Целью данной работы является исследование теории потребностей Герцберга как одной из теорий мотивации. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
определить место указанной теории в современных теориях мотивации;
ознакомиться с основными положениями теории;
определить достоинства и недостатки теории.
Введение
Мотивация сотрудников является одним из самых главных и актуальных на сегодняшний день вопросов руководителей и менеджеров по персоналу уважающих себя компаний. Что движет людьми, пришедшими в компанию? Какие цели - личные и профессиональные - они преследуют? Чем можно их заинтересовать? Считается, что в основе поведения всегда лежит мотивация, за исключением деятельности, основанной на безусловных рефлексах. Очевидно, что цели организации существенно отличаются от целей ее работников.
Соответственно возникает
Рассматриваемая проблема особенно актуальна
в настоящее время для
Важнейшим элементом мотивации труда в условиях развития рыночных отношений в России является заработная плата, которая служит одним из средств удовлетворения разнообразных потребностей членов общества. Именно поэтому совершенствование организации оплаты труда, разработка новых подходов к оплате труда, приобретает сегодня особо актуальное значение.
Целью данной работы является исследование теории потребностей Герцберга как одной из теорий мотивации. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
При написании данной работы были
использованы труды таких специалистов,
как Кабушкин Н.И., Вачугов Д.Д. и др.,
а также статьи из Интернета.
1. Характеристика процесса мотивации
1.1. Сущность и основные категории мотивации
Путь к эффективному менеджменту
лежит через понимание того, что
движет человеком, что побуждает
его к деятельности, какие мотивы
лежат в основе его действий. Мотивация
как одна из функций менеджмента
– это процесс создания у работников
организации внутреннего
Поведение человека всегда мотивировано. Он может трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а может уклоняться от работы. Всегда следует искать мотив такого поведения.
Традиционный подход к
мотивации основывался на вере в
то, что сотрудники – всего лишь
ресурсы, активы, которых надо заставить
эффективно работать. Технический прогресс
радикально изменил отношение к
труду и повседневному
Стремление человека реализовать
себя в своём деле бесспорно –
так он устроен. Там, где управление
и организация труда
Основными категориями мотивации являются потребность, мотив и стимул.
Потребность - это осознанная
необходимость в тех или иных
материальных, культурных благах, социальных
и духовных ценностях. В психологии
под потребностью понимается особое
состояние психики индивида, отражающее
несоответствие между его внутренними
и внешними условиями деятельности,
которое является причиной осознания
человеком эмоциональной
Потребность является той силой, которая заставляет людей действовать, производить материальные, социальные и духовные блага. Субъективным выражением этого побуждения к деятельности, сформировавшимся для каждого конкретного человека под воздействием окружающего его внешнего мира, которое отражено в сознании, является мотив.
Мотив - это осознанное индивидом побуждение к деятельности. Вместе с тем он однозначно не определяет содержание, особенности и структуру деятельности человека, так как потребность может быть удовлетворена различными способами в форме различных деятельностей. Так, потребность в одежде может быть удовлетворена путем её покупки в магазине, кражи, пошива самостоятельно или в ателье; наконец, одежду можно попросить, одолжить и т.д. Здесь уже речь идет об объективных условиях жизнедеятельности человека, которые выступают как цели его деятельности.
Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы находятся в определенном соотношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека. Мотивационная структура человека может рассматриваться как основа осуществления им определенных действий; она обладает определенной стабильностью. Тем не менее, эта структура может меняться: в частности, сознательно в процессе воспитания человека, его образования.
Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или «раздражений», вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или, что он желал бы получить в результате определенных действий. Человек реагирует на многие стимулы не обязательно сознательно.
1.2. Стадии процесса мотивации
Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий.
Перечислим стадии процесса мотивации и их основные характеристики:
1) возникновение потребности.
Потребность проявляется в
2) поиск путей устранения
потребности. Потребность
3) определение целей (
что я должен получить, чтобы устранить потребность;
что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;
в какой мере я могу добиться того, что желаю;
насколько то, что я могу получить, может устранить потребность;
4) осуществление действия.
На этой стадии человек
5) получение вознаграждения
за осуществление действия. Проделав
определённую работу, человек либо
непосредственно получает то, что
он может использовать для
устранения потребности, либо
то, что он может обменять на
желаемый для него объект. На
данной стадии выясняется, насколько
выполнение действий дало
6) устранение потребности.
В зависимости от степени
1.3. Современные теории мотивации
Систематическое изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что побуждает человека к труду. Однако исследование поведения человека на рабочем месте даёт некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать модели мотивации труда.
Теории мотивации труда появились в 1940-х годах и в настоящее время продолжают развиваться. Все современные теории мотивации можно разделить на две группы:
2. Характеристика теории потребностей Герцберга
2.1. Результаты исследований Герцберга
Считается, что удовлетворённость
либо неудовлетворённость человека
своими действиями, своим состоянием,
окружением – два полюса, две
противоположности, между которыми
находится состояние и
На стыке 50-60-х гг. американский психолог Фредерик Герцберг совместно с рядом его коллег провёл исследование, касающееся выяснения того, какие факторы, оказывающие мотивирующее и демотивирующее воздействие на поведение человека, вызывают его удовлетворённость или же неудовлетворённость. Он исследовал двести инженеров и бухгалтеров с целью выявления мотивационных факторов и их силы. Служащим задавались два вопроса: «Можете ли Вы детально описать, когда Вы чувствуете себя на работе исключительно хорошо?» и «Можете ли Вы детально описать, когда Вы чувствуете себя на работе исключительно плохо?».
Вывод, который он сделал на основе этих исследований, оказался исключительно оригинальным. Ф. Герцберг заключил, что процесс обретения удовлетворённости и процесс нарастания неудовлетворённости с точки зрения обуславливающих их факторов – это два различных процесса. Т.е. факторы, которые вызывали рост неудовлетворённости, при их устранении не обязательно приводили к увеличению удовлетворённости и, наоборот, из того, что какой-либо фактор способствовал росту неудовлетворённости, никак не следовало, что при ослаблении влияния этого фактора будет расти удовлетворённость.
Вот как Ф. Герцберг описывал соотношение между удовлетворённостью и неудовлетворённостью работой: «Результаты нашего исследования, а также результаты, полученные мною в ходе обсуждений с другими специалистами, использовавшими совершенно иные методы, позволяют заключить, что факторы, вызывавшие удовлетворение работой и обеспечивавшие адекватную мотивацию – это иные и существенно отличные факторы, чем те, которые вызывают неудовлетворение работой. Поскольку при анализе причин удовлетворённости или неудовлетворённости работой приходится рассматривать две различные группы факторов, то, следовательно, эти два чувства не являются прямо противоположными друг другу. Обратным чувству удовлетворения от работы является его отсутствие, а не неудовлетворённость. Обратным чувству неудовлетворённости является, в свою очередь, его отсутствие, а не удовлетворение работой».
Информация о работе Двухфакторная теория мотивации Герцберга